Мотивированное решение изготовлено
26.11.2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2017 года
Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Реутовой А.А., при секретаре Шапиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Любивой Елены Александровны к Государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал № 12 о возмещении затрат на реабилитацию пострадавшего от несчастного случая на производстве,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указала следующее.
В августе 2015 года с истцом произошел несчастный случай на производстве. Находясь на рабочем месте, в период исполнения должностных обязанностей специалиста по компенсации льгот у работодателя МКУ ГО Богданович «<ФИО>5», истец получила травму в виде <иные данные>
Согласно Программы реабилитации пострадавшего от несчастного случая на производстве от 16.08.2016, в период с 16.08.2016 по 01.08.2017 года для истца предусмотрено применение лекарственных препаратов: курс Омез 20 мг; курс Ферматрон 30 мг; Аркоксия 90 мг.
На свои личные средства истцом были приобретены данные лекарственные препараты на общую сумму 34 536,00 рублей.
28.07.2017 истец обратилась к ответчику с заявлением о возмещении затрат на приобретение лекарственных препаратов, приобретенных для медицинской реабилитации, приложила к заявлению товарные чеки, подтверждающие сумму расходов.
19.09.2017 истцом получен ответ, в котором истцу было отказано в возмещении затрат на приобретение лекарственных препаратов в связи с отсутствием рецептурных бланков лечебного учреждения.
Истец указывает, что таких рецептов у неё не имеется. Приобретенные лекарственные препараты отпускаются в аптеках без рецептов. Ей не разъяснялось, что порядок возмещения предусматривает обязательное предоставление рецептурных бланков.
Истец считает, что отсутствие рецептурных бланков не является причиной для освобождения страховщика от предусмотренных условиями страхования выплат. Оплата застрахованному лицу от несчастного случая расходов на медицинскую реабилитацию предусмотрена Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Приобретение вышеуказанных лекарственных препаратов является прямым последствием получения производственной травмы. Данные препараты включены в программу реабилитации. Факт приобретения лекарственных препаратов необходимых для реабилитации ответчиком не оспаривается.
На основании изложенного, истец просила взыскать с ответчика дополнительные расходы на медицинскую реабилитацию в размере 34 536, 00 рублей.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала по предмету и основаниям, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании заключения врачебной комиссии ГБУЗ СО "<ФИО>4" от 11.08.2016 № 3057 Любивой Е.А. установлен диагноз: <иные данные>.
16.08.2016 ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области" Минтруда России Бюро 24 - филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области" истцу выдана программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, карта N 121.24.66/2016 к акту освидетельствования N 1268.24.66/2016 от 16.08.2016, в соответствии с которой истцу установлено реабилитационно-экспертное заключение: нуждается в проведении дополнительных реабилитационных мероприятий для стабилизации патологического процесса (лекарственные средства), указаны формы и объемы реабилитации, а также срок проведения с 16.08.2016 по 01.08.2017, установлена нуждаемость в определенных медикаментах.
На основании Программы реабилитации истцом были приобретены лекарственные препараты Омез; курс Ферматрон; Аркоксия на общую сумму 34 536,00 руб., что подтверждается копиями кассовых чеков.
28.07.2017 истец обратилась к ответчику с заявлением о возмещении затрат на приобретение лекарственных препаратов, приобретенных для медицинской реабилитации, приложила к заявлению товарные чеки, подтверждающие сумму расходов.
Письмом ГУ - СРО ФСС РФ филиал № 12 от 19.09.2017 истцу отказано в возмещении указанных расходов по причине того, что страховщик не может компенсировать расходы за приобретенные лекарственные препараты, купленные истцом, поскольку истцу необходимо представить страховщику рецепты лечебного учреждения на лекарственные препараты с указанием наименования, дозировки и количества отпущенных лекарственных препаратов, даты отпуска в соответствии с кассовыми и товарными чеками, заверенные печатью аптечного учреждения и подписью фармацевта, после чего филиал вернется к рассмотрению вопроса оплаты медикаментов.
Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору определен Федеральным законом №125-ФЗ от 24.07.1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее Закон № 125-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона № 125-ФЗ, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
На основании п.3 ч.1 и ч.2 ст.8 Закона № 125-ФЗ обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, в частности, на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий. Оплата указанных расходов производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода.
Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 N 286 (ред. от 13.06.2017) «Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее Положение).
Согласно ст. 2 Постановления Правительства РФ №286 от 15.05.2006, дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица включают в себя расходы на: лечение застрахованного лица, осуществляемое на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности (далее - лечение застрахованного лица); приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода.
Согласно пункту 22 Положения оплата расходов на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий осуществляется страховщиком в соответствии с программой реабилитации пострадавшего путем выплаты соответствующих денежных сумм застрахованному лицу по мере приобретения им (его представителем) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий на основании рецептов или копий рецептов, если указанные рецепты подлежат изъятию, оформленных в соответствии с действующим порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов и медицинских изделий, товарных и (или) кассовых чеков либо иных подтверждающих оплату товаров документов, выданных аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
В силу п. 5.2 "Временного порядка взаимодействия субъектов и участников системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по вопросам медико-социальной экспертизы, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованного и оплаты дополнительных расходов на ее проведение", утвержденного Минтрудом Российской Федерации 19.04.2000 N 2726-АО, Минздравом Российской Федерации 18.04.2000 N 2510/4245-23, Федерации N 2510/129-02-32 и Фонда социального страхования Российской Федерации 18.04.2000 N 02-08/10-943П, оплате (возмещению) подлежат фактически понесенные пострадавшим расходы, определяемые на основании количества требующихся лекарственных средств и изделий медицинского назначения согласно рецептам и справкам медицинских организаций и счетов (товарных, кассовых чеков) аптечных учреждений об их стоимости.
Об этом же сказано в совместном Письме Минздрава Российской Федерации N 2510/129-02-32 и Фонда социального страхования Российской Федерации N 02-08/10-2693П от 09.01.2002 "О порядке оплаты лекарственных средств при изъятии рецептов". В этом Письме указано, что дополнительные расходы на лекарственные средства и изделия медицинского назначения оплачиваются страховщиком также в соответствии с заключением учреждения медико-социальной экспертизы на основании рецептов и назначений клинико-экспертной комиссии медицинского учреждения.
Согласно ПРП, препарат Аркоксия прописан в объеме 10 таблеток в год. Истцом было приобретено 14 таблеток (две упаковки по 7 таблеток). Таким образом, из расчета подлежит исключению стоимость 4 таблеток из упаковки, приобретенной 23.05.2017г. по цене 415,50 руб:
415,50 руб. / 7 таб. х 3 таб. = 178,05 руб. (к оплате за три таблетки из второй упаковки).
Согласно ПРП, препарат Омез прописан в объеме 20 капсул в год. Истцом было приобретено 30 капсул по 118,90 рублей и по 147,50 рублей (две упаковки по 20 капсул). Таким образом, из расчета подлежит исключению стоимость 10 капсул из упаковки, приобретенной 23.05.2017г. по цене 118,90 рублей и стоимость 30 капсул из упаковки, приобретенной 23.05.2017г. по цене 147,50 руб.:
118,90 руб. / 30 кап. х 20 = 79,27 руб. (к оплате за 20 капсул).
Согласно ПРП, препарат Ферматрон прописан в объеме 3 ампулы на 1 курс, 3 курса в год, итого: 9 ампул в год. Истцом было приобретено препарата 6 ампул на сумму 5 494,30 руб., 5 503,40 руб., 11 006,80 руб., 5 614,70 руб., 5 615,40 коп.
Представитель ответчика в отзыве не согласился с расчетом истца, кроме того, указал, что из расчета подлежит исключению препарат Омез, поскольку в соответствии с п.3 ч.1 ст. 8 Закона № 125-ФЗ, оплате подлежат расходы при наличии прямых последствий страхового случая. Как следует из ПРП, последствиями производственной травмы явились разрыв передней крестообразной связки и мениска правого коленного сустава, атроскопическая пластика связок правого коленного сустава в виде комбинированной контрактуры правого коленного сустава, незначительно выраженной. Показаниями же к применению препарата Омез являются: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, рефлюкс-эзофагит и т.п. (см. описание к препарату Омез).
Нуждаемость истца в вышеуказанных лекарственных препаратах подтверждается программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, карта N 121.24.66/2016 к акту освидетельствования N 1268.24.66/2016 от 16.08.2016. При этом, то обстоятельство, что лекарственные препараты были приобретены истцом при отсутствии рецептурных бланков лечебного учреждения, не может нарушать права и законные интересы истца на получение медицинской помощи, поскольку приобретение лекарственного препарата производилось истцом на основании программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
Кроме того, действующее законодательство, а в частности Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286, не содержит каких-либо ограничений в оплате расходов на приобретение лекарств в зависимости от отсутствии рецептурных бланков лечебного учреждения.
Кроме того, в силу п. 5.2 "Временного порядка взаимодействия субъектов и участников системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по вопросам медико-социальной экспертизы, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованного и оплаты дополнительных расходов на ее проведение", утвержденного Минтрудом Российской Федерации 19.04.2000 N 2726-АО, Минздравом Российской Федерации 18.04.2000 N 2510/4245-23, Федерации N 2510/129-02-32 и Фонда социального страхования Российской Федерации 18.04.2000 N 02-08/10-943П, оплате (возмещению) подлежат фактически понесенные пострадавшим расходы, определяемые на основании количества требующихся лекарственных средств и изделий медицинского назначения согласно рецептам и справкам медицинских организаций и счетов (товарных, кассовых чеков) аптечных учреждений об их стоимости.
Об этом же сказано в совместном Письме Минздрава Российской Федерации N 2510/129-02-32 и Фонда социального страхования Российской Федерации N 02-08/10-2693П от 09.01.2002 "О порядке оплаты лекарственных средств при изъятии рецептов". В этом Письме указано, что дополнительные расходы на лекарственные средства и изделия медицинского назначения оплачиваются страховщиком также в соответствии с заключением учреждения медико-социальной экспертизы на основании рецептов и назначений клинико-экспертной комиссии медицинского учреждения.
Нуждаемость истца в вышеуказанных лекарственных препаратах в приобретенном количестве в месяц подтверждается программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, следовательно, подлежит возмещения в стоимостном выражении.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца с ответчика расходов на приобретение лекарственных препаратов в сумме 33 491 рубль 92 копейки.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Любивой Елены Александровны к Государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал № 12 о возмещении затрат на реабилитацию пострадавшего от несчастного случая на производстве, удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал № 12 в пользу Любивой Елены Александровны дополнительные расходы на реабилитацию в размере 33 491 рубль 92 копейки.
В остальной части иска отказать.
Решение в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через суд, вынесший решение.
Судья