РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 июля 2019 года г. Самара
Самарский районный суд г.Самары в составе судьи Кривицкой О.Г.,
с участием помощника прокурора Малофеева А.Г.,
при секретаре Селютиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1004/2017 по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара к Донскову Сергею Алексеевичу, Донскову Никите Сергеевичу о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в суд с иском к Донскову С.А., Донскову Н.С. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, указав на то, что распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный дом включен в государственную программу <адрес> «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>» на 2009-2012 года, утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Финансирование Программы строго целевое и осуществляется за счет средств бюджета <адрес>.
В <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, проживает и зарегистрирован ответчик. Указанный жилой объект находится в собственности Донскова С.А., Донскова Н.С.
В целях реализации данной программы, Департамент управления имуществом городского округа Самара предложил ответчику жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, посредством заключения договора мены.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р собственникам жилых помещений в аварийном доме, необходимо осуществить снос указанного дома.
Проживание в домах, признанных аварийными, подлежащими сносу и реконструкции представляет угрозу жизни и здоровью собственникам таких жилых помещений.
На основании изложенного истец просил суд выселить Донского Сергея Алексеевича, Донскова Никиту Сергеевича из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, жилой площадью 17,30 кв.м., с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 26 кв.м., посредством заключения договора мены.
Представитель истца Департамента управления имуществом г.о. Самара Меньшенина З.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.
Ответчики Донсков С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представил суду заявление о несогласии с исковыми требованиями.
Ответчик Донсков Н.С. исковые требования не признал, заявил о несогласии заключить договор мены, предложенный Департаментом управления имуществом г.о.Самара.
Выслушав явившихся сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Возникшие правоотношения между сторонами должны регулироваться положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку ответчики являются собственниками жилого помещения.
Жилое помещение может быть принято у собственника путем выкупа.
Согласно п. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 12 т. 1).
Ответчики Донсков С.А., Донсков Н.С. являются собственниками жилого помещения – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. ( по 17\180 долей каждый) зарегистрированы и проживают по указанному адресу. ( л.д. 7 т.1).
Требование истца о выселении ответчиков из занимаемого ими жилого помещения не основано на законе, положениях ст.ст. 89 и 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Процедура изъятия жилых помещений у собственников квартир в многоквартирном жилом доме, признанном аварийном и подлежащим сносу, включенному в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, установлена статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ.
Часть 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его статьи 32.
Согласно п. 13 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» средства местного бюджета, полученные за счет средств Фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации и предусмотренные в местном бюджете на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, используются органом местного самоуправления на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством (ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации), с учетом ограничений, установленных частью 6 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается привлечение внебюджетных средств на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если они строятся (создаются) субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями за счет средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов.
Согласно п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3, 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно разъяснениям, изложенным в подпункте «г» п. 20 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК Российской Федерации), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК Российской Федерации), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее, чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 п. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствии с требованиями ст. 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации при изъятии недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд предусмотрено принудительное отчуждение имущества, которое оформляется заключением соответствующего соглашения.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации » в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Из п. 6 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Статьями 56.9, 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности заключения и подписания соглашения об изъятии.
Согласно п.п. 4 п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность направления копии решения об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд в территориальные органы Росреестра.
Департаментом управления имуществом г.о. Самара не соблюдена установленная законом процедура изъятия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, изъятия жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном доме, подлежащем сносу, и предоставления другого пригодного для проживания жилого помещения на праве собственности посредством заключения соглашения.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований независимо от позиции ответчиков по данному спору.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом городского округа Самара к Донскову Сергею Алексеевичу, Донскому Никите Сергеевичу о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Судья Кривицкая О.Г.
Мотивированное решение изготовлено 08.07.2019 года.