Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г. Жигулевск 28 сентября 2012 года
Судья Жигулевского городского суда Самарской области Балова А.М.,
с участием истца Алексеева О.К.,
представителя ответчицы Шнайдер Ю.В. – назначенного в порядке ст. 50 ГПК РФ – адвоката Ибрагимова М.Т., действующего по ордеру № № от ДД.ММ.ГГГГ года,
при секретаре Пашиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1574/2012 по иску Алексеева О.К. к Шнайдер Ю.В. о взыскании ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Алексеев О.К. обратился в Жигулевский городской суд с указанным выше иском, требуя взыскать с ответчицы сумму причиненного ущерба в размере 59090 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1972 рубля 70 копеек, расходы на проведение оценки причиненного ущерба в размере 5000 рублей.
Согласно доводам иска, ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Шнайдер Ю.В. был заключен договор аренды принадлежащего истцу на праве собственности нежилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 77,20 кв.м, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 2.1.1. договора, арендодатель обязан передать в пятидневный срок после подписания сторонами договора имущество по акту приема-передачи, в котором должно быть указано техническое состояние арендуемых помещений и находящегося в них оборудования обеспечения здания, а также другого оборудования и передаваемой мебели на момент сдачи его в аренду. Помещение было передано арендатору в надлежащем состоянии в соответствии с планом помещения по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение условий договора, предусмотренных п. 2.3.9., п. 2.3.10. указанного договора, ответчица по окончании договора не передала по акту арендованное помещение, ключей у истца не имелось, на неоднократные требования передачи помещения не реагировала, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ помещение было вскрыто, о чем был составлен соответствующий акт. ДД.ММ.ГГГГ Шнайдер Ю.В. была ознакомлена с актом, о чем в акте имеется ее подпись и приписка с замечаниями. При осмотре помещения установлено, что нежилое помещение находится в следующем состоянии: выломана дверная коробка с частичным разрушением кирпичной кладки, порывом обоев и линолеума, межкомнатная дверь демонтирована, нарушена охранно-пожарная сигнализация; в комнате, размером 22 кв.м, порван линолеум в нескольких местах; в комнате, размером 14 кв.м, на линолеуме многочисленные вмятины, порывы, на раковине сорван смеситель. Согласно отчету № об определении рыночной стоимости работ и материалов, необходимых для устранения ущерба, причиненного помещению и имуществу, рыночная стоимость работ и материалов, требуемых для устранения ущерба, составляет 59090 рублей. Добровольно возместить причиненные убытки ответчица отказалась, однако данная обязанность предусмотрена п. ДД.ММ.ГГГГ., п. ДД.ММ.ГГГГ. договора аренды, заключенного с ответчицей. В связи с указанными обстоятельствами предъявлен настоящий иск.
В судебном заседании истец Алексеев О.К. заявленные требования полностью поддержал и сослалась на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что изменений и дополнений нет.
Ответчица Шнайдер Ю.В. в судебное заседание не явилась, однако надлежащим образом извещалась о времени и месте судебных заседаний по последнему известному месту жительства (л.д. 58, 63, 74), о чем свидетельствуют почтовые уведомления (л.д. 59, 64, 75) и акты о невозможности вручения судебной повестки в связи с отсутствием адресата (л.д. 66, 76).
Представитель ответчицы Шнайдер Ю.В. – назначенный в порядке ст. 50 ГПК РФ – адвокат Ибрагимов М.Т. в судебном заседании относительно заявленных требований возражал, пояснив, что не уполномочен признавать иск.
Выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в связи со следующим.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании ч. 1 ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Согласно ч. 2 ст. 616 ГК РФ, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Право собственности истца на нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, городской округ <адрес>, <адрес>, площадью 77,2 кв.м, подтверждается представленной суду копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).
Согласно представленной суду копии договора аренды объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-13), между истцом и ответчицей Шнайдер Ю.В. был заключен договор аренды нежилого помещения с находящимся в нем оборудованием обеспечения здания по адресу: <адрес>, цокольный этаж, общей площадью 77,2 кв.м, из них арендуемая площадь 63,9 кв.м, под магазин продовольственных товаров, сроком по ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.1., 6.1. договора – л.д. 6, 9). Настоящий договор прекращает свое действие по истечении его срока (п. 6.2. договора – л.д. 9).
В соответствии с п. 2.1.1. указанного договора аренды, арендодатель обязан передать в пятидневный срок после подписания сторонами настоящего договора соответствующее имущество арендатору по акту приема-передачи. В акте должно быть указано техническое состояние арендуемых помещений и находящегося в них оборудования обеспечения здания, а также другого оборудования и передаваемой мебели на момент сдачи его в аренду. Обязанность составления акта приема-передачи лежит на арендодателе. Акт приема-передачи является неотъемлемой частью настоящего договора (л.д. 6).
В свою очередь, п. 2.3.1. договора аренды предусмотрена обязанность арендатора принять в пятидневный срок с момента подписания настоящего договора от арендодателя имущество в соответствии с условиями настоящего договора по акту состояния передаваемых помещений, находящегося в нем оборудования обеспечения здания и другого смонтированного оборудования и в том числе мебели по акту приема-передачи. Уклонение от подписания передаточного акта считается отказом от исполнения обязательств по принятию имущества (л.д. 7).
Кроме того, во исполнение условий договора арендатор обязан производить за свой счет и своими силами текущий ремонт помещений, связанный с деятельностью арендатора, содержать арендуемые помещения, включая имущество, указанное в Приложении № к настоящему договору, в полной исправности и соответствующем санитарном состоянии до сдачи арендодателю (п. 2.3.8. договора – л.д. 7).
Согласно представленной суду копии акта приема-передачи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), подписанного сторонами, ответчица приняла нежилое помещение по указанному выше адресу, техническое состояние которого соответствует условиям договора аренды, назначению имущества.
Наличие ущерба, причиненного истцу, подтверждается представленной суду копией акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в присутствии истца, свидетелей С., П. и председателя ТСЖ <адрес> В. (л.д. 15-16), в соответствии с которым при осмотре помещения было обнаружено: отсутствие телефонного аппарата, отсутствие дверного проема вместе с рамой с разрушением кирпичной стены, порыв обоев и линолеума в комнатах, площадью 21,8 кв.м, 14,1 кв.м, в коридоре, площадью 4,42 кв.м, прихожей, площадью 22,4 кв.м, сорван кран на мойке. Отсутствие таких повреждений на момент заключения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается актом состояния передаваемых помещений, находящегося в нем оборудования обеспечения здания и другого смонтированного оборудования, в том числе передаваемой мебели от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося приложением № к договору аренды (л.д. 12), актом приема-передачи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), подписанных истцом и ответчицей Шнайдер Ю.В., в которых ответчица относительно состояния арендуемых нежилых помещений и оборудования, в том числе мебели, замечаний не выразила.
О наличии указанных повреждений, зафиксированных данным актом, ответчица была осведомлена ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует ее подпись в акте и выполненная ею запись о том, что телефонный аппарат по приложению к договору отсутствовал, выбитый дверной проем вместе с рамой был согласован с Алексеевым О.К. (л.д. 16), и не возражая относительно других имеющихся в данном акте и заявленных истцом повреждений, тем самым подтверждая их возникновение в период аренды ею данного нежилого помещения в результате использования ею помещения, то есть факт их причинения действиями Шнайдер Ю.В.
Причинение ущерба виновными действиями ответчицы подтверждается также показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей С. и А.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля С. пояснила суду, что истца знает, так как проживала в ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес>. Она арендовала у истца указанное нежилое помещение под магазин. Она была в спорном нежилом помещении в ДД.ММ.ГГГГ года, так как хотела его арендовать. Помещение было в хорошем состоянии, разрушений никаких не было, не был выбит дверной проем, линолеум не испорчен. Ее пригласили для составления акта в ДД.ММ.ГГГГ года, так как помещение было разрушено: дверного проема не было, была разрушена кирпичная стена, были порваны обои, линолеум во всех комнатах, коридоре. В помещении есть коридор, 3 комнаты и кладовка. Комната, площадью 22,4 кв.м, является и прихожей и комнатой. Они ее называют прихожей. Это помещение в тот период арендовала женщина, которую свидетель не знает, и которая подписала этот акт, а также согласилась, что ущерб причинен по ее вине. Подписав акт, она ушла.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля А. пояснила суду, что истец ей знаком, так как она работала наемным работником у С., арендовавшей данное нежилое помещение у истца, в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год. С ответчицей она лично не знакома, однако знает, что она арендовала помещение у истца в ДД.ММ.ГГГГ г.г. Последний раз свидетель была в спорном нежилом помещении, когда вывозили оборудование Шнайдер Ю.В., в ДД.ММ.ГГГГ года. До того, как Шнайдер Ю.В. арендовала помещение, свидетель в ДД.ММ.ГГГГ года с С. была в этом помещении, так как С. хотела арендовать указанное помещение у истца. Помещение было в отличном состоянии. Когда ответчица стала выезжать из помещения истца, в помещении были выбит дверной проем, разорваны обои, линолеум во всех комнатах, коридоре, было грязно. Дверь стояла в стороне, косяка не было, была разрушена кирпичная стена. В помещении 3 комнаты, коридор, подсобное помещение. Комнату, площадью 22,4 кв.м, называют коридором. Ей известно, что, когда они отказались арендовать спорное нежилое помещение в ДД.ММ.ГГГГ года, его стала арендовать Шнайдер Ю.В.
У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями. Данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их пояснения соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.
Согласно ст. 622 ГК РФ, при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения.
На основании ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно п. 2.3.9. и п. 2.3.10. договора аренды объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), арендатор обязуется не производить никаких перепланировок, а также капитальных, затрагивающих несущие конструкции, и переоборудования помещения без письменного разрешения арендодателя и соответствующих органов государственной власти, а также обязан возвратить арендодателю имущество в исправном состоянии по акту приема-передачи в последний день срока аренды и освободить помещение.
Такая обязанность Шнайдер Ю.В. не была исполнена, о чем свидетельствует ее запись в акте от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16), согласившейся с причиненным ущербом истцу.
Размер причиненного истцу ущерба подтверждается отчетом № об определении рыночной стоимости работ и материалов, необходимых для устранения ущерба, причиненного помещению и имуществу, расположенного по адресу: <адрес>, выполненным АНО «<данные изъяты>» (л.д. 17-49), согласно которому при наружном осмотре было обнаружено следующее: в комнате 21,8 кв.м выломана дверная коробка с частичным разрушением кирпичной кладки, порывом обоев и линолеума; оборваны провода охранной сигнализации; в комнате размером 22 кв.м порван линолеум в нескольких местах; в комнате размером 14 кв.м на линолеуме многочисленные вмятины, порывы; в коридоре на линолеуме многочисленные порывы; на раковине сорван смеситель. Рыночная стоимость материалов и работ, требуемых для устранения ущерба, причиненного отделке помещения и имуществу, составляет 59090 рублей. Достоверность содержащихся в нем сведений не вызывает сомнения у суда, о проведении независимой оценки ответчица уведомлялась надлежащим образом телеграммой (л.д. 42), данный расчет подтверждается фотографиями и описанием указанных повреждений (л.д. 25-29), доказательств в опровержение которого суду не представлено.
В соответствии с п. 2.3.11. договора аренды объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), в случае причинения вреда помещению, включая имущество или оборудование, находящиеся в помещении, арендатор обязан возместить причиненный вред в полном объеме.
Оценивая представленные суду доказательства в системной взаимосвязи с перечисленными выше нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку причинение ущерба истцу в заявленном размере в результате действий ответчицы в период действия договора аренды и использования Шнайдер Ю.В. спорных нежилых помещений подтверждено представленными суду доказательствами, обязанной в силу закона и договора, который ответчицей не оспаривался, возместить причиненный ущерб.
При разрешении спора в порядке ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию понесенные истцом по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины, оплаченной при предъявлении иска в суд (л.д. 2), а также расходы, связанные с оплатой оценки причиненного ущерба, в размере 5000 рублей, поскольку данные расходы подтверждены представленными суду договором № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50-52) и квитанцией (л.д. 53).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 59090 (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1972 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 70 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5000 (░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░ ░░░░░ 66062 (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 70 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░