24RS0011-01-2021-000657-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дзержинское 17 января 2022 года
Дзержинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Бояркиной И.И., при секретаре - Гузовой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-13/2022 по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске) поданного в интересах неопределенного круга лиц к администрации Курайского сельского совета Дзержинского района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске) действующее в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к администрации Курайского сельского совета Дзержинского района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства. Свои исковые требования мотивировали тем, что в марте 2020 года в отношении Администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края, юридический адрес: 663711 Красноярский край Дзержинский район село К… улица Н…, … проведена плановая выездная проверка на основании распоряжения от 03 февраля 2020 г. № 683, в ходе, которой обнаружены нарушения, выразившиеся в использовании территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований; в нарушении санитарно - эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. С целью устранения выявленных в ходе плановой проверки нарушений санитарного законодательства Администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края выдано предписание, об устранении допущенных нарушений, срок исполнения которого истек 15 марта 2021 года.
По истечению установленного срока исполнения, проведена внеплановая выездная проверка на основании распоряжения от 26 февраля 2021 г. № 963 в ходе, которой выявлено: предписание от 26 марта 2020 г. № 9197, не выполнено в полном объеме по следующим пунктам:
- пункт 1.1 не выполнен, отсутствует разработанная и согласованная с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор рабочая программа производственного контроля качества воды централизованного водоснабжения, т. е. не устранены нарушения ч. 5 ст. 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», и. 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (п.5 постановления № 10 от 06.01.2015), введенные в действие с 01 марта 2021 г. (данные требования были изложены в п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» п. 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий»).
- пункт 1.3 не выполнен, отсутствует возможность отбора проб воды для проведения лабораторных исследований в месте водозабора и перед поступлением в сеть (водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. Л…, д…; водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, д. П…, ул. Ц…, №…), т. е. не устранены нарушения ч. 5 ст. 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (п.18 постановления № 10 от 06.01.2015) введенные в действие с 01 марта 2021 г. (данные требования были изложены в п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»).
- пункт 1.6 не выполнен, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов (Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. К… (2 шт.), ул. Г… (2 шт.), ул. Т…, ул. С…, Красноярский край Дзержинский район, д. П…, ул. Ч… (2 шт.); водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. Л…, …; водонапорная башня по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, д. П…, ул. Ц…, №…), используемых в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, т.е. не устранены нарушения п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
-пункт 1.7 не выполнен, отсутствуют проекты зон санитарной охраны (далее по тексту ЗСО) водных объектов (водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. Л…,…; водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, д. П…, ул. Ц…, №….), используемые в качестве источника водоснабжения питьевого назначения и хозяйственно-питьевого водоснабжения, (имеется муниципальный контракт на разработку проекта ЗСО), т.е. не устранены нарушения п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110 - 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
- пункт 1.8 не выполнен, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов ЗСО, водных объектов (водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. Л…,…; водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, д. П…, ул. Ц…, №…), используемых в качестве источников водоснабжения питьевого назначения, т.е. не устранены нарушения п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110 - 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
-пункт 1.9 не выполнен, отсутствует документ, подтверждающий утверждение ЗСО органами исполнительной власти Красноярского края, т.е. не устранены нарушения ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
-пункт 1.10 не выполнен в части обеспечения организации зон санитарной охраны (далее ЗСО) с определением границ зон и составляющих ее поясов водных объектов (водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. Л…, …; водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, д. П…, ул. Ц…, №…), используемых в качестве источников водоснабжения; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО отсутствует, т.е. не устранены нарушения п. п. 1.4, 1.6, 1.7, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
-пункт 1.11 не выполнен, не оборудованы водозаборы (водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. Л…, 2; водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, д. П…, ул. Ц…, №…) аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода, т.е. не устранены нарушения п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
- пункт 1.13 не выполнен - отобранная проба питьевой воды из водоразборной колонки напротив жилого дома с. К…, ул. Л…, д…., кв…., по органолептическим показателям: цветность 47,2±7,9 допустимый уровень не более 20, что выше нормируемого значения в 2,36 раза; мутность 9±1 допустимый уровень не более 1,5, что выше нормируемого значения в 6 раз; указанный образец по исследованным показателям не соответствует требованиям главы IV п.75, п.81 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблице 3.1 СанПиН 1.2.3685-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Протокол исследований (испытаний), измерений № 635 - 201 от 22.03.2021г.
- отобранная проба питьевой воды из водоразборной колонки напротив жилого дома с. К…, ул. Л…, д. …, кв…., по санитарно-химическим показателям: жесткость общая 15,7±1,9 допустимый уровень не более 7, что выше нормируемого значения в 2,2 раза, окисляемость перманганатная 11,3±0,9 допустимый уровень не более 5, что выше нормируемого значения в 2,26 раза, указанный образец по исследованным показателям не соответствует требованиям главы IV п.75, п.81 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблице 3.3. СанПиН 1.2.3685-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Протокол исследований (испытаний), измерений № 635 -201 от 22.03.2021г.
- отобранная проба питьевой воды из водоразборной колонки напротив жилого дома с. К…, ул. Л…, д…, кв…., по санитарно-химическим показателям: железо 6,4±1,3 допустимый уровень не более 0,3, что выше нормируемого значения в 21,3 раза, аммиак 7,6±0.9 допустимый уровень не более 1,5, что выше нормируемого значения в 5 раз, указанный образец по исследованным показателям не соответствует требованиям главы IV п.75, п.81 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблице 3.3, 3.13 (106) СанПиН 1.2.3685-21, ч.1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Протокол исследований (испытаний), измерений № 635 - 201 от 22.03.2021г.
-пункт 1.15 не выполнен - отобранная проба питьевой воды из водоразборной колонки напротив жилого дома с. К…, ул. Ц…, д…, по органолептическому показателю: мутность 6±1 допустимый уровень не более 1,5, что выше нормируемого значения в 4 раза; указанный образец по исследованным показателям не соответствует требованиям главы IV п.75, п.81 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблице 3.1 СанПиН 1.2.3685-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Протокол исследований (испытаний), измерений № 636 - 201 от 22.03.2021 г.
-пункт 1.16 не выполнен - отобранная проба питьевой воды из водоразборной колонки напротив жилого дома д. П…, ул. Ц…, …, по органолептическому показателю: мутность 5,3±0,9 допустимый уровень не более 1,5, что выше нормируемого значения в 3,5 раза; указанный образец по исследованным показателям не соответствует требованиям главы IV п.75. п.81 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблице 3.1 СанПиН 1.2.3685-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Протокол исследований (испытаний), измерений № 637 - 201 от 22.03.2021 г.
- отобранная проба питьевой воды из водоразборной колонки напротив жилого дома д. П…, ул. Ц…, …, по санитарно-химическим показателям: жесткость общая 11,7±1,5 допустимый уровень не более 7, что выше нормируемого значения в 1,6 раза, окисляемость перманганатная 5,7±0,5 допустимый уровень не более 5, что выше нормируемого значения в 1,1 раза, указанный образец по исследованным показателям не соответствует; требованиям главы IV п.75, п.81 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблице 3.3. СанПиН 1.2.3685-21, ч. 1,4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Протокол исследований (испытаний), измерений № 637 - 201 от 22.03.2021 г.
- отобранная проба питьевой воды из водоразборной колонки напротив жилого дома д. Петровка, ул. Центральная, 37, по санитарно-химическим показателям: железо 3,3±0,7 допустимый уровень не более 0,3, что выше нормируемого значения в 11 раз, указанный образец по исследованным показателям не соответствует требованиям главы IV п.75, п.81 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблице 3.3 СанПиН 1.2.3685-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Протокол исследований (испытаний), измерений № 637 - 201 от 22.03.2021г.
По факту невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в области защиты прав потребителей, об устранении выявленных нарушений от 26 марта 2020 г. № 9197, составлен протокол об административном правонарушении № 8837 от 30 марта 2021 г., предусмотренный ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Учитывая изложенное, истец просит суд признать бездействие ответчика администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края, выраженное в неисполнении законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в области защиты прав потребителей, об устранении выявленных нарушений от 26 марта 2020 г. № 9171 незаконным. Обязать администрацию Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края допущенные устранить нарушения, а именно ч. 5 ст. 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», и. 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно: обеспечить наличие (разработку) и согласование с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, программы производственного контроля качества воды централизованного водоснабжения; ч. 5 ст. 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «(О водоснабжении и водоотведении», п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно: обеспечить возможность отбора проб воды для проведения лабораторных исследований в месте водозабора и перед поступлением в сеть (водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. Л…, …; водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, д. П…, ул. Ц…, №…); п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно: обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов (Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. К… (2 шт.), ул. Г… (2 шт.), ул. Т…, ул. С…, Красноярский край Дзержинский район, д. П…, ул. Ч… (2 шт.); водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. Л…,…; водонапорная башня по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, д. П…, ул. Ц…, №…), используемых в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения; п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: обеспечить наличие (разработку) проектов зон санитарной охраны водных объектов (водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. Л…,…; водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, д. П…, ул. Ц…, №…), используемых в качестве источника водоснабжения питьевого назначения и хозяйственно-питьевого водоснабжения; п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно: обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проектов зон санитарной охраны водных объектов (водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. Л…, …; водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, д. П…, ул. Ц…, №…); п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: обеспечить наличие документа, подтверждающего утверждение проекта зон санитарной охраны в установленном Порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденном Постановлением Правительства Красноярского края от 15 октября 2009 года № 525-П «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения»; п. п. 1.4, 1.6, 1.7 СанПиН 2.1.4.1110 - 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: обеспечить организацию зон санитарной охраны с определением границ зон и составляющих ее поясов водных объектов (водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. Л…, …; водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, д. П…, ул. Ц…, № …), используемых в качестве источников водоснабжения; обеспечить наличие плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны; п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: оборудовать водозаборы (водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. Л…., …; водонапорная башня по адресу; Красноярский край Дзержинский район, д. П…, ул. Ц…, №…) аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода; п.75, п.81 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблицы 3.1 СанПиН 1.2.3685-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно: обеспечить доведение качества питьевой воды до предусмотренных действующим законодательством нормативов: из водоразборной колонки напротив жилого дома с. К…, ул. Л…, д…, кв.., по показателям: цветность, мутность, окисляемость перманганатная, жесткость общая, железо, аммиак; из водоразборной колонки напротив жилого дома с. К…, ул. Ц…., д…., по показателю мутность; из водоразборной колонки напротив жилого дома д. П…, ул. Ц…, д…., по показателям: мутность, жесткость, окисляемость перманганатная, железо. Срок исполнения вышеуказанных нарушений установить - один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца - Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске), в судебное заседание не явился о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации Курайского сельского совета Дзержинского района Красноярского края Гаврилов С.А. не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Просил провести судебное заседание в его отсутствие. Исковые требования истца признал частично, возражал против требования о признании незаконным бездействия администрации Курайского сельского совета в неисполнении законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в области защиты прав потребителей, об устранении выявленных нарушений от 26.03.2020 г. № 9171, пояснил, что все возможные меры к исполнению предписания, администрацией сельсовета, были приняты. Но исполнение данных требований законодательства требуют большой объем работ, что влечет длительное исполнение во времени, а также большой объем финансирования, которым администрация Курайского сельсовета не располагает. Считает, что исполнение требований законодательства обязательно, и при поступлении денежных средств, работы в части предписания будут производиться.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по делу, заявивших ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске) обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, настоящим законом регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объектом права граждан на благоприятную среду обитания является благоприятная среда обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.
В соответствии с ч.3 ст.39 указанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как установлено в судебном заседании, администрация Курайского сельского совета Дзержинского района Красноярского края (юридический адрес: 663711 Красноярский край Дзержинский район село К… улица Н… д…), являясь юридическим лицом, использует территорию первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
02.03.2020 года на основании распоряжения № 683 от 03.02.2020 года, в ходе плановой выездной проверки в месте осуществления деятельности администрация Курайского сельского совета Дзержинского района Красноярского края, были выявлены нарушения обязательных требований действующего законодательства РФ в сфере санитарного законодательства, в связи с чем администрации Курайского сельского совета Дзержинского района Красноярского края было выдано предписание № 9171 от 26.03.2020 года для устранения выявленных нарушений со сроком исполнения до 15.03.2021 года.
По фактам выявленных нарушений в отношении юридического лица администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные: ч. 4 ст. 8.42 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении № 9186 от 26 марта 2020 года); ст. 6.5 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении № 9180 от 26 марта 2020 года).
При проведении 16.03.2021 года на основании распоряжения № 963 от 26.02.2021 года внеплановой проверки администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края специалистом - экспертом Роспотребнадзора по Красноярскому краю, было выявлено, что предписание от 26.03.2020 года № 9171 не выполнено в полном объеме, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц (потребителей).
В силу ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнить требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержании территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» администрация Курайского сельсовета обязана обеспечить наличие (разработку) и согласование с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор рабочей программы производственного контроля качества воды централизованного водоснабжения, возможность отбора проб воды для проведения лабораторных исследований в месте водозабора и перед поступлением в сеть.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязана обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов
В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110 - 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» обеспечить наличие (разработку) проектов зон санитарной охраны (далее по тексту ЗСО) водных объектов; обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проектов ЗСО, водных объектов; обеспечить организацию зон санитарной охраны определением границ зон и составляющих ее поясов водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения; обеспечить наличие плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО; оборудовать водозаборы, аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода.
В соответствии с требованиями и.75, п.81 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблицы 3.1 СанПиН 1.2.3685-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (требования изложены в утративших силу с 01 марта 2021 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», ГН 2.1.5.2307-07 «Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования») обеспечить доведение качества питьевой воды до предусмотренных действующим законодательством нормативов:
-из водоразборной колонки напротив жилого дома с. К…, ул. Л…, д…, кв… по органолептическим показателям: цветность, мутность, окисляемость перманганатная, жесткость общая, железо, аммиак;
- из водоразборной колонки напротив жилого дома с. К…, ул. Ц…, д…, по показателю: мутность;
- из водоразборной колонки напротив жилого дома д. П…, ул. Ц…, д…, по органолептическим показателям: мутность, жесткость, окисляемость перманганатная, железо.
Требования вышеприведенных санитарных правил направлены на предотвращение возникновение угрозы по нарушению права на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, в связи с чем бездействие администрации Курайского сельсовета по не устранению допущенных нарушений норм санитарного законодательства являются не законными.
При этом суд отмечает, что доводы представителя ответчика о принятии мер по частичному исполнению предписания от 26.03.2020 года, свидетельствует об отсутствии факта бездействия администрации Курайского сельсовета, не могут быть приняты судом, так как факт бездействия устанавливается лишь в отношении невыполненных пунктов предписания.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца к администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края о признании бездействия выраженного в неисполнении законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в области защиты прав потребителей и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края об обязании устранить нарушения санитарного законодательства РФ - удовлетворить.
Признать бездействие ответчика Администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края, выраженное в неисполнении законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в области защиты прав потребителей, об устранении выявленных нарушений от 26 марта 2020 г. № 9171 незаконным.
Обязать Администрацию Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края в течение одного года шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу устранить следующие нарушения санитарного законодательства РФ:
- ч. 5 ст. 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», и. 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно: обеспечить наличие (разработку) и согласование с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, программы производственного контроля качества воды централизованного водоснабжения;
- ч. 5 ст. 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и
питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно: обеспечить возможность отбора проб воды для проведения лабораторных исследований в месте водозабора и перед поступлением в сеть (водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. Л…, …; водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, д. П…, ул. Ц…, № …);
- п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно: обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов (Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. К… (2 шт.), ул. Г… (2 шт.), ул. Т…, ул. С…, Красноярский край Дзержинский район, д. П…, ул. Ч… (2 шт.); водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. Л…,…; водонапорная башня по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, д. П…, ул. Ц…, №…), используемых в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения;
- п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: обеспечить наличие (разработку) проектов зон санитарной охраны водных объектов (водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. Л…, …; водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, д. П…, ул. Ц…, №…), используемых в качестве источника водоснабжения питьевого назначения и хозяйственно-питьевого водоснабжения;
- п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно: обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проектов зон санитарной охраны водных объектов (водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. Л…, …; водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, д. П…, ул. Ц…, № …);
- п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: обеспечить наличие документа, подтверждающего утверждение проекта зон санитарной охраны в установленном Порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденном Постановлением Правительства Красноярского края от 15 октября 2009 года № 525-П «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения »;
- п. п. 1.4, 1.6, 1.7 СанПиН 2.1.4.1110 - 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: обеспечить организацию зон санитарной охраны с определением границ зон и составляющих ее поясов водных объектов (водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. Л…, …; водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, д. П…, ул. Ц…, №…), используемых в качестве источников водоснабжения; обеспечить наличие плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны;
- п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: оборудовать водозаборы (водонапорная башня по адресу: Красноярский край Дзержинский район, с. К…, ул. Л…, 2; водонапорная башня по адресу; Красноярский край Дзержинский район, д. П…, ул. Ц…, №…) аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода;
- п.75, п.81 СанПиН 2.1.3684-21, главы III таблицы 3.1 СанПиН 1.2.3685-21, ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно: обеспечить доведение качества питьевой воды до предусмотренных действующим законодательством нормативов:
- из водоразборной колонки напротив жилого дома с. К…, ул. Л…, д…, кв…, по показателям: цветность, мутность, окисляемость перманганатная, жесткость общая, железо, аммиак;
-из водоразборной колонки напротив жилого дома с. К…, ул. Ц…, д…, по показателю мутность;
- из водоразборной колонки напротив жилого дома д. П…, ул. Ц…, д…, по показателям: мутность, жесткость, окисляемость перманганатная, железо.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Дзержинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий И.И. Бояркина