Дело № 2-231/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Чадан 18 апреля 2014 года
Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Кочнёвой А.Ш., при секретаре Бай-Кара С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Монгуш Р.Р. к Тюлюш З.Д. о признании договора дарения квартиры недействительным и об исключении сведений о праве собственности из единого реестра государственной регистрации права,
с участием истца Монгуш Р.Р., ответчика Тюлюш З.Д.,
у с т а н о в и л:
Монгуш Р.Р. обратился в суд с иском к Тюлюш З.Д. о признании договора дарения квартиры недействительным и об исключении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, указав на то, что для получения субсидии из места работы – <данные изъяты>, на приобретение жилья и на строительство жилого помещения, начал собирать необходимые документы. Будучи уверенным, что на его имени не зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество затребовал из ЕГРП сведения об отсутствии зарегистрированного права собственности. Однако получив ответ из ЕГРП о наличии зарегистрированного права собственности на жилую квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> был удивлен. Правоустанавливающим документом для регистрации права собственности явился договор на передачу дома (квартиры) в собственность гражданина от 18 февраля 2013 года №. Решением Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 28 ноября 2013 года указанный договор был признан недействительным и возложена обязанность на Управление Росреестра по Республике Тыва об исключении из единого государственного реестра сведений о праве собственности на квартиру. Однако решение суда в части исключения сведений из единого государственного реестра сведений о праве собственности на квартиру не исполнено, так как имеется также запись о прекращении права собственности на указанную квартиру по договору дарения от 31 июля 2013 года. Никакой договор дарения квартире не подписывал, квартира, находящаяся по адресу: <адрес> на праве собственности ему не принадлежала. Данное обстоятельство нарушает его право на приобретение жилья. Просит признать договор дарения квартиры заключенный 31 июля 2013 года между Монгуш Р.Р. и Тюлюш З.Д. недействительным, и исключить сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сведения о праве собственности Монгуша Р.Р. на указанную квартиру.
В судебном заседании истец Монгуш Р.Р. иск поддержал и просил признать договора дарения от 31 июля 2013 года недействительным и исключить из Единого государственного реестра прав сведение о прекращенном праве собственности на квартиру.
Ответчик Тюлюш З.Д. иск признала и пояснила, что действительно договор дарения квартиры от 31 июля 2013 года, зарегистрированный в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Монгуш Р.Р. не подписывал. Также договор на передачу дома (квартиры) в собственность гражданина от 18 февраля 2013 года № Монгуш Р.Р. с администрацией <адрес> не заключал. Все действие от имени Монгуш Р.Р. выполнила она.
Третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва извещено о времени и месте судебного заседания, однако по неизвестным суду причинам не явилось. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем суд рассмотрел дело без их участия в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Судом установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, имеется запись о прекращенном праве собственности Монгуша Р.Р. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на основании договора дарения квартиры от 31.07.2013 года, в связи с переходом права собственности к Тюлюш З.Д.
Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
По смыслу данной нормы для приобретения права собственности на имущество, которое имеет собственника, приобретатель заключает договор с соблюдением требований установленных законом.
Решением Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 28 ноября 2013 года договор передачи дома (квартиры) в собственность гражданина от 18.02.2013 года №, заключенный между администрацией городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва и Монгуш Р.Р., которым в собственность Монгуш Р.Р. передана жилая квартира, расположенная по адресу: <адрес>, признан недействительным. На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва возложена обязанность исключить сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведение о праве собственности Монгуша Р.Р. на указанную квартиру.
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва от 02 апреля 2014 года следует, что исполнить решение суда в части обязанности Управления исключить запись не представляется возможным, поскольку на момент принятия судом решения – 28.11.2013 года, право собственности Монгуша Р.Р. на квартиру было прекращено – 04 сентября 2013 года на основании договора дарения квартиры от 31 июля 2013 года в связи переходом права собственности к Тюлюш З.Д.
В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные доказательства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как установлено судом, на основании договора дарения квартиры от 31 июля 2013 года, зарегистрированного в едином государственном реестре, Монгуш Р.Р. передал безвозмездно Тюлюш З.Д. квартиру, принадлежащую на праве собственности, находящуюся по адресу: <адрес>.
В силу того, что договор передачи дома (квартиры) в собственность гражданина от 18 февраля 2013 года №, заключенный между администрацией городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва и Монгушом Р.Р., на основании которого якобы у истца возникло право собственности на квартиру, признан недействительным, и следовательно договор дарения квартиры заключенный между истцом и ответчиком, составленный на основании договора признанного недействительным, следует признать недействительным.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Суд разъяснил ответчику последствия признания ответчиком иска.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Поскольку установлено, что признание ответчиком (заинтересованным лицом) требования не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком (заинтересованным лицом).
Согласно п.2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В этой связи, исковое требование Монгуш Р.Р. о признании недействительным договора дарения от 31 июля 2013 года подлежит удовлетворению, и в силу п.2 ст.167 ГК РФ, следует применить последствия недействительности ничтожной сделки путем исключения сведений о прекращенном праве собственности истца на квартиру из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статье 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поэтому суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы, понесенные истцом по оплате государственной пошлины, в сумме 200 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Монгуш Р.Р. к Тюлюш З.Д. о признании договора дарения квартиры недействительным и об исключении сведений о праве собственности из единого реестра государственной регистрации права удовлетворить.
Признать договор дарения квартиры, заключенный 31 июля 2013 года между Монгуш Р.Р. (даритель) и Тюлюш З.Д. (одаряемый), расположенного по адресу: <адрес> недействительным.
Применить последствия недействительной сделки, путем возложения обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о прекращенном праве собственности Монгуш Р.Р. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Взыскать с Тюлюш З.Д. в пользу Монгуш Р.Р. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2014 года.
Судья А.Ш. Кочнёва