Дело № 2а-1-675/2022
УИД 73RS0024-01-2022-000956-50
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 ноября 2022 года р.п. Ишеевка Ульяновского района
Ульяновской области
Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Трифоновой А.И., при секретаре судебного заседания Маскиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности освободить земельный участок лесного фонда от твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц с административным иском к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности освободить земельный участок лесного фонда от твердых коммунальных отходов.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований земельного и водоохранного законодательства.
Согласно Конституции Российской федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона ( ч.ч. 2, 3 ст. 36). Согласно требованиям ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Проведенной проверкой в п. Сланцевый рудник выявлены многочисленные факты загрязнения леса. Установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером № в местах с координатами 54,443333 48,381667; 54,442635 48,387484, расположено значительное количество твердых коммунальных отходов (пластмассовые бутылки, полимерные пакеты, упаковки, стекло и пр.). Данный факт свидетельствует о ненадлежащей работе Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области по обеспечению сохранности лесных участков, а также ненадлежащего контроля за работой ГКУ Ульяновской области «Ульяновское лесничество». Ранее данный вопрос явился предметом вынесенного 24.06.2021 представления об устранении нарушений закона, однако в полном объеме нарушения до настоящего времени не устранены.
На основании изложенного, ссылаясь на ст. ст. 42, 60 Земельного кодекса РФ, прокурор Ульяновского района Ульяновской области просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области по освобождении от твердых коммунальных отходов лесного земельного участка с кадастровым номером №, в местах с координатами 54,443333 48,381667; 54,442635 48,387484; возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области обязанность освободить от твердых коммунальных отходов лесной земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:607 в местах с координатами 54,443333 48,381667; 54,442635 48,387484.
В судебном заседании старший помощник прокурора Матвеев Н.С. поддержал исковые требования по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области (далее также Минприроды), извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал.
В письменном отзыве на иск представитель Минприроды Анисимова Л.И. просила в удовлетворении требований прокурора отказать по следующим основаниям. Минприроды Ульяновской области осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ. Функции и полномочия Министерства в области обращения с отходами производства и потребления определены пунктом 2.9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 №16/299-П. В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона №89-ФЗ сбор, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональным оператором в соответствии с Постановлением №1156, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом РФ. Пунктом 18 Правил №1156 обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО либо заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по такой ликвидации возложена на собственника земельного участка. Из статей 210 ГК РФ, статей 13, 42 Земельного кодекса РФ также следует обязанность проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.
Постановление Конституционного Суда РФ №26-П от 13.10.2015 «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указавшее, что принятие мер по ликвидации загрязнения лестных участков бытовыми и промышленными отходами относится к компетенции уполномоченных органов исполнительной власти, а финансирование переданных полномочий по проведению мероприятий санитарно-оздоровительного характера на лесных участках предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета были сделаны в период действий утратившей силу ст. 55 Лесного кодекса РФ и Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 №414. В связи с изменениями в законодательстве очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия более не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям, а также противопожарным мероприятиям. Согласно пункту 45 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 №2047, очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством в области обращения с отходами. Ссылаясь на положения ст. ст. 38, 162, 306.4 Бюджетного кодекса РФ, указывает, что ликвидация несанкционированных свалок не является переданным полномочием Российской Федерации в сфере лесных отношений, а потому не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Рослесхоз. В силу Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 №542, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе осуществлять организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Денежные средства, полученные от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охота, рыболовства, продукции незаконного природопользования, поступают в бюджеты муниципальных районов, округов, городских округов по нормативу 100%. Ссылаясь на правовые позиции Верховного Суда РФ, полагает, что Министерство полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок не наделено. Указанные мероприятия должны осуществлять лесопользователи, а если участок государственного лесного фонда не передан в пользование – собственник земельного участка в рамках региональной программы в области обращения с отходами.
Представители заинтересованных лиц МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, МУ Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, ГКУ «Ульяновское лесничество» Ульяновской области в судебном заседании не участвовали, извещались, ходатайств об отложении судебного заседания от указанных лиц не поступало.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым иск прокурора удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Из материалов дела следует, что вблизи п. Сланцевый рудник Ульяновского района Ульяновской области, на земельном участке с кадастровым номером №, в местах с координатами GPS 54,443333 48,381667; 54,442635 48,387484, не предназначенных для размещения отходов производства и потребления, в большом количестве расположены твердые коммунальные отходы (пластмассовые бутылки, полимерные пакеты, упаковки, стекло и пр.).
Данный факт подтверждается рапортом старшего помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области Матвеева Н.С. об обследовании местности от 27.07.2022 с приложенными к нему фотографиями, скриншотами страниц сайта https://pkk.rosreestr.ru/, и ответчиком не опровергнут.
Согласно выписке из ЕГРН земельном участке с кадастровым номером №, местоположение: Ульяновская область, Ульяновский район, Ульяновский лесхоз, Ульяновское участковое лесничество, квартала 21-37, относится к категории земель лесного фонда.
Территория, на которой размещены отходы, свободна от аренды.
Как пояснил в судебном заседании старший помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области Матвеев Н.С., в ходе проверки установить конкретное лицо, ответственное за размещение отходов в указанном месте, не представилось возможным.
Наличие на земельном участке лесного фонда твердых коммунальных отходов может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории земель лесного фонда, негативно влияет на состояние окружающей среды, причиняет ей вред.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, урегулированы Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Согласно статьям 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, осуществлять мероприятия по охране земель, требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе, по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов, защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) лесоразведения; осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда.
Средства же на осуществление переданы в соответствии с частью ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Из пункта 45 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 №2047, следует, что очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством в области обращения с отходами.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 13 октября 2015 года N 336-П, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти (не органов местного самоуправления).
В соответствии с Положением «О Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области», утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области №16/299-П от 06.07.2018 (переименовано в Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области), Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области задач, функций и полномочий в сфере лесного хозяйства, природопользования и окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 2.1 Положения «О Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области» области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области организует использование лесов, их охрану, защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов на указанных землях.
В соответствии с пунктом 2.9 Положения «О Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области» Министерство организует деятельность по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Учитывая изложенное, суд не соглашается с доводами представителя административного ответчика - Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, изложенными выше, и приходит к выводу, что указанное Министерство, как орган, осуществляющий в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений на территории Ульяновской области, является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
В соответствии с положениями п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) отнесены к полномочиям, переданным для исполнения органам исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе осуществлять организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде согласно п. 2 ст. 80.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Правилам организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением правительства РФ от 04.05.2018.
В силу изложенного наличие у Рослесхоза функций по управлению государственным имуществом в области лесных отношений не является основанием для возложения на него обязанности по очистке участка из земель лесного фонда от размещенных на нем отходов производства и потребления.
Учитывая изложенное, исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области, выразившееся в не освобождении от твердых коммунальных отходов земельного участка лесного фонда с кадастровым номером № в местах с координатами 54,443333 48,381667; 54,442635 48,387484.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области обязанность освободить от твердых коммунальных отходов земельный участок лесного фонда с кадастровым номером № в местах с координатами 54,443333 48,381667; 54,442635 48,387484.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А. И. Трифонова
Срок изготовления решения суда в окончательной форме – 18 ноября 2022 года.