Дело № 2-288/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2017 года г. Тимашевск
Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Рудомаха А.А.,
при секретаре Благовой Г.В.,
с участием старшего помощника прокурора Тимашевского района Корнеевой В.А.,
представителя истца по доверенности Якушевой М.С.,
представителей ответчика по доверенности Куконосовой Н.В. и адвоката Куконосова В.В., представившего удостоверение <№> и ордер <№>,
третьего лица Дьяченко А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Тимашевском районе в интересах недееспособной <ФИО>1 к крестьянскому (фермерскому) хозяйству Куконосова о признании недействительной сделки купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
УСЗН министерства труда и социального развития Краснодарского края в Тимашевском районе в интересах недееспособной <ФИО>1 обратилось в суд с иском к КФХ Куконосова о признании недействительной сделки купли-продажи земельного участка площадью 35064 кв. м с кадастровым номером <№>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, ст. Роговская, <адрес>, заключенной 28 октября 2008 года между <ФИО>1 и КФХ Куконосова, указав, что <ФИО>1 на момент заключения сделки являлась недееспособной.
В судебном заседании представитель УСЗН Якушева М.С. настаивала на удовлетворении иска, поскольку <ФИО>1 является недееспособной, а сделка, совершенная таким лицом является ничтожной. Срок исковой давности не пропущен, поскольку <ФИО>1 поставлена на учет в УСЗН только 2 декабря 2016 года, а поэтому с этого времени и подлежит исчислению трехлетний срок исковой давности.
Представители ИП главы КФХ Куконосова П.В. – Куконосова Н.В. и Куконосов В.В. просили отказать в удовлетворении иска и применить срок исковой давности, пояснив, что данный срок истек 18 ноября 2011 года. Ранее до 2016 года органом опеки и попечительства являлись органы исполнительной власти субъекта РФ, в частности администрация Тимашевского района, которая в указанный срок сделку не оспаривала, а переход прав органа опеки и попечительства к УЗНС не является основанием для исчисления срока исковой давности с момента постановки <ФИО>1 на учет в данном органе.
Третье лицо Дьяченко А.И. не согласилась с иском, просила отказать в его удовлетворении, пояснив, что она с 2001 года является опекуном своей дочери <ФИО>1, которая действительно 28 октября 2008 года продала земельный участок КФК Куконосова, деньги от которого перечислены в полном размере за день до подписания договора на счет дочери. Данная сделка совершена к выгоде дочери, так как на тот период у 100 000 рублей была более высокая покупательская способность, а дочь провела капитальный ремонт своего жилья, купила новую мебель и необходимые вещи, поскольку заработка она не имеет, а выплачиваемые пособия позволяют оплачивать только коммунальные услуги летний период. Кроме того, признание сделки недействительной создаст трудности в возврате 100 000 рублей, поскольку у них не имеется такой суммы.
Выслушав представителей сторон, третье лицо, старшего помощника прокурора, полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно выписке из ЕГРН от 28 ноября 2016 года и дела правоустанавливающих документов <ФИО>1 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 20 декабря 2006 года с 6 февраля 2007 года являлась собственником земельного участка площадью 35064 кв. м с кадастровым номером <№>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, ст. Роговская, <адрес>.
Как видно из договора купли-продажи от 28 октября 2008 года <ФИО>1 после отказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 6 октября 2008 года от преимущественного права покупки продала, а КФХ Куконосова купило указанный земельный участок за 100 000 рублей, которые согласно платежному поручению <№> от 27 октября 2008 года перечислены на счет <ФИО>1 в Сбербанке.
Указанная сделка зарегистрирована управлением федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю 17 ноября 2008 года.
В соответствии со ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
На основании ст. 171 ГК РФ ничтожна сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства. В интересах гражданина, признанного недееспособным вследствие психического расстройства, совершенная им сделка может быть по требованию его опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде этого гражданина.
Согласно решению Тимашевского районного суда от 31 августа 2001 года <ФИО>1 признана недееспособной, ее опекуном постановлением главы Тимашевского района <№> от 24 сентября 2001 года назначена мать Дьяченко А.И.
В силу прямого указания закона сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства (пункт 1 статьи 171 ГК РФ) относится к ничтожным сделкам.
На основании ст.199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с ч.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Суд считает необоснованным доводы представителя истца о том, что УЗСН не пропустило срок исковой давности, так как не являлось стороной сделки, о которой узнало только 2 декабря 2016 года, когда <ФИО>1 поставлена управлением на учет в качестве недееспособной, поскольку согласно распоряжению УСЗН в Тимашевском районе № 118-р <ФИО>1 поставлена на учет еще 7 июля 2016 года, а 28 ноября 2016 года истцом уже получена выписка из ЕГРН о принадлежащем ей ранее и в настоящее время имуществе.
Кроме того, пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" предусмотрено, что в случае нарушения прав физических лиц, не обладающих полной гражданской или гражданской процессуальной дееспособностью (например, малолетних детей, недееспособных граждан), срок исковой давности по требованию, связанному с таким нарушением, начинается со дня, когда об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 200 ГК РФ, узнал или должен был узнать любой из их законных представителей, в том числе орган опеки и попечительства.
При этом, пунктом 6 указанного постановления установлено, что по смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
Как установлено судом, функции органа опеки и попечительства с момента признания <ФИО>1 недееспособной в 2001 году и до 2016 года осуществляла администрация Тимашевского района, 7 июля 2016 года <ФИО>1 поставлена на учет УСЗН в Тимашевском районе, которому переданы полномочия органа опеки и попечительства, а поэтому, учитывая положения п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года N 43, передача полномочий в данном случае не влияет на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
Более того, ч.1 ст.181 ГК установлены специальные сроки исковой давности по недействительным ничтожным сделкам.
Так, в соответствии с ч.1 ст.181 ГК РФ (в редакции, действующей на момент заключения сделки) срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки.
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ пункт 1 статьи 181 ГК РФ изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г, в соответствии с которым срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Между тем данные положения ч.1 ст.181 ГК РФ в указанной редакции согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 100-ФЗ применяются только к тем срокам, которые не истекли до 1 сентября 2013 года.
Указанное обстоятельство также подтверждается пунктом 69 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым положения ГК РФ об основаниях и последствиях недействительности сделок в редакции Закона N 100-ФЗ применяются к сделкам, совершенным после дня вступления его в силу, то есть после 1 сентября 2013 года (пункт 6 статьи 3 Закона N 100-ФЗ). При этом согласно пункту 9 статьи 3 Закона N 100-ФЗ сроки исковой давности и правила их исчисления, в том числе установленные статьей 181 ГК РФ, применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года.
Из ч.1 ст.181 ГК РФ (в редакции, действующей на момент заключения сделки) следует, что течение срока давности по названным требованиям определяется не субъективным фактором (осведомлённостью заинтересованного лица о нарушении прав), а объективными обстоятельствами, характеризующими начало исполнения сделки. Такое правовое регулирование обусловлено характером соответствующих сделок как ничтожных, которые недействительны с момента совершения независимо от признания их таковыми судом (п. 1 ст. 166 ГК РФ), а значит, не имеют юридической силы, не создают каких-либо прав и обязанностей как для сторон по сделке, так и для третьих лиц.
Поскольку право на предъявление иска в данном случае связано с наступлением последствий исполнения ничтожной сделки и имеет своей целью их устранение, то именно момент начала исполнения такой сделки, когда возникает производный от неё тот или иной неправовой результат, в действующем гражданском законодательстве избран в качестве определяющего для исчисления срока давности.
Таким образом, срок исковой давности по искам о признании недействительной ничтожной сделки, в частности договора купли-продажи недвижимого имущества, и применении последствий недействительности сделки, исчисляется со дня, когда данная сделка исполнена сторонами и зарегистрирована управлением федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, то есть с 17 ноября 2008 года.
В данном случае срок исковой давности истек 17 ноября 2011 года, а исковое заявление подано истцом в суд 23 января 2017 года, то есть по истечении трех лет с момента как заключения, так и регистрации договора.
Более того, в указанный трехлетний срок ранее действующий орган опеки и попечительства – администрация Тимашевского района в суд с иском о признании ничтожной сделки недействительной и применении последствий ее недействительности не обращалась, а поскольку представители ответчика заявили ходатайство о применении исковой давности, а представителем истца на основании ст.205 ГК РФ не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока исковой давности, то суд, применяя исковую давность, отказывает истцу в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░>1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 26 ░░░░░░ 2017 ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 35064 ░░. ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 31 ░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.