Дело № 2-1415/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2011 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Собецкой А.В., с участием прокурора Меркурьевой Н.С., при секретаре Зелениной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по заявлению Лысьвенского городского прокурора Пермского края, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кормовищенского сельского поселения Лысьвенского муниципального района Пермского края о понуждении к совершению действий по постановке на учет бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Лысьвенский городской прокурор Пермского края, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд к администрации Кормовищенского сельского поселения Лысьвенского муниципального района с требованием о понуждении органа местного самоуправления обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи гидротехнического сооружения № 26, расположенного в п.Кормовище, бассейны рек Лямпа и Барда (далее ГТС).
Свои требования прокурор мотивирует тем, что на территории Кормовищенского сельского поселения в п.Кормовище имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение № 26 в районе бассейна рек Лямпы и Барды. Право собственности на указанное ГТС отсутствует. Вместе с тем, отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения его безопасности. Учитывая, что ГТС расположено в административных границах Кормовищенского сельского поселения, следовательно, бездействие администрации сельского поселения в части необращения в Управление Федеральной регистрационной службы по <адрес> с заявлением о принятии ГТС на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, вытекающих из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
Помощник Лысьвенского городского прокурора Пермского края Меркурьева Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика администрации Кормовищенского сельского поселения в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск признал.
Представитель третьего лица администрации Лысьвенского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Если, это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечения года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно п. 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 ГК РФ. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В силу п.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из материалов дела следует, что на территории Кормовищенского сельского поселения Лысьвенского муниципального района Пермского края в п. Кормовище имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение №26 в районе бассейнов рек Лямпы и Барды, которое не значится ни на балансе муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», ни на балансе Кормовищенского поселения (л.д. 4).
По сведениям комитета имущественных отношений администрации Лысьвенского муниципального района, указанное ГТС не включено в объем муниципальной собственности администрации Лысьвенского муниципального района.
Из сообщения Федерального агентства по управлению государственным имуществом следует, что в реестре федерального имущества объектов недвижимости отсутствуют сведения об указанном объекте.
Из сообщения Агентства по управлению имуществом Пермского края следует, что в реестре государственной собственности Пермского края не числится ГТС №26, расположенное на территории Кормовищенского сельского поселения.
Анализ вышеизложенных доказательств позволяет суду сделать вывод о наличии правовых оснований для признания спорного объекта бесхозяйным.
Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Суд считает, что отсутствие собственника и эксплуатирующей организации гидротехнического сооружения, непринятие органом местного самоуправления мер по постановке ГТС на учет как бесхозяйное недвижимое имущество нарушает конституционные права неопределенного круга лиц и создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан, причинение вреда их имуществу.
Федеральным законом № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Пунктом 3 Положения «Об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 года за № 237 в обязанности собственникам гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации также вменяется содержание гидротехнического сооружения в исправном состоянии, своевременное осуществление разработок и реализации мер по обеспечению его безопасности, обеспечение соблюдения норм и правил безопасности гидротехнического сооружения.
В соответствии с пунктами 8, 26, 31 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. к вопросам местного значения поселений относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.
Аналогичная позиция по решению вопросов местного значения изложена в п.8 ч.1 ст.6 Устава Кормовищенского сельского поселения (л.д.14-32).
Согласно пунктов 5, 19, 20 части второй статьи ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.
В ст.1 Федерального Закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Финансовое обеспечение установленных настоящим законом мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно ч.2 ст.11 указанного Федерального Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации гидротехнического сооружения № 26, расположенного в п. Кормовище Кормовищенского сельского поселения Лысьвенского муниципального района в бассейнах рек Лямпы и Барды может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, в результате чего возникает угроза жизни и здоровью граждан, а также значительных материальных потерь и нарушений условий жизнедеятельности людей. При этом администрация муниципального образования необходимых мер для предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации не предпринимает.
Кроме того, отсутствие собственника и эксплуатирующей организации гидротехнического сооружения, непринятие органом местного самоуправления мер по постановке ГТС на учет как бесхозяйного имущества нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан, в связи с чем, заявление прокурора, направленное в защиту интересов неопределенного круга лиц, прежде всего населения, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Лысьвенского городского прокурора Пермского края удовлетворить.
Обязать администрацию Кормовищенского сельского поселения Лысьвенского муниципального района Пермского края обратиться в Лысьвенский отдел Управления Росреестра по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет гидротехнического сооружения №26, расположенного в п.Кормовище в бассейнах рек Лямпы и Барды.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение 10 дней.
Судья: