Дело №2-5394/2021
УИД: 36RS0002-01-2021-006027-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Безрядиной Я.А.,
при секретаре Чахалян К.А.,
с участием представителя истца по доверенности Микляева С.А.,
представителя ответчика по доверенности Васильевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Волынского Павла Евгеньевича к акционерному обществу «УК Коминтерновского района» об оспаривании незаконных действий управляющей компании, возложении обязанности по предоставлению информации, проведении проверки, составлении акта проверки качества предоставляемых услуг, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов, -
УСТАНОВИЛ:
Волынский П.Е. обратился с иском к АО «УК Коминтерновского района», и с учетом уточнения просил признать незаконным бездействие ответчика по не направлению в установленном законом порядке и сроки письменных ответов на его письменные обращения от 16.12.2019 г., 19.07.2021 г., и 20.07.2021 г.;обязать ответчика в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить истцу письменный ответна его обращения; обязать управляющую компанию в течение трехдневного срока с момента вступления решения суда в законную силу провести проверку факта нарушения качества оказанной услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома <адрес>, и составить акт проверки качества предоставляемых услуг, выдав его копию истцу; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 150 000 рублей, почтовые расходы в размере 277,18 рублей, расходы по оплате телефонного звонка в сумме 50 рублей, расходы по оплате нотариального удостоверения свидетельства о государственной регистрации права в размере 250 рублей, а также штраф 50% от суммы, присужденной судом.
В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Управление многоквартирным домом осуществляет АО «УК Коминтерновского района».К правоотношениям сторон применяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей». 01 августа 2020 годаВолынским П.Е. с помощью применения фотосъемки были зафиксированы дефекты общего имущества МКД, выразившиеся, в том числе в неудовлетворительном состоянии напольного покрытия, потолка, стен, подоконника в общем коридоре около лифтов перед квартирой (№). В последующем истец в целях фиксации факта оказания услуг ненадлежащего качества, дважды направлял ответчику заявления о предоставлении акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнения работ. Ответа на обращения Волынского П.Е. со стороны управляющей компании не последовало. 19.07.2021 г. истец по телефону уведомил аварийно-диспетчерскую службу АО «УК Коминтерновского района» о выявлении факта нарушения качества оказываемой услуги. Однако, в нарушение положений Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, представители ответчика не провели в течение двух часов с момента получения сообщения о ненадлежащем оказании услуги проверку, и не составили соответствующий акт проверки. Незаконный отказ в проведении проверки и составлении акта причинил ему нравственные страдания, то есть, моральный вред, который он оценивает в 150 000 рублей. Истец также просит взыскать с ответчика в его пользу понесенные почтовые расходы, расходы по оплате услуг нотариуса, мобильного оператора, и штраф (л.д.4-10,25-26,56-57).
Представитель истца по доверенности Микляев С.А. (л.д.24), в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, возражал против доводов стороны ответчика, сославшись на положения Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (л.д.59-61).
От истцаВолынского П.Е.представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.57).
Представитель ответчика АО «УК Коминтерновского района» по доверенности Васильева Н.А. (л.д.54-55), в судебное заседание явилась, с иском не согласилась, представилаписьменные возражения на иск, просила в удовлетворении исковых требований отказать по изложенным в них доводам (л.д.551-53).
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления и письменного отзыва стороны ответчика на иск, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирномдоме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из материалов дела видно и установлено судом, что АО «УК Коминтерновского района»осуществляет управление многоквартирным домом (№) по <адрес> (л.д.36).
Волынский П.Е. является собственником1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение- квартиру, общей площадью 36,8 кв.м., расположенной в указанном доме (л.д.11).
01 августа 2020 года истцом посредством применения фотосъемки были зафиксированы дефекты общего имущества МКД, выразившиеся, в том числе в неудовлетворительном состоянии напольного покрытия, потолка, стен, подоконника в общем коридоре около лифтов перед квартирой (№) (л.д.27).
21.12.2020 г. Волынский П.Е. направил в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением с описью вложения заявление о предоставлении в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления обращения копии акта нарушения качества в оказании услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД (№) по <адрес> в части ненадлежащего состояния напольного покрытия в общем коридоре около лифтов перед квартирой (№) (л.д.28).
Указанноезаявление не было полученоАО «УК Коминтерновского района».
По сведениям официального сайта АО «Почта России» почтовое отправление выслано обратно отправителю в связи с тем, что срок хранения указанной корреспонденции истек.
19 июля 2021 годаВолынский П.Е. обратился по телефону в аварийную диспетчерскую службу управляющей компании, сообщив об обнаружении факта нарушения качества оказываемой услуги (л.д.30). Уведомление истца зарегистрировано за номером 5320027, ответа на обращение со стороны управляющей компании не последовало.
20 июля 2021 года истец в третий раз направил в адресАО «УК Коминтерновского района» заявление, в котором просил:
- провести проверку факта нарушения качества услуги по содержанию и текущему ремонту напольного покрытия, потолка, стен, подоконника в общем коридоре около лифтов перед квартирой (№) МКД (№) по <адрес>;
- составить и предоставить акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ;
- устранить неисправности напольного покрытия, потолка, стен, подоконника в общем коридоре около лифтов перед квартирой (№) МКД <адрес>;
- провести проверку устранения причин нарушения качества услуги (л.д.31).
Указанное обращение ответчиком получено также не было, и в последствие передано Волынским П.Е. представителю управляющей компании по доверенности В.И.Ю. нарочно.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанным выше адресам. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не находится по указанному адресу (пункт 63).
Из материалов дела видно, что по сведениям единого государственного реестра юридических лиц АО «УК Коминтерновского района»располагается по адресу: <адрес> (л.д.12-13).
Таким образом, Волынский П.Е. надлежащим способом направлялобращения ответчику по указанному выше адресу, при этом риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению письма в силу вышеприведенных правовых норм несет ответчик.
Порядок рассмотрения обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам урегулирован законом№59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с частью 2 статьи 2 названного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Закона).
Согласно статье 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Как следует из материалов дела,Волынский П.Е. в установленном порядке подавал заявления о составлении акта об оказании им ответчиком услуг ненадлежащего качества, а также о проведении проверки по данному факту.
Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, в материалах дела не имеется и на наличие таких доказательств в процессе рассмотрения ответчик не ссылался.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцом была соблюдена установленная законом процедура установления факта предоставления оказываемых управляющей компанией услуг ненадлежащего качества.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила).
Согласно пунктам 15, 16 Правил факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядке их оказания и выполнения и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с указанным Минимальным перечнем, подлежат выполнению работы:
проверки состояния основания, поверхностного слоя и работоспособности системы вентиляции (для деревянных полов);
при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (п. 12);
в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов:
выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями (п. 4);
для надлежащего содержания стен многоквартирных домов:
выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств;
выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков;
выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней;
выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен;
в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение (п. 3);
В числе работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме подлежат выполнению: влажная протирка подоконников, оконных решеток (п. 24).
Согласно п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:
а) в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;
б) в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
При этом перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом:
а) конструктивных элементов многоквартирного дома;
б) наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем;
в) наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома;
г) геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома (п. 3 Правил).
В случае применения специальных технологий оказания услуг и выполнения работ в перечне работ и услуг наименование услуг и работ может отличаться от тех, которые указаны в минимальном перечне, указанном в пункте 2 настоящих Правил, но без изменения цели и результата оказания таких услуг и выполнения таких работ (п. 4 Правил).
Периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 5 Правил).
Согласно п. 9 Правил, сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома.
Для целей настоящих Правил, услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил (п. 3 Правил).
Установленной продолжительностью перерывов в оказании услуг и выполнении работ является предельная длительность перерывов в оказании услуг и выполнении работ, определенная в соответствии с требованиями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иными требованиями законодательства Российской Федерации и условиями договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил (п. 4 Правил).
Согласно пунктов 6, 710, 15, 16 настоящих Правил в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.
В случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Таким образом, основным документом, подтверждающим факт предоставления услуг по управлению, содержанию общего имущества и текущему ремонту в многоквартирном доме ненадлежащего качества, либо факт неоказания данных услуг является акт, составленный на основании обращения собственника (представителей собственников) многоквартирного дома в организацию, осуществляющую управлением этим домом либо в иную службу, указанную исполнителем услуг.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из положений ст. 39 Закона от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» и ст. 157 ЖК РФ правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям, изменение размера платы за коммунальные услуги, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Порядок фиксации факта ненадлежащего оказания исполнителем услуг, в том числе услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома предусмотрен пп. 105 - 111 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354.
Пунктом 105 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, установлено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (п. 106 Правил).
Пунктом 107 Правил №354 предусмотрено, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем, обязан незамедлительно довести до такого лица полученную от потребителя информацию.
Согласно п. 108 Правил №354, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица. Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
Пунктом 109 Правил №354 установлено, что по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении №1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с п. 110 настоящих Правил. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
В соответствии с п. 110 Правил №354 если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении №1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги. Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги. Если для проведения экспертизы качества коммунальной услуги необходим отбор образца соответствующего коммунального ресурса, то исполнитель обязан произвести или организовать проведение отбора такого образца. В этом случае в акте проверки должно быть указано кем инициировано проведение экспертизы, кем, в каких условиях и в какую емкость произведен отбор образца, каковы параметры качества отобранного образца (если их возможно определить), в какие сроки, куда и каким участником проверки отобранный образец должен быть передан для проведения экспертизы, порядок уведомления заинтересованных участников проверки о результатах экспертизы. Исполнитель обязан получить и приобщить к акту проверки экспертное заключение, содержащее результаты экспертизы, а также не позднее 3 рабочих дней с даты получения экспертного заключения передать его копии всем заинтересованным участникам проверки, которые участвовали в проверке.
Согласно п. 110 (1) указанных выше Правил, в случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.
Таким образом, Правилами установлена процедура установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, причем, одним из установленных данными нормами способом (акт проверки качества исполнителем или потребителем).
Разрешая спор, суд исходит из того, что, при доказанности Волынским П.Е. уведомления ответчика о нарушении качества оказываемой услуги, истцом были совершены действия и по фиксации факта предоставления услуги ненадлежащего качества, а, поскольку обязанность по доказыванию фактов нарушения, их периодичность лежит на истце, представившем соответствующие доказательства оказания управляющей компанией услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД ненадлежащего качества, то суд находит требования Волынского П.Е. обоснованными, и подлежащими удовлетворению.
Вопреки доводам стороны ответчикаПравила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» не содержат запрета на составление акта о ненадлежащем оказании услуг по содержанию многоквартирного дома. Кроме того, как исполнитель АО «УК Коминтерновского района» не лишено было права самостоятельно организовать и провести проверку факта обращенийистца о невыполнении работ по содержанию МКД с составлением соответствующего акта проверки.
Между тем, управляющая компания от надлежащего выполнения возложенных на нее законодательством обязанностей уклоняется, что, в свою очередь также нашло подтверждение в акте проверки (№) от 17.09.2021 г., составленным ГЖИ Воронежской области, заявлении истца Волынского П.Е. от 21.10.2021 г., ответе надзирающего органа на обращение потребителя (л.д.62-63,64,65).
Согласно положениям статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Из разъяснений, изложенных в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», следует, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости (статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая положения указанных статей, установление факта нарушения прав истца, требования разумности и справедливости, степень физических и нравственных страданий Волынского П.Е., характер спора, суд определяет размер подлежащего возмещению ответчиком истцу компенсации морального вреда в сумме 500 рублей.
Оснований для взыскания компенсации в большем размере в ходе судебного разбирательства установлено не было.
В силу положенийстатьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», и, учитывая, что судом удовлетворены требования о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 500 рублей, с ответчика в пользу Волынского П.Е. подлежит взысканию штраф в размере 250 рублей.
В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право, представлять доказательства.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
С целью отправления в адрес АО «УК Коминтерновского района» двух обращений, Волынским П.Е. были понесены почтовые расходы в общей сумме 277,18 рублей, расходы по оплате услуг нотариуса в размере 250 рублей, и расходы по оплате распечатки телефонного звонка от 19.07.2021 г. в сумме 50 рублей (л.д.15,20,30,35,43,46-47).
Суд приходит к выводу, что указанные расходы, понесенные истцом, напрямую связаны с существом рассматриваемого спора, и подлежат взысканию с ответчика в полном объеме.
В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», подпунктом 4 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Настоящее гражданское дело по исковому заявлению Волынского П.Е. основано на положениях Закона РФ «О защите прав потребителей». При подаче искового заявления государственная пошлина истцом не уплачивалась.
При таких обстоятельствах, с АО «УК Коминтерновского района» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере1 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Волынского Павла Евгеньевича к акционерному обществу «УК Коминтерновского района» об оспаривании незаконных действий управляющей компании, возложении обязанности по предоставлению информации, проведении проверки, составлении акта проверки качества предоставляемых услуг, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходовудовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие управляющей компании акционерного общества «УК Коминтерновского района», выразившееся в не предоставлении Волынскому Павлу Евгеньевичу письменных ответов с информацией на его обращения от 16 декабря 2019 года, 19 июля 2021 года и 20 июля 2021 года.
Обязать акционерное общество «УК Коминтерновского района» в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Волынскому Павлу Евгеньевичу письменный ответ на его обращения от 16 декабря 2019 года, 19 июля 2021 года и 20 июля 2021 года.
Обязать акционерное общество «УК Коминтерновского района» в течение трехдневного срока со дня вступления решения суда в законную силу:
- провести проверку факта нарушения качества оказанной услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома <адрес> (напольное покрытие, потолок, стены, подоконник в общем коридоре около лифтов перед квартирой (№));
- составить акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ по содержанию и ремонту напольного покрытия, потолка, стен, подоконника в общем коридоре около лифтов перед квартирой (№) многоквартирного дома <адрес>, предоставив его копию Волынскому Павлу Евгеньевичу.
Взыскать с акционерного общества «УК Коминтерновского района» в пользу Волынского Павла Евгеньевича 500 рублей в качестве компенсации морального вреда, почтовые расходы в сумме 277,18 рублей, расходы по оплате распечатки телефонного звонка в размере 50 рублей, расходы по оплате нотариального удостоверения копии свидетельства о государственной регистрации права в сумме 250 рублей, а также штраф в размере 250 рублей.
Взыскать с акционерного общества «УК Коминтерновского района» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский
областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Председательствующий: Я.А. Безрядина
Мотивированное решение
изготовлено 17.11.2021 г.
Дело №2-5394/2021
УИД: 36RS0002-01-2021-006027-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Безрядиной Я.А.,
при секретаре Чахалян К.А.,
с участием представителя истца по доверенности Микляева С.А.,
представителя ответчика по доверенности Васильевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Волынского Павла Евгеньевича к акционерному обществу «УК Коминтерновского района» об оспаривании незаконных действий управляющей компании, возложении обязанности по предоставлению информации, проведении проверки, составлении акта проверки качества предоставляемых услуг, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов, -
УСТАНОВИЛ:
Волынский П.Е. обратился с иском к АО «УК Коминтерновского района», и с учетом уточнения просил признать незаконным бездействие ответчика по не направлению в установленном законом порядке и сроки письменных ответов на его письменные обращения от 16.12.2019 г., 19.07.2021 г., и 20.07.2021 г.;обязать ответчика в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить истцу письменный ответна его обращения; обязать управляющую компанию в течение трехдневного срока с момента вступления решения суда в законную силу провести проверку факта нарушения качества оказанной услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома <адрес>, и составить акт проверки качества предоставляемых услуг, выдав его копию истцу; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 150 000 рублей, почтовые расходы в размере 277,18 рублей, расходы по оплате телефонного звонка в сумме 50 рублей, расходы по оплате нотариального удостоверения свидетельства о государственной регистрации права в размере 250 рублей, а также штраф 50% от суммы, присужденной судом.
В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Управление многоквартирным домом осуществляет АО «УК Коминтерновского района».К правоотношениям сторон применяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей». 01 августа 2020 годаВолынским П.Е. с помощью применения фотосъемки были зафиксированы дефекты общего имущества МКД, выразившиеся, в том числе в неудовлетворительном состоянии напольного покрытия, потолка, стен, подоконника в общем коридоре около лифтов перед квартирой (№). В последующем истец в целях фиксации факта оказания услуг ненадлежащего качества, дважды направлял ответчику заявления о предоставлении акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнения работ. Ответа на обращения Волынского П.Е. со стороны управляющей компании не последовало. 19.07.2021 г. истец по телефону уведомил аварийно-диспетчерскую службу АО «УК Коминтерновского района» о выявлении факта нарушения качества оказываемой услуги. Однако, в нарушение положений Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, представители ответчика не провели в течение двух часов с момента получения сообщения о ненадлежащем оказании услуги проверку, и не составили соответствующий акт проверки. Незаконный отказ в проведении проверки и составлении акта причинил ему нравственные страдания, то есть, моральный вред, который он оценивает в 150 000 рублей. Истец также просит взыскать с ответчика в его пользу понесенные почтовые расходы, расходы по оплате услуг нотариуса, мобильного оператора, и штраф (л.д.4-10,25-26,56-57).
Представитель истца по доверенности Микляев С.А. (л.д.24), в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, возражал против доводов стороны ответчика, сославшись на положения Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (л.д.59-61).
От истцаВолынского П.Е.представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.57).
Представитель ответчика АО «УК Коминтерновского района» по доверенности Васильева Н.А. (л.д.54-55), в судебное заседание явилась, с иском не согласилась, представилаписьменные возражения на иск, просила в удовлетворении исковых требований отказать по изложенным в них доводам (л.д.551-53).
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления и письменного отзыва стороны ответчика на иск, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирномдоме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из материалов дела видно и установлено судом, что АО «УК Коминтерновского района»осуществляет управление многоквартирным домом (№) по <адрес> (л.д.36).
Волынский П.Е. является собственником1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение- квартиру, общей площадью 36,8 кв.м., расположенной в указанном доме (л.д.11).
01 августа 2020 года истцом посредством применения фотосъемки были зафиксированы дефекты общего имущества МКД, выразившиеся, в том числе в неудовлетворительном состоянии напольного покрытия, потолка, стен, подоконника в общем коридоре около лифтов перед квартирой (№) (л.д.27).
21.12.2020 г. Волынский П.Е. направил в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением с описью вложения заявление о предоставлении в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления обращения копии акта нарушения качества в оказании услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД (№) по <адрес> в части ненадлежащего состояния напольного покрытия в общем коридоре около лифтов перед квартирой (№) (л.д.28).
Указанноезаявление не было полученоАО «УК Коминтерновского района».
По сведениям официального сайта АО «Почта России» почтовое отправление выслано обратно отправителю в связи с тем, что срок хранения указанной корреспонденции истек.
19 июля 2021 годаВолынский П.Е. обратился по телефону в аварийную диспетчерскую службу управляющей компании, сообщив об обнаружении факта нарушения качества оказываемой услуги (л.д.30). Уведомление истца зарегистрировано за номером 5320027, ответа на обращение со стороны управляющей компании не последовало.
20 июля 2021 года истец в третий раз направил в адресАО «УК Коминтерновского района» заявление, в котором просил:
- провести проверку факта нарушения качества услуги по содержанию и текущему ремонту напольного покрытия, потолка, стен, подоконника в общем коридоре около лифтов перед квартирой (№) МКД (№) по <адрес>;
- составить и предоставить акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ;
- устранить неисправности напольного покрытия, потолка, стен, подоконника в общем коридоре около лифтов перед квартирой (№) МКД <адрес>;
- провести проверку устранения причин нарушения качества услуги (л.д.31).
Указанное обращение ответчиком получено также не было, и в последствие передано Волынским П.Е. представителю управляющей компании по доверенности В.И.Ю. нарочно.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанным выше адресам. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не находится по указанному адресу (пункт 63).
Из материалов дела видно, что по сведениям единого государственного реестра юридических лиц АО «УК Коминтерновского района»располагается по адресу: <адрес> (л.д.12-13).
Таким образом, Волынский П.Е. надлежащим способом направлялобращения ответчику по указанному выше адресу, при этом риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению письма в силу вышеприведенных правовых норм несет ответчик.
Порядок рассмотрения обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам урегулирован законом№59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с частью 2 статьи 2 названного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Закона).
Согласно статье 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Как следует из материалов дела,Волынский П.Е. в установленном порядке подавал заявления о составлении акта об оказании им ответчиком услуг ненадлежащего качества, а также о проведении проверки по данному факту.
Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, в материалах дела не имеется и на наличие таких доказательств в процессе рассмотрения ответчик не ссылался.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцом была соблюдена установленная законом процедура установления факта предоставления оказываемых управляющей компанией услуг ненадлежащего качества.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила).
Согласно пунктам 15, 16 Правил факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядке их оказания и выполнения и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с указанным Минимальным перечнем, подлежат выполнению работы:
проверки состояния основания, поверхностного слоя и работоспособности системы вентиляции (для деревянных полов);
при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (п. 12);
в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов:
выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями (п. 4);
для надлежащего содержания стен многоквартирных домов:
выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств;
выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков;
выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней;
выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен;
в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение (п. 3);
В числе работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме подлежат выполнению: влажная протирка подоконников, оконных решеток (п. 24).
Согласно п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:
а) в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;
б) в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
При этом перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом:
а) конструктивных элементов многоквартирного дома;
б) наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем;
в) наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома;
г) геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома (п. 3 Правил).
В случае применения специальных технологий оказания услуг и выполнения работ в перечне работ и услуг наименование услуг и работ может отличаться от тех, которые указаны в минимальном перечне, указанном в пункте 2 настоящих Правил, но без изменения цели и результата оказания таких услуг и выполнения таких работ (п. 4 Правил).
Периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 5 Правил).
Согласно п. 9 Правил, сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома.
Для целей настоящих Правил, услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил (п. 3 Правил).
Установленной продолжительностью перерывов в оказании услуг и выполнении работ является предельная длительность перерывов в оказании услуг и выполнении работ, определенная в соответствии с требованиями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иными требованиями законодательства Российской Федерации и условиями договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил (п. 4 Правил).
Согласно пунктов 6, 710, 15, 16 настоящих Правил в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.
В случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Таким образом, основным документом, подтверждающим факт предоставления услуг по управлению, содержанию общего имущества и текущему ремонту в многоквартирном доме ненадлежащего качества, либо факт неоказания данных услуг является акт, составленный на основании обращения собственника (представителей собственников) многоквартирного дома в организацию, осуществляющую управлением этим домом либо в иную службу, указанную исполнителем услуг.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из положений ст. 39 Закона от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» и ст. 157 ЖК РФ правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям, изменение размера платы за коммунальные услуги, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Порядок фиксации факта ненадлежащего оказания исполнителем услуг, в том числе услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома предусмотрен пп. 105 - 111 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354.
Пунктом 105 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, установлено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (п. 106 Правил).
Пунктом 107 Правил №354 предусмотрено, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем, обязан незамедлительно довести до такого лица полученную от потребителя информацию.
Согласно п. 108 Правил №354, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица. Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
Пунктом 109 Правил №354 установлено, что по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении №1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с п. 110 настоящих Правил. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
В соответствии с п. 110 Правил №354 если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении №1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги. Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги. Если для проведения экспертизы качества коммунальной услуги необходим отбор образца соответствующего коммунального ресурса, то исполнитель обязан произвести или организовать проведение отбора такого образца. В этом случае в акте проверки должно быть указано кем инициировано проведение экспертизы, кем, в каких условиях и в какую емкость произведен отбор образца, каковы параметры качества отобранного образца (если их возможно определить), в какие сроки, куда и каким участником проверки отобранный образец должен быть передан для проведения экспертизы, порядок уведомления заинтересованных участников проверки о результатах экспертизы. Исполнитель обязан получить и приобщить к акту проверки экспертное заключение, содержащее результаты экспертизы, а также не позднее 3 рабочих дней с даты получения экспертного заключения передать его копии всем заинтересованным участникам проверки, которые участвовали в проверке.
Согласно п. 110 (1) указанных выше Правил, в случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.
Таким образом, Правилами установлена процедура установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, причем, одним из установленных данными нормами способом (акт проверки качества исполнителем или потребителем).
Разрешая спор, суд исходит из того, что, при доказанности Волынским П.Е. уведомления ответчика о нарушении качества оказываемой услуги, истцом были совершены действия и по фиксации факта предоставления услуги ненадлежащего качества, а, поскольку обязанность по доказыванию фактов нарушения, их периодичность лежит на истце, представившем соответствующие доказательства оказания управляющей компанией услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД ненадлежащего качества, то суд находит требования Волынского П.Е. обоснованными, и подлежащими удовлетворению.
Вопреки доводам стороны ответчикаПравила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» не содержат запрета на составление акта о ненадлежащем оказании услуг по содержанию многоквартирного дома. Кроме того, как исполнитель АО «УК Коминтерновского района» не лишено было права самостоятельно организовать и провести проверку факта обращенийистца о невыполнении работ по содержанию МКД с составлением соответствующего акта проверки.
Между тем, управляющая компания от надлежащего выполнения возложенных на нее законодательством обязанностей уклоняется, что, в свою очередь также нашло подтверждение в акте проверки (№) от 17.09.2021 г., составленным ГЖИ Воронежской области, заявлении истца Волынского П.Е. от 21.10.2021 г., ответе надзирающего органа на обращение потребителя (л.д.62-63,64,65).
Согласно положениям статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Из разъяснений, изложенных в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», следует, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости (статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая положения указанных статей, установление факта нарушения прав истца, требования разумности и справедливости, степень физических и нравственных страданий Волынского П.Е., характер спора, суд определяет размер подлежащего возмещению ответчиком истцу компенсации морального вреда в сумме 500 рублей.
Оснований для взыскания компенсации в большем размере в ходе судебного разбирательства установлено не было.
В силу положенийстатьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», и, учитывая, что судом удовлетворены требования о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 500 рублей, с ответчика в пользу Волынского П.Е. подлежит взысканию штраф в размере 250 рублей.
В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право, представлять доказательства.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
С целью отправления в адрес АО «УК Коминтерновского района» двух обращений, Волынским П.Е. были понесены почтовые расходы в общей сумме 277,18 рублей, расходы по оплате услуг нотариуса в размере 250 рублей, и расходы по оплате распечатки телефонного звонка от 19.07.2021 г. в сумме 50 рублей (л.д.15,20,30,35,43,46-47).
Суд приходит к выводу, что указанные расходы, понесенные истцом, напрямую связаны с существом рассматриваемого спора, и подлежат взысканию с ответчика в полном объеме.
В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», подпунктом 4 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Настоящее гражданское дело по исковому заявлению Волынского П.Е. основано на положениях Закона РФ «О защите прав потребителей». При подаче искового заявления государственная пошлина истцом не уплачивалась.
При таких обстоятельствах, с АО «УК Коминтерновского района» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере1 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Волынского Павла Евгеньевича к акционерному обществу «УК Коминтерновского района» об оспаривании незаконных действий управляющей компании, возложении обязанности по предоставлению информации, проведении проверки, составлении акта проверки качества предоставляемых услуг, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходовудовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие управляющей компании акционерного общества «УК Коминтерновского района», выразившееся в не предоставлении Волынскому Павлу Евгеньевичу письменных ответов с информацией на его обращения от 16 декабря 2019 года, 19 июля 2021 года и 20 июля 2021 года.
Обязать акционерное общество «УК Коминтерновского района» в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Волынскому Павлу Евгеньевичу письменный ответ на его обращения от 16 декабря 2019 года, 19 июля 2021 года и 20 июля 2021 года.
Обязать акционерное общество «УК Коминтерновского района» в течение трехдневного срока со дня вступления решения суда в законную силу:
- провести проверку факта нарушения качества оказанной услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома <адрес> (напольное покрытие, потолок, стены, подоконник в общем коридоре около лифтов перед квартирой (№));
- составить акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ по содержанию и ремонту напольного покрытия, потолка, стен, подоконника в общем коридоре около лифтов перед квартирой (№) многоквартирного дома <адрес>, предоставив его копию Волынскому Павлу Евгеньевичу.
Взыскать с акционерного общества «УК Коминтерновского района» в пользу Волынского Павла Евгеньевича 500 рублей в качестве компенсации морального вреда, почтовые расходы в сумме 277,18 рублей, расходы по оплате распечатки телефонного звонка в размере 50 рублей, расходы по оплате нотариального удостоверения копии свидетельства о государственной регистрации права в сумме 250 рублей, а также штраф в размере 250 рублей.
Взыскать с акционерного общества «УК Коминтерновского района» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский
областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Председательствующий: Я.А. Безрядина
Мотивированное решение
изготовлено 17.11.2021 г.