Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2-213/2021 ~ М-2-185/2021 от 08.07.2021

Дело №2-2-213/2021

УИД 13RS0015-02-2021-000268-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Ельники                                                          27 сентября 2021 г.

Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Андреевой Н.В.,

при секретаре Шаталиной Е.М.,

с участием: истца Рябининой Ольги Владимировны, её представителя Сульдина Александра Ивановича, действующего по доверенности от 04 сентября 2018 г. и по заявлению от 13 сентября 2021 г. на основании части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

представителей ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное), Чегодайкиной Елены Михайловны, действующей на основании доверенности от 12 января 2021 года, Клюшиной Надежды Александровны, действующей на основании доверенности от 12 января 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябининой Ольги Владимировны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж и назначению досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,

установил:

Рябинина О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж и назначению досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

С учетом заявления от 18 августа 2021 г., Рябинина О.В. просит суд: решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе РМ (межрайонное) №1313 от 18 декабря 2020 года об отказе в назначении пенсии признать незаконным и отменить; обязать ответчика засчитать ей в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения: в льготном исчислении (из расчета один год работы за 1 год 3 месяца) период работы на должности заведующей медицинским пунктом Ельниковской районной больницы в п. Передовой с 02 августа 1993 г. по 28 мая 1995 г. (в том числе командировка с 02 августа 1993 г. по 31 августа 1993 г.), из расчета 1 год работы за 1 год специального стажа периоды работы на должности медицинской сестры палатной в ГУЗ «Ельниковская центральная районная больница» с 01 ноября 2004 г. по 30 ноября 2004 г., с 01 февраля 2005 г. по 30 апреля 2005 г.; период работы на должности медицинской сестры участковой в ГБУЗ «Краснослободская центральная районная больница» с 01 апреля 2020 г. по 30 сентября 2020 г. (из расчета 1 год работы за 1 год специального стажа); обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения; взыскать с ответчика в её пользу уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец Рябинина О.В. отказалась от исковых требований в части возложения на ответчика обязанности засчитать ей в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период работы на должности медицинской сестры участковой ГБУЗ «Краснослободская центральная районная больница» с 01 апреля 2020 г. по 30 сентября 2020 г. Производство по делу в данной части прекращено отдельным определением.

В остальной части истец Рябинина О.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что с 02 августа 1993 г. по 28 мая 1995 г., работая в должности заведующего медпунктом Ельниковской ЦРБ в п. Передовой, она фактически выполняла обязанности фельдшера: делала прививки, уколы, осуществляла патронаж, в том числе грудных детей. Кроме нее эти обязанности выполнять было некому, так как в медпункте работали только она и санитарка. В командировке в этот период она не была. В периоды с 01 ноября 2004 г. по 30 ноября 2004 г., с 01 февраля 2005 г. по 30 апреля 2005 г. она работала в должности медицинской сестры палатной в гинекологическом отделении ГУЗ «Ельниковская ЦРБ» на полную ставку. О том, что она в какие-либо периоды работала не на полную ставку, её никто не уведомлял, согласия её на это не спрашивали, с приказами об этом не знакомили, и приказов таких не было.

Представитель истца Сульдин А.И. исковые требования Рябининой О.В. поддержал, дополнительно пояснил, что в приказе и в трудовой книжке запись о работе истицы в должности заведующего медпунктом внесена неправомерно, поскольку фактически она была принята и работала в должности фельдшера, выполняла все функции фельдшера. Сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица Рябининой О.В. о работе истицы на неполную ставку в периоды с 01 ноября 2004 г. по 30 ноября 2004 г., с 01 февраля 2005 г. по 30 апреля 2005 г., по его мнению, внесены ошибочно, поскольку никаких оснований для этого не было, документов, подтверждающих обратное, не существует. Данные сведения опровергнуты работодателем в справке от 19 августа 2021 г., уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Представители ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное), Чегодайкина Е.М., Клюшина Н.А. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в оспариваемом решении. Представитель ответчика Чегодайкина Е.М. в обоснование своей позиции сослалась на то обстоятельство, что при определении права на досрочную страховую пенсию они обязаны учитывать данные персонифицированного учета застрахованного лица. Индивидуальный лицевой счет формирует работодатель. Периоды работы засчитываются в специальный стаж только при выполнении работы на полную ставку. По состоянию на 7 декабря 2020 г., когда истица обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии, ею не был выработан специальный стаж 25 лет, и после выработки такого стажа в 2020 году право на назначение пенсии откладывается на 1 год 6 месяцев, в связи с чем основания для назначения пенсии Рябининой О.В. отсутствуют.

В судебное заседание 27 сентября 2021 г. представители ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явились, об отложении судебного заседания не просили, сведений об уважительности причин неявки суду не представили.

На основании части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела закончено в отсутствие представителей ответчика.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит исковые требования Рябининой О.В. подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Материалами дела установлено, что 07 декабря 2020 г. истец Рябинина О.В. обратилась в ГУ-УПФ Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по нормам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях».

Решением начальника ГУ-УПФ Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) №1313 от 18 декабря 2020 г. в досрочном назначении страховой пенсии истцу было отказано по тем основаниям, что отсутствует специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, из требуемых 25 лет стажа имеется 22 года 7 месяцев 1 день.

Рябининой О.В. не был включен в специальный стаж, кроме прочих, период работы в должности заведующей медицинским пунктом п. Передовой с 02 августа 1993 г. по 28 мая 1995 г. (в том числе командировка с 02 августа 1993 г. по 31 августа 1993 г.), поскольку Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. №377, Списками должностей и учреждений №464 от 06 сентября 1991 г., №1066 от 22 сентября 1999 г., № 781 от 29 октября 2002 г., указанная должность не предусмотрена.

Кроме того, как следует из оспариваемого решения, данных о стаже, в специальный стаж Рябининой О.В. не включены периоды работы в должности медицинской сестры палатной гинекологического отделения ГУЗ «Ельниковская ЦРБ» с 01 ноября 2004 г. по 30 ноября 2004 г., с 01 февраля 2005 г. по 30 апреля 2005 г. В решении ответчика невключение данных периодов в специальный стаж не мотивировано, но в судебном заседании представитель ответчика пояснила, что в указанные периоды по данным персонифицированного учета Рябинина О.В. работала не на полную ставку: в период с 01 ноября 2004 г. по 30 ноября 2004 г. – на ставку 0,93, с 01 февраля 2005 г. по 30 апреля 2005 г. – на ставку 0,70.

Суд находит указанное решение в части не законным, исходя из следующего.

В связи со вступлением в законную силу 01 января 2015 г. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии» перестал применяться Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ в части, не противоречащей данному закону.

Согласно статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон «О страховых пенсиях») страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

В соответствии со статьями 4 и 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», который вступил в силу с 1 января 2015 г., страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 указанной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Следовательно, досрочная страховая пенсия по старости за выслугу лет назначается только в зависимости от вида деятельности - лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и стажа по этой специальности.

В соответствии со статьями 12 – 14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.

Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с частью 4 статьи 30 вышеуказанного закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Пунктом 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также было предусмотрено, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Список должностей, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. №464 и Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 г. №395, предусматривают наименование должности «заведующий структурным подразделением» дополнять специальностью, по которой работник имеет специальную подготовку.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 г. №464, действующим до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, было предусмотрено, что право на досрочную трудовую пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрены должности: «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра); заведующий медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер)».

Список должностей и учреждений применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665.

При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно диплому СТ № 654081 от 25 июня 1993 г. Деминой О.В. присвоена квалификация медицинской сестры. После заключения 05 августа 1995 г. брака фамилия «Демина» изменена на «Рябинина» (справка отдела ЗАГС администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия о заключении брака №194 от 29 сентября 2015 г.).

В соответствии со статьёй 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

В соответствии с пунктом 11 Раздела 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014г. №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

Из копии трудовой книжки Рябининой О.В. АТ-VII № 6288146, дата заполнения 02 августа 1993 г., копии архивной справки №740/э от 23 октября 2020 г. следует, что на основании приказа по Ельниковской райбольнице от 28 июля 1993 г. №51 истец была принята на должность «зав. м/п» пос. Передовой с 02 августа 1993 г. Председателю Ельниковского сельсовета приказано командировать Демину О.В. в Ельниковскую ЦРБ на стажировку сроком на один месяц с 02 августа по 31 августа 1993 г.

Приказом по Ельниковской райбольнице №22 от 29 мая 1995 г. фельдшер м/п п. Передовой Демина О.В. (Рябинина О.В.) с её согласия временно переведена на должность медсестры прививочного кабинета поликлиники с 29 мая 1995 г. на время нахождения на б. листе ФИО10

О приеме на работу и переводе в трудовую книжку истца внесены записи №01 и №02 соответственно.

В части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.

В частях 3, 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии и могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781, предусматриваются должности заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра, должность фельдшер в больницах всех наименований, амбулатории.

В числе наименований должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, действовавшим ранее, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра).

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464, действовавшим ранее, предусмотрены должности врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

На более ранние периоды работы распространялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В соответствии с пунктом «а» части 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как один год и три месяца.

При этом, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после 01 ноября 1999 г., – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066.

Таким образом, из анализа приведенных нормативных актов следует, что при осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности (25 лет необходимого стажа) применение льготного порядка исчисления возможно только к периодам работы, имевшим место до 01 ноября 1999 г.

Как следует из решения пенсионного органа и объяснений представителя ответчика, отказывая во включении в специальный стаж истца оспариваемого периода работы в должности заведующей медицинским пунктом п. Передовой, ответчик исходил из того, что Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. №377, и Списками должностей и учреждений №464 от 06 сентября 1991 г., №1066 от 22 сентября 1999 г., № 781 от 29 октября 2002 г., указанная должность не предусмотрена.

Ельниковская центральная районная больница и ее структурное подразделение – медицинский пункт п. Передовой расположены в сельской местности и обслуживают сельское население, что не оспаривается ответчиком.

Согласно объяснениям истца, её представителя, характер выполняемой истцом работы в период с 02 августа 1993 г. по 28 мая 1995 г. полностью соответствовал должностной инструкции фельдшера фельдшерско-акушерского пункта. Так, в спорный период Рябинина О.В. оказывала лечебно-профилактическую помощь, первую неотложную медицинскую помощь населению, осуществляла патронаж детей от рождения до года, делала профилактические прививки детям и взрослым в соответствии с календарем прививок, осуществляла патронаж беременных, поскольку в медпункте не было акушерки.

Юридически значимым обстоятельством по делу является установление факта осуществления истцом лечебной деятельности, будучи принятой на должность заведующей медицинским пунктом.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых основывает свои требования и возражения.

В обоснование доводов иска о том, что, будучи заведующей медицинским пунктом, истцом осуществлялась лечебная деятельность, представлены следующие доказательства.

В личной карточке Рябининой О.В. период работы с 02 августа 1993 г. по 28 мая 1995 г. указан как работа в должности «зав. м/п пос. Передовой».

В тарификационных списках работников фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) п. Передовой Ельниковской райбольницы на 1993-1995 годы предусмотрены две должности: зав. Медпунктом – 1 единица, санитарка – 1 единица.

Согласно копии архивной выписки № 1594 от 26 октября 2020 г. в расчетно-платежных ведомостях по заработной плате Ельниковского сельского Совета за 1993-1995 годы в ФАП п. Передовой значились две единицы: зав.медпунктом – 1 ед. и санитарка – 1 ед.

Кроме того, из тарификационных списков усматривается, что Рябинина О.В. работала по 9 разряду.

Из копии архивной справки №74/э от 23 октября 2020 г. следует, что в период с августа 1993 г. по май 1995 года включительно Деминой О.В. (Рябининой О.В.) ежемесячно начислялась заработная плата, из которой произведены отчисления в Пенсионный фонд. В лицевых счетах по заработной плате должность истца указана «зав. м/п».

Поскольку при рассмотрении дела установлено, что должностная инструкция по должности истца за оспариваемый период не сохранилась, по мнению суда, следует применить действующее в период работы законодательство на основании которого разрабатывалась должностная инструкция заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера, а именно: в соответствии с пунктом 4 Положения о фельдшерско-акушерском пункте (Приложение №53 к приказу Минздрава СССР от 23 сентября 1981 г. №1000) на фельдшерско-акушерский пункт возлагается:

- оказание населению доврачебной медицинской помощи;

- своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача;

- организация патронажа детей и беременных женщин, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов Отечественной войны и ведущих специалистов сельского хозяйства (механизаторов, животноводов и др.);

- проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, прежде всего инфекционной и паразитарной, сельскохозяйственного и бытового травматизма;

- проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности.

Как следует из Положения о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденного приказом Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 года №566, действовавшего до 21 марта 2003 года, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением и находится в ведении сельского Совета депутатов трудящихся.

Согласно указанному Положению, на фельдшерско-акушерский пункт возлагается помимо прочего оказание населению доврачебной медицинской помощи, работу пункта возглавляет заведующий.

В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере, приложение №2 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 года №566, на должность заведующего назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер наряду с руководством работой персонала фельдшерско-акушерского пункта оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование деятельности фельдшерско-акушерских пунктов не предусматривало возможности для руководителя такого учреждения заниматься исключительно руководящей деятельностью.

Копиями карточек привитых против столбняка подтверждается факт проводимой истцом противостолбнячной вакцинации и ревакцинации населения п. Передовой в 1993 году.

Свидетель ФИО11 в судебном заседании пояснила, что с 1974 по 1996 г. она работала в медпункте п. Передовой санитаркой. В период её работы в 1993 году в медпункт пришла работать Демина (Рябинина) О.В., которая выполняла работу фельдшера: делала уколы, прививки, ходила по вызовам. Работала Рябинина О.В. полный рабочий день, работали они вдвоем. Период работы ФИО11 в медицинском пункте п. Передовой подтверждается копией её трудовой книжки.

Свидетель ФИО12 в судебном заседании пояснила, что ранее она проживала в п. Передовой, где Рябинина О.В. работала фельдшером: делала уколы, прививки, оказывала необходимую помощь населению.

Свидетель ФИО13 в судебном заседании показала, что с 1984 года по 2015 год она работала инспектором по кадрам Ельниковской ЦРБ и помнит, что Рябинина О.В. была принята на работу в качестве заведующей медпунктом. Запись о приеме на работу в части наименования должности была сделана ошибочно, необходимо было указать «фельдшер». За заведование медпунктом Рябининой О.В. доплачивали 10 рублей.

Из имеющейся в материалах пенсионного дела истца справки, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, выданной ГБУЗ Республики Мордовия «Краснослободская центральная районная больница», от 07 декабря 2020 г. следует, что ГУЗ «Ельниковская центральная районная больница» постановлением главы администрации Ельниковского района №45 от 23 мая 2005 г. было переименовано в МУЗ «Ельниковская центральная районная больница», МУЗ «Ельниковская центральная районная больница» Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 20 декабря 2011 г. № 788-р было переименовано в ГБУЗ Республики Мордовия «Ельниковская центральная районная больница» с 29 апреля 2014 г., ГБУЗ Республики Мордовия «Ельниковская центральная районная больница» на основании распоряжения Правительства Республики Мордовия от 08 декабря 2014 г. №805-Р, приказа Министерства здравоохранения Республики Мордовия от 11 декабря 2014 г. №1525 реорганизовано в порядке присоединения к ГБУЗ «Краснослободская межрайонная больница» с 16 марта 2015 г.; ГБУЗ Республики Мордовия «Краснослободская межрайонная больница» с 10 января 2020 г. переименована в ГБУЗ Республики Мордовия «Краснослободская центральная районная больница.

Этой же справкой подтверждается работа Рябининой О.В. с 02 августа 1993 г. по 28 мая 1995 г. зав. м/п Передовой. За указанный период отпуска без сохранения заработной платы, по беременности и родам, ей не предоставлялись, в качестве отвлечения от основной работы имела место командировка с 02 августа 1993 г. по 31 августа 1993 г.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Оценив представленные доказательства с позиции статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о тождественности выполняемых функций, условий и характера труда заведующей медицинским пунктом условиям, содержанию и характеру труда фельдшера фельдшерско-акушерского пункта, и что в спорный период истец Рябинина О.В. работала именно фельдшером. Очевидно, что наименование ее профессии в приказе о приеме на работу и в трудовой книжке указано неполно, без указания должности – фельдшер. При этом в приказе № 22 от 29 мая 1995 г. о переводе на должность медсестры прививочного кабинета поликлиники с 29 мая 1995 г. истец указана как фельдшер, что и подтверждает ее работу в данной должности.

При этом суд считает, что вины истца в том, что наименование ее должности указано неполно, то есть не в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, и Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2002 г. № 781, не имеется, и данное обстоятельство не может являться основанием для исключения из специального стажа указанного периода, поскольку данное обстоятельство само по себе не предопределяет различия в условиях и характере профессиональной деятельности и не свидетельствует о том, что в оспариваемые периоды истец не выполняла обязанности фельдшера и не осуществляла лечебную деятельность.

Также суд учитывает, что медпункт, фельдшерский пункт, фельдшерско-акушерский пункт являются структурными подразделениями больницы, что подтверждается тарификационными списками работников Ельниковской райбольницы на 1993, 1994 год, приказом о переводе истца на другую должность. Различное их наименование в документах, касающихся трудовой деятельности истца, является ошибочным и не свидетельствует об обратном.

Утверждение истца о том, что в период с 02 августа 1993 г. по 31 августа 1993 г. она в командировке не была, не является существенно значимым для разрешения спора, в виду того, что в соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Следовательно, поскольку из заработка, начисленного за период командировки, производятся отчисления в Пенсионный фонд, а к таким отчислениям приравниваются отчисления единого социального налога (взноса), имевшие место в период до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период нахождения в командировке подлежит зачету в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в том же порядке, в каком засчитывается весь период такой работы.

Спорный период работы истца в должности заведующей медицинским пунктом подпадает под Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464, согласно пункту 1 которого право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

При таких обстоятельствах решение ответчика №1313 от 18 декабря 2020 г. в части не включения в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периода работы истца с 02 августа 1993 г. по 28 мая 1995 г. в должности заведующей медицинским пунктом является незаконным и подлежит отмене, а указанный период работы истца подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья.

По общему правилу периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в вышепоименованном Списке, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).

Вместе с тем в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населении» (далее - постановление №1066).

Пунктом 1 постановления №1066, вступившим в силу с 01 ноября 1999 г., были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 01 ноября 1999 г.

В соответствии с пунктом 3 постановления №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. №464.

Учитывая, что пунктом 2 этого постановления предусмотрено, что один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01 ноября 1999 г. может быть исчислен в указанном льготном порядке. Указанная правовая позиция отражена в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Следовательно, период работы истца Рябининой О.В. с 02 августа 1993 г. по 28 мая 1995 г. подлежит зачету в специальный стаж в льготном порядке: как 1 год 3 месяца за 1 год работы.

Также Рябинина О.В. оспаривает законность решения пенсионного органа в части невключения ей ответчиком в специальный стаж периодов с 01 ноября 2004 г. по 30 ноября 2004 г., с 01 февраля 2005 г. по 30 апреля 2005 г., ссылаясь на отсутствие доказательств того, что в данные периоды она работала на неполную ставку.

В данной части решение ответчика также подлежит отмене, а указанные периоды подлежат зачету в специальный стаж по следующим основаниям.

Из трудовой книжки истца, копии архивной справки № 740/э установлено, что приказом по ГУЗ «Ельниковская ЦРБ» №51 от 15 октября 2004 г. Рябинина О.В. переведена с должности медсестры терапевтического кабинета поликлиники в гинекологическое отделение на должность медицинской сестры палатной. Указание на принятие Рябининой О.В. на неполную ставку в приказе отсутствует.

Приказом №44 от 01 июня 2005 г. Рябинина О.В. переведена в поликлинику на должность медицинской сестры участковой.

Из штатного расписания ГУЗ «Ельниковская ЦРБ» на 2004 год следует, что в гинекологическом отделении было предусмотрено 4 должности медицинской сестры палатной.

Из штатного расписания ГУЗ «Ельниковская ЦРБ» на 2005 год следует, что в гинекологическом отделении было предусмотрено 4 должности медицинской сестры палатной.

Из тарификационных списков ГУЗ «Ельниковская ЦРБ» за 2004-2005 годы установлено, что Рябинина О.В. в 2004 году тарифицировалась по должности медицинская сестра терапевтического кабинета, объем работ – 1,0 ставка, в 2005 году – по должности медицинская сестра участковая, объем работ – 1,0 ставка. Сведений о тарификации Рябининой О.В. по должности медицинская сестра палатная гинекологического отделения в тарификационных списках не имеется.

Из сообщения МКУ «ОМВА документов по личному составу» от 22 сентября 2021 г. установлено, что табели учета рабочего времени по Ельниковской ЦРБ за 2004, 2005 годы, расчетные листы за 2004, 2005 годы, ведомости на выдачу заработной платы медицинскому персоналу гинекологического отделения за 2004, 2005 годы на хранение в архив не передавались, так как срок их хранения в организации составляет 5 лет.

Из лицевых счетов ГУЗ «Ельниковская ЦРБ» за 2004, 2005 годы следует, что в ноябре 2004 года Рябининой О.В. была начислена заработная плата 1861 руб. В 2005 году Рябининой О.В. была начислена заработная плата: в феврале – 1016 руб., в марте – 1738 руб., в апреле – 2234 руб. Из всех начисленных сумм произведены необходимые отчисления, в том числе в пенсионный фонд. Сведений о работе Рябининой О.В. не на полную ставку в указанные месяцы лицевые счета не содержат.

Из имеющейся в материалах пенсионного дела истца справки, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, выданной ГБУЗ Республики Мордовия «Краснослободская центральная районная больница», от 07 декабря 2020 г. следует, что Рябинина О.В. в период с 15 октября 2004 г. по 31 мая 2005 г. работала медсестрой гинекологического отделения. За указанный период отпуска без сохранения заработной платы, по беременности и родам, ей не предоставлялись, прочих отвлечений от основной работы не имелось.

Из справки, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, выданной ГБУЗ Республики Мордовия «Краснослободская центральная районная больница», от 19 августа 2021 г., следует, что Рябинина О.В. с 15 октября 2004 г. по 31 мая 2005 г. работала медсестрой гинекологического отделения полный рабочий день, на 1 ставку.

В материалах наблюдательного дела на Ельниковскую центральную районную больницу имеются перечни рабочих мест, профессий и должностей по работникам, имеющим право на пенсию за выслугу лет в соответствии со списками, утвержденными Правительством Российской Федерации, согласно которым медицинская сестра палатная гинекологического отделения в количестве 4 штатных единиц (фактически в 2004 году – 6, в 2005 году - 5), в том числе Рябинина О.В. включена в указанный перечень с кодом льготы 28-СМ, занятость постоянная.

Свидетель ФИО14 в судебном заседании показала, что в 2004-2005 годах она работала вместе с Рябининой О.В. медицинской сестрой гинекологического отделения ГУЗ «Ельниковская ЦРБ» на полную ставку, кроме них были еще две медсестры и операционная медсестра. В её льготный стаж при назначении пенсии данный период был включен полностью. В 2002-2003 годах были периоды времени, когда медсестер работало больше, чем предусматривалось по штатному расписанию, но какие-либо приказы об этом не издавались, заявления о согласии на работу на неполную ставку никто из них не писал. В какие именно периоды так было, точно не помнит, но до перевода в гинекологическое отделение Рябининой О.В.

Свидетель ФИО13 в судебном заседании показала, что с 1984 по 2015 год она работала инспектором по кадрам в ГУЗ «Ельниковская ЦРБ». В некоторые периоды работающих медсестер было больше, чем ставок, поэтому некоторые не всегда вырабатывали полную ставку. Эти вопросы решались внутри отделения. Уточнить периоды, в какие годы и месяцы это имело место, не может.

Оценивая совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что требование истца о об обязании ответчика включить в специальный стаж истца периоды работы в должности медицинской сестры палатной гинекологического отделения ГУЗ «Ельниковская ЦРБ» с 01 ноября 2004 г. по 30 ноября 2004 г., с 01 февраля 2005 г. по 30 апреля 2005 г. подлежат удовлетворению.

При этом суд учитывает нижеследующие положения законодательства.

Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, предусмотрены в разделе «Наименование должностей» должность медицинской сестры, и в пункте 1 раздела «Наименование учреждений» больницы всех наименований.

Пунктом 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Согласно статье 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В соответствии с действовавшими до 01 января 2015 г. Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 №555, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. В тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Факт работы Рябининой О.В. в должности медицинской сестры в спорные периоды подтвержден записями в трудовой книжке, которая оформлена надлежащим образом и является, согласно положений пункта 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 и статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже гражданина.

Записи в трудовой книжке согласуются с иными документами, представленными в материалы дела, а именно, архивной справкой №740/э от 23.10.2020 и личной карточкой работника. Доказательств того, что истец в спорные периоды привлекалась для выполнения иных работ, не предусмотренных её должностью, нет.

Таким образом, специальный стаж работы подтверждается трудовой книжкой с предоставлением сведений работодателя о льготных условиях труда либо сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

В статье 93 Трудового кодекса Российской Федерации, закреплено, что по соглашению между работодателем и работником может устанавливаться неполный рабочий день и неполная рабочая неделя.

В данном случае сведений об издании работодателем приказов, на основании которых истцу в вышеуказанный спорный период устанавливался неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, в деле не имеется. Ответчиком, со своей стороны, каких-либо доказательств, подтверждающих выполнение истцом работы в режиме неполной занятости, суду не представлено.

Согласно пункту 3 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из материалов пенсионного дела истца следует, что Рябинина О.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 17 июня 1999 г.

Индивидуальные сведения за спорные периоды работы представлены работодателем с кодом 28-СМ для досрочного назначения страховой пенсии.

Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии), представленной суду с копиями материалов пенсионного дела, следует, что в графе «дополнительные сведения» имеются сведения о том, что в периоды с 01 ноября по 30 ноября 2004 г. Рябинина О.В. работала на 0,93 ставки (что более 80% рабочего времени), в период с 01 февраля 2005 г. по 30 апреля 2005 г. – на 0,70 ставки.

По утверждению представителя ответчика данные сведения внесены в лицевой счет Рябининой О.В. на основании данных, представленных работодателем.

Между тем, работодатель истца в лице правопреемника ГУЗ «Ельниковская ЦРБ» - ГБУЗ Республики Мордовия «Краснослободская ЦРБ» указанные сведения не подтвердил, выдав справку от 19 августа 2021 г., в которой указал, что в данные периоды истец Рябинина О.В. работала на 1 ставку.

Таким образом, принимая во внимание, что работодатель несет ответственность за предоставляемые сведения в отношении работников в целях пенсионного обеспечения, а также учитывая, что именно работодателем определяется характер и условия труда работника, и исходя из того, что в указанные периоды времени работа истца охарактеризована работодателем как соответствующая льготному характеру, а также при отсутствии иных достоверных доказательств, которые подтверждали бы работу истца в период с 01 ноября по 30 ноября 2004 г. на 0,93 ставки, в период с 01 февраля 2005 г. по 30 апреля 2005 г. – на 0,70 ставки, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды Рябинина О.В. работала на полную ставку, что дает основания для включения указанных периодов её работы в специальный стаж.

Ошибочное указание в данных персонифицированного учета сведений о работе Рябининой О.В. в период с 01 ноября по 30 ноября 2004 г. на 0,93 ставки, в период с 01 февраля 2005 г. по 30 апреля 2005 г. – на 0,70 ставки, как обстоятельство, не зависящее от истца, не может являться основанием для исключения из специального стажа указанного периода, при том, что в оспариваемые периоды истец осуществляла деятельность по охране здоровья населения в должности медицинской сестры палатной, ей начислялась заработная плата, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд. Работодатель предоставлял в отношении Рябининой О.В. в пенсионный орган сведения, как в отношении лица, имеющего право на льготное пенсионное обеспечение в указанные периоды, с указанием кода льготы.

Ненадлежащее исполнение работодателем, как страхователем, своей обязанности по предоставлению достоверных сведений в пенсионный орган, не может ограничивать право на досрочную трудовую пенсию по старости, при реальном выполнении ею работы с особыми условиями труда, поименованной в Списках.

Довод представителя ответчика о том, что недостоверность представленных сведений о застрахованном лице должна быть устранена работодателем путем корректировки представленных сведений, что не сделано на дату рассмотрения гражданского дела, суд отклоняет, поскольку данное обстоятельство не должно вызывать неблагоприятных последствий для истца и влиять на результат рассмотрения возникшего спора.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что спорные периоды работы истца в должности медицинской сестры палатной гинекологического отделения ГУЗ «Ельниковская ЦРБ» были связаны с выполнением лечебной деятельности, сопряженной с регулярными неблагоприятными воздействиями различного рода факторов в течение полного рабочего дня, на полную ставку, и подлежат включению в ее специальный стаж, что и было произведено ответчиком в отношении других периодов.

Разрешая требования истца об обязании ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости, не указывая в исковом заявлении конкретной даты, с которой, по её мнению, ей должна быть назначена пенсия, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции Федерального закона от 27 июня 2018 г. № 164-ФЗ, действующей на дату обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пункта 20 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона в той же редакции страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 1.1 статьи 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Согласно Приложению 7 к указанному Федеральному закону, если право на страховую пенсию по старости возникает в 2020 году, то страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

01 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 03 октября                 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», часть 3 статьи 10 которого предусматривает, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

С учетом прибавления к подтвержденному ответчиком специальному стажу (22 года 7 месяцев 1 день) периодов работы Рябининой О.В. в должности фельдшера медпункта п. Передовой с 02 августа 1993 г. по 28 мая 1995 г. в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 3 мес. стажа), в должности медицинской сестры палатной гинекологического отделения ГУЗ «Ельниковская ЦРБ» с 01 ноября 2004 г. по 30 ноября 2004 г., с 01 февраля 2005 г. по 30 апреля 2005 г. в календарном исчислении, Рябинина О.В. по состоянию на 07 декабря 2020 г. имела необходимый стаж (более 25 лет), с учетом которого досрочно назначается страховая пенсия по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Однако, с учетом вышеприведенных положений действующего законодательства право истца на пенсию является отложенным на 1 год 6 месяцев, и указанный период на дату рассмотрения дела не истек, суд считает необходимым отказать Рябининой О.В. в удовлетворении искового требования в данной части.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса.

Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

При подаче искового заявления истцом Рябининой О.В. уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., что соответствует размеру государственной пошлины, исчисленной в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание, что большая часть исковых требований истца удовлетворены, понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины подлежат возмещению за счет ответчика.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных заявителем требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Рябининой Ольги Владимировны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж и назначению досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения удовлетворить частично.

Признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) № 1313 от 18 декабря 2020 года в части невключения в специальный стаж периодов работы в должности заведующей медицинским пунктом Ельниковской районной больницы в п. Передовой с 02.08.1993 по 28.05.1995, периодов работы в должности медицинской сестры палатной в ГУЗ «Ельниковская центральная районная больница» с 01.11.2004 по 30.11.2004, с 01.02.2005 по 30.04.2005 незаконным и отменить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) включить Рябининой Ольге Владимировне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в льготном исчислении, из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца, период работы в должности заведующей медицинским пунктом Ельниковской районной больницы в п. Передовой с 02.08.1993 по 28.05.1995, в календарном исчислении периоды работы на должности медицинской сестры палатной в ГУЗ «Ельниковская центральная районная больница» с 01.11.2004 по 30.11.2004, с 01.02.2005 по 30.04.2005.

В удовлетворении исковых требований Рябининой Ольги Владимировны в части возложения на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) обязанности назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) в пользу Рябининой Ольги Владимировны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Краснослободский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий судья                                                       Н.В. Андреева

Мотивированное решение изготовлено 01 октября 2021 г.

Председательствующий судья                                                       Н.В. Андреева

1версия для печати

2-2-213/2021 ~ М-2-185/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Рябинина Ольга Владимировна
Ответчики
Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия
Другие
Сульдин Александр Иванович
Суд
Краснослободский районный суд Республики Мордовия
Судья
Андреева Наталья Валерьевна
Дело на странице суда
krasnoslobodsky--mor.sudrf.ru
08.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2021Передача материалов судье
08.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2021Подготовка дела (собеседование)
30.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2021Судебное заседание
13.09.2021Судебное заседание
27.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
08.11.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
11.11.2021Судебное заседание
12.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее