Мотивированное решение изготовлено
09.12.2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 декабря 2016 года
Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Реутовой А.А., при секретаре Ульяновой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>1 к <ФИО>6, ГУФСИН России по Свердловской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопроса предоставления единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Истец <ФИО>1 обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим.
Истец является действующим сотрудником и проходит службу в ФКУ <адрес> ГУФСИН России по Свердловской области с ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Свердловской области с рапортом и документами, необходимыми при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ Территориальной подкомиссией ГУФСИН России по Свердловской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято решение о принятии представленных документов на учет и направлении пакета документов для получения единовременной выплаты в комиссию ФСИН России в целях принятия решения по постановке на учет.
Согласно выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией ФСИН России истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369.
Истец, уточнив требования (л.д.27), просила:
- признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола №) об отказе в постановке <ФИО>1 и членов ее семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты;
- обязать комиссию ГУФСИН России по Свердловской области поставить <ФИО>1 и членов ее семьи (мужа, детей) на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В судебном заседании истец, являющаяся также законным представителем третьих лет - несовершеннолетних детей <ФИО>4, <ФИО>11, требования иска поддержала по предмету и основаниям, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчиков, действующий по доверенности, требования иска не признал, в иске просил отказать.
Третье лицо <ФИО>3 в судебном заседании требования иска поддержал, просил удовлетворить.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах УИС не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы.
Согласно ч.5 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно ч.6 указанной статьи, порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 установлены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Во исполнение требований Правил ФСИН России был издан приказ от 29.08.2013 № 496 «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов Уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения».
В соответствии с п.п. 2, 3 приказа ФСИН России от 29.08.2013 № 496, во ФСИН России была создана комиссия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; в ГУФСИН России по Свердловской области – соответствующая территориальная подкомиссия.
ДД.ММ.ГГГГ <ФИО>1, являясь капитаном внутренней службы старшим инспектором группы отдела специального учета ФКУ <ФИО>12 ГУФСИН России по Свердловской области, стаж службы которой в календарном исчислении составляет <иные данные> лет, подала заявление в территориальную подкомиссию ГУФСИН о принятии ее семьи в составе 3 человек, включая ее, ее супруга <ФИО>3 и сына <ФИО>4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку не обеспечена жилой площадью по установленным законом нормам.
Решением территориальной подкомиссии ГУФСИН заявление и документы, представленные <ФИО>1, были направлены во ФСИН России для принятия решения о постановке истицы на учет для получения указанной выплаты (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения, ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации), в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 <ФИО>2, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, <ФИО>1 отказано.
Согласно ч.3 ст.4 Федерального закона № 283-ФЗ, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
- не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п.1);
- является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п.2).
Частью 5 ст.4 Федерального закона № 283-ФЗ и пунктом 2 Правил предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 – 3 ч.2 ст.1 названного закона.
Согласно п.11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Из содержания положений п.2 ч.3 ст.4 Федерального закона № 283-ФЗ, во взаимосвязи с указанной нормой Правил, следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
Как следует из представленных в материалы дела документов, <ФИО>1 имеет в собственности 1/3 долю в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 78,1 кв.м., где зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ.
В то же время члены семьи <ФИО>1 зарегистрированы по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>: супруг <ФИО>3 с ДД.ММ.ГГГГ и сын <ФИО>4 с ДД.ММ.ГГГГ в квартире общей площадью 42,3 кв.м., принадлежащей на праве собственности матери супруга истицы – <ФИО>9
Как следует из представленных документов, супруг и сын истца вселены в указанное жилое помещение в качестве членов семьи собственника жилого помещения <ФИО>9
Какого-либо соглашения с собственником жилого помещения, определяющего права пользования данным жилым помещением <ФИО>4 (супруга истца – третьего лица) и <ФИО>4 (сына истца) иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, заявителем не представлено.
В силу ч.1 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч.2 ст.31 ЖК РФ).
В п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним с принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи, достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Таким образом, третье лицо <ФИО>3 и <ФИО>4 (супруг и сын заявителя), будучи членами семьи собственника жилого помещения, имеют право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>, и обеспечены общей площадью жилого помещения в размере 10,5 кв.м. на каждого (т.е. на <ФИО>3 и <ФИО>4 приходится 21 кв.м. в указанном жилом помещении). Право пользования <ФИО>3 и <ФИО>4 квартирой, принадлежащей на праве собственности <ФИО>9, последней не оспорено.
Учитывая находящееся в собственности <ФИО>1 жилое помещение (1/3 доля в праве собственности) по адресу: Свердловская область, <адрес>, а также находящееся в пользовании членов ее семьи жилое помещение, расположенное по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>, на каждого члена семьи истца приходится более 15 кв.м. ((26,3 кв.м. + 21 кв.м.) / 3 = 15,76 кв.м.), в связи с чем <ФИО>1 не является нуждающейся в жилом помещении и не имеет права на получение единовременной социальной выплаты на основании ст.4 Федерального закона № 283-ФЗ.
Кроме того, как следует из представленных истцом документов, она и ее супруг с сыном зарегистрированы по разным адресам.
Истцом при подаче документов на единовременную социальную выплату представлена справка ТСЖ «<адрес>» о том, что она временно проживает по адресу: г.Екатеринбург, <адрес> без регистрации с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, ТСЖ не является органом, уполномоченным регистрировать граждан по месту проживания или пребывания.
В соответствии с п.3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.), либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с п. «б» п.5 Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации).
Учитывая, что истец указывала, что фактически проживает по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>, она должна была представить соответствующее свидетельство о регистрации по месту пребывания по данному адресу.
Таким образом, истцом был представлен не полный пакет документов, предусмотренных п.5 Правил, что также является самостоятельным основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Учитывая изложенное, суд отказывает истцу в удовлетворении требования признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола №) об отказе в постановке <ФИО>1 и членов ее семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты.
По требованию истца обязать комиссию ГУФСИН России по Свердловской области поставить <ФИО>1 и членов ее семьи (мужа, детей) на учет для получения единовременной социальной выплаты, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, рапорт (заявление) о принятии на учет был подан истцом ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно действовавшего в указанный период Приказа ФСИН России от 29.08.2013 № 496 «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения» указанный рапорт <ФИО>1 был подан на имя директора ФСИН России для рассмотрения комиссией ФСИН России.
В соответствии с п.8.1.2 Порядка, утвержденного Приказом ФСИН России от 29.08.2013 № 496, комиссия ФСИН России осуществляла функции по принятию решений о постановке сотрудников и граждан на учет и снятии с него.
Решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ <ФИО>1 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Таким образом, ГУФСИН России в отношении истца решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты не принимало.
Полномочия по постановке на учет сотрудников (граждан) для получения единовременной социальной выплаты на ГУФСИН были возложены только с момента вступления в силу приказа ФСИН России от 16.10.2014 № 550 «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения», а именно с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после подачи рапорта <ФИО>1
В силу п.4 указанного Приказа №, заявления (рапорты), поданные сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членами их семей и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, до вступления в силу данного приказа, рассматриваются комиссией ФСИН России.
Таким образом, рапорт <ФИО>1 должен рассматриваться комиссией ФСИН России.
При этом суд отмечает, что вопрос о постановке <ФИО>1 на учет для получения единовременной социальной выплаты не может быть рассмотрен ГУФСИН России по Свердловской области по следующим основаниям.
В соответствии с п.7.2 Порядка, утвержденного Приказом ФСИН России от 16.10.2014 № 550, комиссии ФСИН России и территориальных органов ФСИН России в целях выполнения возложенных на них функций ведут Книгу учета заявлений (рапортов) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Книга учета заявлений); ведут Книгу учета сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Книга учета граждан).
Учитывая, что в соответствии с п.7.2.3 Порядка, утвержденного Приказом ФСИН России от 16.10.2014 № 550, Книга учета граждан заполняется в порядке очередности в соответствии с датой регистрации в Книге учета заявлений, датой принятия сотрудника (гражданина) на учет для получения ЕСВ считается дата представления им заявления и прилагаемых к нему документов в комиссию.
Аналогичные требования содержались в ранее действовавшем Порядке, утвержденном Приказом ФСИН России от 29.08.2013 № 496.
Таким образом, учитывая, что рапорт (заявление) о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты был подан <ФИО>1 ДД.ММ.ГГГГ, дата принятия ее на учет для получения выплаты должна быть ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, осуществить постановку истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ комиссия ГУФСИН не может, поскольку в тот момент свою деятельность не осуществляла.
Таким образом, суд отказывает истцу в удовлетворении ее требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск <ФИО>1 к ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопроса предоставления единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты, оставить без удовлетворения.
Решение в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через суд, вынесший решение.
Судья <ФИО>13