Дело № 2-103/2014
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Володарск 14 февраля 2014 года
Володарский районный суд Нижегородской области в составе:
Председательствующего судьи Моисеева С.Ю.,
с участием помощника прокурора Журавлевой А.С.
при секретаре Генановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Володарского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации к Барцову В.В., Ахмедовой Н.И. о признании не приобретшей право на пребывание в жилом помещении, признании недействительной регистрацию по месту пребывания, снятии с миграционного учета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Володарского района Нижегородской области обратился в интересах Российской Федерации с указанным иском к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Володарского района проведена проверка законности постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан. В ходе проведенной проверки установлено, что в квартире № дома № по ул. <адрес> с 28.01.2000 года зарегистрирован Барцов В.В.. Барцов В.В. предоставил в ОУФМС РФ по Нижегородской области в Володарском районе заведомо ложные сведения о месте фактического пребывания гражданки республики <данные изъяты> Ахмедовой Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой республики <данные изъяты>, документ удостоверяющий личность: иностранный паспорт №; зарегистрирована по месту пребывания в квартире № дома № по ул. <адрес>. Принимающая сторона – Барцов В.В., зарегистрированный по адресу: <адрес>. В ходе проверки со слов собственника указанной квартиры Р.В.П. установлено, что по указанному выше адресу иностранная гражданка, поставленная Барцовым В.В. на миграционный учет в ОУФМС Ахмедова Н.И., в данной квартире с ней не проживает и не пребывает, о том, что по указанному адресу зарегистрированы иностранные граждане ей стало известно от сотрудников отделения УФМС России по Нижегородской области в Володарском районе. Барцов В.В. является ее сыном. Согласно статье 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее Закон) основаниями, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета по месту пребывания являются: постановка иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания; выезда иностранного гражданина из Российской Федерации; смерть иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или объявлении его умершим. Таким образом, в случае отсутствия вышеуказанных сведений, органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снимать с учета по месту пребывания иностранного гражданина, а также вносить необходимые сведения в государственную информационную систему миграционного учета. Вместе с тем, на территории Володарского района имеют место факты регистрации большого количества иностранных граждан по одному адресу, в то время как жилье им фактически не предоставляется. По этой причине органы миграционного учета не обладают достоверной информацией о местонахождении иностранных граждан, что в значительной степени затрудняет миграционный учет, делает возможным их бесконтрольное нахождение и перемещение по территории РФ и как следствие - создает угрозу проявлений экстремизма и терроризма. В ходе проведенной проверки установлено, что Ахмедова Н.И. в жилом помещении по адресу: <адрес> не пребывала, не вселялась, не проживала и не проживает в настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями Р.В.П., справкой отдела УФМС. Таким образом, указанное жилое помещение не является местом пребывания Ахмедовой Н.И., а факт регистрации по месту пребывания не порождающим юридических прав и обязанностей. Просит признать Ахмедову Н.И. не приобретшей право на пребывание в жилом помещении по адресу: <адрес>, признать недействительной регистрацию (постановку на учет) Ахмедовой Н.И. по месту пребывания: <адрес>, обязать ОУФМС России по Нижегородской области в Володарском районе снять Ахмедову Н.И. с миграционного учета по адресу: <адрес> внесением соответствующих изменений в единые базы учета иностранных граждан; в соответствии со ст.206 ГПК РФ установить ОУФМС России по Нижегородской области в Володарском районе срок для совершения вышеуказанных действий.
В судебном заседании помощник прокурора по Володарскому району Журавлева А.С. заявленные исковые требования поддержала.
Ответчик Барцов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежаще, об уважительных причинах неявки не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствии не просил.
Ответчик Ахмедова Н.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения была извещена надлежаще, об уважительных причинах неявки не сообщила, рассмотреть дело в ее отсутствии не просила.
Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд, обязав суд извещать их о времени и месте рассмотрения дела.
Статья 113 ГПК РФ предусматривает, что лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Одновременно статьей 117 ГПК РФ установлено, что при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Согласно п. 33 Правил оказания услуг почтовой связи, почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи. О поступлении регистрируемых почтовых отправлений (судебные извещения относятся к числу регистрируемых почтовых отправлений п. 12 Правил) в почтовые абонентские ящики опускаются извещения. При неявке адресата за почтовым отправлением в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение (абз. 2 п. 35 Правил). Основаниями для возврата почтового отправления по обратному адресу, согласно п. 36 Правил являются: заявление отправителя; отказ адресата (его законного представителя) от получения; отсутствие адресата по указанному адресу; невозможность прочтения адреса адресата; иные обстоятельства, исключающие возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи. Пунктом 35 Правил предусмотрено, что по истечении установленного срока хранения не полученные адресатами регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчиков в порядке заочного судопроизводства.
Третье лицо Р.В.П. в судебном заседании просила удовлетворить требования прокурора, пояснив, что является собственником квартиры по адресу: <адрес>. В данной квартире проживает одна. Где проживает ее сын Барцов В.В. зарегистрированный в указанной квартире она не знает. Ответчик Ахмедова Н.И. в данной квартире никогда не проживала.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, УФМС России по Нижегородской области З.А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора в части обязания ОУФМС России по Нижегородской области в Володарском районе снять Ахмедову Н.И. с миграционного учета с внесением соответствующих изменений в единые базы учета иностранных граждан не согласилась. Указала, что ОУФМС России по Нижегородской области в Володарском районе не является ответчиком по данному делу. Кроме того, они самостоятельно внесут изменения в базы учета иностранных граждан и снимут Ахмедову Н.И. с регистрационного учета при наличии решения суда о признании регистрации Ахмедовой Н.И. по месту пребывания недействительной (фиктивной). Дополнительно обязывать УФМС по Нижегородской области внести изменения нет необходимости.
Выслушав прокурора и представителя третьего лица, изучив и проверив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 4 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» определяет следующие цели, основные принципы и содержание миграционного учета: формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и выполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место жительства) - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства»).
Статьей 21 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» установлено, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учет.
Судом установлено, что прокуратурой Володарского района Нижегородской области проведена проверка законности постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан. В ходе проведенной проверки установлено, что в квартире № дома № по ул. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован Барцов В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №. Барцов В.В. предоставил в ОУФМС РФ по Нижегородской области в Володарском районе заведомо ложные сведения о месте фактического пребывания гражданки республики <данные изъяты> Ахмедовой Н.И.
По данному факту в отношении Барцова В.В. составлен протокол об административном правонарушении №.
Из материалов дела усматривается, что Ахмедова Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой республики <данные изъяты>, документ удостоверяющий личность: иностранный паспорт №; зарегистрирована по месту пребывания в квартире № дома № по ул. <адрес>. Принимающая сторона – Барцов В.В., зарегистрированный по адресу: <адрес>.
Как следует из объяснений собственника указанной квартиры Р.В.П., по указанному выше адресу иностранная гражданка, поставленная Барцовым В.В. на миграционный учет в ОУФМС, Ахмедова Н.И., в данной квартире с ней не проживает и не пребывает, о том, что по указанному адресу зарегистрированы иностранные граждане ей стало известно от сотрудников отделения УФМС России по Нижегородской области в Володарском районе. Барцов В.В. является ее сыном.
Данные обстоятельства не опровергнуты в ходе судебного разбирательства.
Исходя из вышеизложенного, судом установлено, что Ахмедова Н.И. в жилом помещении по адресу: <адрес> не пребывала, не вселялась, не проживала и не проживает в настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями Р.В.П., справкой отдела УФМС России по Нижегородской области.
Таким образом, указанное жилое помещение не является местом пребывания Ахмедовой Н.И., а факт регистрации по месту пребывания не порождающим юридических прав и обязанностей, поскольку регистрация ответчика носит лишь формальный характер.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Ахмедова Н.И. встала на миграционный учет по указанному адресу, заведомо зная, что не будет находиться в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ его местом пребывания. Сведения о постановке на учет Ахмедовой Н.И. по новому месту пребывания в органы миграционного учета не поступали.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании Ахмедовой Н.И. не приобретшей право на пребывание в жилом помещении по адресу: <адрес>, признании регистрации (постановки на учет) Ахмедовой Н.И. по месту пребывания <адрес> недействительной, подлежат удовлетворению.
Истцом также заявлены требования об обязании ОУФМС России по Нижегородской области в Володарском районе снять Ахмедову Н.И. с миграционного учета по адресу: <адрес>, с внесением соответствующих изменений в единые базы учета иностранных граждан.
Статья 23 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета по месту пребывания: постановка иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания; выезд иностранного гражданина из Российской Федерации; смерть иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим; установления в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении.
Порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него регламентируется Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 37 Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Пункт 40 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусматривает, что при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящего Постановления, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
При отсутствии сведений, указанных в пункте 23 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и пункте 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, поскольку статья 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания и обязания органа регистрационного учета снять с учета по месту пребывания иностранного гражданина, признанного судом не приобретшим право по месту пребывания законодательно не предусмотрено.
Кроме того, в действиях УФМС России по Нижегородской области суд не усматривает нарушения законодательства о миграционном учете иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ, поскольку должностное лицо, принимающее уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проверяет правильность заполнения уведомления, сверяет сведения, указанные в уведомлении о прибытии, с представленными документами, и незамедлительно проставляет отметку о постановке на учет. Знать о намерениях иностранного гражданина проживать или не проживать по заявленному адресу, должностное лицо, принимающее уведомление, не может.
В связи с указанным, в удовлетворении исковых требований об обязании ОУФМС России по Нижегородской области в Володарском районе, не являющегося ответчиком по делу, снять Ахмедову Н.И. с миграционного учета по адресу: <адрес>, с внесением соответствующих изменений в единые базы учета иностранных граждан следует отказать. Заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194 – 198, 233 – 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░) ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░).
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.