Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-222/2020 ~ М-242/2020 от 19.08.2020

                                                                                  УИД

                                                                                             Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2020 года                                            пгт. Февральск

Селемджинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Василенко О.В.,

при секретаре Сютик С.В.,

с участием помощника прокурора Селемджинского района Амурской области Соловаровой А.В.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Селемджинского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации пгт. Токур Селемджинского района Амурской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории пгт. Токур и об обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования в течение трёх месяцев со дня вступления в законную силу решения суда,

                                                У С Т А Н О В И Л:

Административный истец, прокурор Селемджинского района в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования пгт. Токур, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обосновании которого указал следующее.

Прокуратурой Селемджинского района в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о погребении и похоронном деле, выявлено, что администрацией пгт. Токур Селемджинского района Амурской области, в нарушение требований федерального законодательства: Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ); Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), а также закона Амурской области от 04.03.2016 № 655-0З «О внесении изменений в статью 1 Закона Амурской области «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области», не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.

Прокурор указывает, что создание специализированных служб необходимо в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение. Отсутствие на территории пгт. Токур специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц на оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, а также на выбор исполнителя ритуальных услуг, ввиду отсутствия конкуренции между отсутствующей специализированной службой, оказывающей услуги на безвозмездной основе, и существующими хозяйствующими субъектами, преследующими цель извлечения прибыли на рынке ритуальных услуг.

С учётом вышеизложенных обстоятельств, прокурор в административном иске просит суд:

- признать незаконным бездействие администрации пгт. Токур Селемджинского района, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории пгт. Токур;

    - обязать администрацию пгт. Токур Селемджинского района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования пгт. Токур Селемджинского района в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Представитель административного ответчика, администрации пгт. Токур Селемджинского района Амурской области, в судебное заедание не явился, извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, представил в суд письменные возражения.

Так, из отзыва административного ответчика следует, что вопросы организации оказания ритуальных услуг регламентируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», который относит полномочия по организации и содержанию мест погребения к компетенции органов местного самоуправления, последние, в свою очередь, определяют порядок предоставления ритуальных услуг и стоимость гарантированного перечня услуг по погребению; муниципалитеты также обязаны установить правила содержания мест погребения. Для реализации предоставленных полномочий муниципалитеты создают специализированные службы но вопросам похоронного дела; эти службы занимаются погребением умерших и оказывают ритуальные услуги; порядок их деятельности определяют органы местного самоуправления, путем принятия соответствующих местных нормативно-правовых актов (МНПА).

Администрацией рабочего поселка Токур 16.04.2019 г. было получено представление прокуратуры Селемджинского района от 08.04.2019 г. № 7-16-2019 «Об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле», согласно которому требовалось разработать и утвердить проект МНПА, регулирующий порядок организации деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела и порядка выбора хозяйствующего субъекта на право оказания услуг по погребению и получению статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории рабочего поселка Токур. 06.05.2019г. исх. № 02-19-169 администрацией п.Токур был дан ответ на представление и приложен проект МНПА «Об утверждении Положения об организации деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела и порядка выбора хозяйствующего субъекта на право оказания услуг по погребению и получения статуса специализированной службы но вопросам похоронного дела на территории пгт. Токур» для дачи заключения (согласования) прокуратурой. Согласно подписанному Соглашению «Об информационном сотрудничестве» между администрацией пгт.Токур и прокуратурой Селемджинского района от 05.06.2019 г. на основании Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации», в целях обеспечения единства правового пространства на территории Селемджинского района в п.2 Соглашения указано: «Глава муниципального образования пгт.Токур направляет проекты НПА, разработанные исполнительным органом местного самоуправления не позднее чем за 10 дней до дня их принятия в прокуратуру Селемджинского района....», п. 3 «Прокуратура Селемджинского района в течение 10 дней с момента поступления проекта НПА исполнительного ОМС проводит правовую и антикоррупционную экспертизу; при наличии оснований в течение указанного срока направляет в орган замечания об устранении выявленных в проектах НПА несоответствий федеральным и региональным законам. В настоящее время заключение на проект МНПА от прокуратуры Селемджинского района в администрацию пгт. Токур не поступило, что создает препятствие в принятии МНПА, регламентирующего порядок деятельности и создания специализированной службы, а также дальнейшего принятия решения об объявлении конкурса на выбор хозяйствующего субъекта на право оказания услуг по погребению и получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории рабочего поселка Токур. В течение 2019-2020 годов прокуратурой Селемджинского района в администрацию пгт. Токур направлялись требования по проверке исполнения законодательства о погребении и похоронном деле неоднократно, в ответах на которые администрация пгт.Токур напоминала о необходимости рассмотрения МНПА по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела для дальнейшего его принятия.

На территории муниципального образования пгт. Токур можно не создавать специализированную службу, если с её функциями справляются частные компании. ООО «Комфорт плюс» предоставляет гробы для захоронения тела, также работников для копки могилы (захоронения), машину для перевозки к месту захоронения, в здании морга пгт.Токур ГБУЗ АО «Селемджинская больница» находится тело умершего человека и осуществляется его облачение, в местных магазинах ИП ФИО6., ИП ФИО4 можно приобрести ткань для обшивки гроба и другую похоронную атрибутику.

         Оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе осуществляют специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления, на специализированные службы по вопросам похоронного дела также возложены функции по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников. Из смысла требований законодательства следует, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения по вопросам создания специализированных служб похоронного дела в пределах предоставленных им полномочий.

Также необходимо учитывать, что согласно Федеральному закону N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых, то есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности, чтобы соблюдать конкуренцию.

В силу требований Федерального закона № 8-ФЗ, данный закон не дает законодательного определения понятию "специализированная служба по вопросам похоронного дела" и не устанавливает её организационно-правовую форму; специализированная служба - это статус, присваиваемый субъекту в связи с выполнением функций по оказанию гражданам гарантированных законом ритуальных услуг. В случае возникновения необходимости, услуги по погребению осуществляются на основании муниципального контракта с хозяйствующими субъектами поселения, которые осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. Однако за последние несколько лет данные услуги на территории пгт.Токур не оказывались ввиду отсутствия в необходимости их предоставления гражданам, в связи с отсутствием умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников. В данном случае муниципальным образованием требования законодательства исполняются.

Доводы административного истца о нарушении прав неопределенного круга лиц в данном случае нельзя признать убедительными, поскольку каких-либо доказательств данному обстоятельству не представлено. Прокурором в своем исковом заявлении не указано, в чем выражается нарушение по неорганизации работы специализированных служб, не приведены данные о нарушении конкретных прав граждан, кому отказывалось ранее в предоставлении услуг по захоронению, а просто содержится необоснованное требование по необходимости организации работы специализированной службы.

Несмотря на то, что в настоящий момент администрацией Токурского городского поселения не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела, для возможности гражданам решать вопросы по организации ритуальных услуг в случае их возникновения, данные вопросы решаются администрацией поселения. Статья 25 Закона о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием только специализированных служб. При этом в случае невозможности предоставления гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе и дополнительных ритуальных услуг в поселении, данные услуги могут осуществляться ритуальной службой муниципального района, на территории которого находится населенный пункт.

Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. Таким образом, граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе услуги по погребению. Данных о нарушении прав граждан администрацией пгт.Токур ввиду отсутствия специализированной службы, не имеется, напротив, в случае необходимости вопросы оказания гражданам ритуальных услуг администрацией пгт. Токур решаются.

Администрация рабочего поселка Токур, как орган местного самоуправления, согласно действующему федеральному, областному законодательству и Уставу муниципального образования, является бюджетным учреждением и входит в структуру ОМС поселения. Бюджет на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов формировался в конце 2019 года (принят 30.12.2019 года Решением Токурского поселкового Совета народных депутатов), согласно доведенных денежных средств на выполнение всех полномочий из Бюджета Селемджинского района. Бюджет Токурского городского поселения входит в состав бюджета Селемджинского района и образует консолидированный бюджет Селемджинского района (ст.58 Устава МО «Рабочий поселок (поселок городского типа) Токур»). Бюджет Токурского городского поселения является высокодотационным, закладываются денежные средства на первоочередные расходы (зарплата, уплата налогов, оплата коммунальных платежей, электроэнергия). Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела потребует выделение дополнительных денежных средств из местного бюджета, что является невозможным в середине текущего года в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в силу. Денежные средства возможно будет заложить в бюджет поселения только на 2021 год при формировании данного бюджета. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Учитывая надлежащее извещение административного ответчика, а также то, что его явка не является обязательной и, с учётом обстоятельств административного иска, не признана таковой судом, суд в соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного лица.

В судебном заседании помощник прокурор Селемджинского района Соловарова А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске, также пояснила, что с доводами письменных возражений административного ответчика она не согласна в ввиду следующего. Факт направления административным ответчиком нормативно-правового акта, а именно, Положения об организации деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории пгт. Токур, в прокуратуру Селемджинского района для дачи соответствующего заключения, как и факт отсутствия заключения прокурора, не снимают с органов местного самоуправления обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории соответствующего муниципального образования, поскольку данная обязанность органов местного самоуправления с 1996 года безальтернативно предусмотрена действующим законодательством, в связи с чем доводы административного ответчика в части возможности не создавать указанную специализированную службу, противоречат закону; при этом учитывая, что отсутствием созданной органом местного самоуправления специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушается требование действующего в этой области законодательства, в том числе, в части создании необходимой конкуренции, а также принимая во внимание, что при отсутствии такой специализированной службы жители муниципального образования не могут воспользоваться своим правом на получение бесплатных услуг, связанных с погребением, предусмотренных соответствующим для такого случая перечнем гарантированных услуг, вынуждены приобретать эти услуги на возмездной основе, имеет место нарушение права граждан по получение гарантированных законом соответствующих бесплатных услуг.

Изучив доводы административного иска, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные возражения административного ответчика и материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Принимая во внимание характер административного иска, связанного с устранением нарушений требований законодательства, регулирующего вопросы похоронного дела на территории муниципального образования, и предусматривающего государственные социальные гарантии граждан на предоставление услуг по погребению умерших, суд приходит к выводу о наличии у прокурора полномочий на обращение в суд с настоящим административным иском в интересах неопределённого круга лиц.

Создание специализированных служб предусмотрено статьями 9 и 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон "О погребении и похоронном деле").

В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.

Согласно п. 1 и 2 ст. 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу п. 1 ст. 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе.

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (ст. 12 указанного Федерального закона).

Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О погребении и похоронном деле").

В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Считать недопустимым отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям. Кроме того, предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 года N 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Между тем, согласно п. 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 специализированная служба по вопросам похоронного дела - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.

Из положений ст.ст. 9 и 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Из изложенного следует, что федеральный законодатель предусмотрел создание специализированной службы именно органом местного самоуправления и как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 года N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

В ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен круг вопросов местного значения городского, сельского поселения.

Так, в силу п. 22 ч. 1 названной статьи, а так же статьи ст. 1 Закона Амурской области от 3 октября 2014 года N 413-ОЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области", к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Таким образом, обязанность организации специализированной службы по вопросам похоронного дела администрацией пгт. Токур Селемджинского района Амурской области предусматривается вышеприведенными правовыми нормам, в связи с чем доводы письменных возражений административного ответчика о том, что такая специализированная служба при сложившихся в пгт. Токуре обстоятельствах может не создаваться, являются не состоятельными.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведения в апреле 2019 года прокуратурой Селемджинского района Амурской области проверки исполнения администрацией пгт. Токур Селемджинского района Амурской области требований законодательства о погребении и похоронном деле выявлено, что администрацией пгт. Токур на территории муниципального образования не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.

В связи с указанным нарушением 08 апреля 2019 года в адрес и.о. главы администрации пгт. Токур прокурором было внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле № 7-16-2019.

В ответ на указанное представление глава пгт. Токур 06 мая 2019 года сообщила прокурору о том, что администрацией поселения разработан проект МНПА «Об утверждении Положения об организации деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела и порядка выбора хозяйствующего субъекта на право оказания услуг по погребению и получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории рабочего поселка Токур, и просила прокуратуру Селемджинского района дать заключение по разработанному проекту МНИЛ на соответствие действующему законодательству о погребении и похоронном деле для последующего его принятия.

03 декабря 2019 года в порядке ст. 22 ФЗ "О прокуратуре" заместителем прокурора главе администрации пгт. Токур внесено требование за № 7/1-25-2019 о предоставлении информации о принятых мерах на территории муниципального образования по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.

    На указанное требование 05.12.2019 г. главой пгт. Токур был дан ответ, из которого следует, что администрацией пгт. Токур разработан проект МНПА «Об утверждении Положения об организации деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела и порядка выбора хозяйствующего субъекта на право оказания услуг по погребению и получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории рабочего поселка Токур». Данный проект МНПА 06.05.2019 года направлен в прокуратуру Селемджинского района для дачи заключения. На территории рабочего поселка Токур отсутствует специализированная служба по вопросам похоронного дела. Бюджет поселения является высокодотационным и денежные средства закладываются на первоочередные расходы (коммунальные услуги, зарплаты, уплата налогов, электроэнергия). В местном бюджете отсутствуют денежные средства на создание специализированной службы по вопросам похоронного дела (МУП). Индивидуальные предприниматели (торговля товарами для организации похорон) и прочие организации (предоставление ритуальных услуг по погребению умерших) отказываются предоставлять услуги по вопросам похоронного дела, мотивируя тем, что данное занятие экономически не выгодно. Содействие лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, оказывается в виде получении справок о смерти, выдачи свидетельства о смерти, так же рекомендаций по обращению за услугой к людям, копающим могилу. В 2018 году и за истекший период 2019 года число обратившихся в орган местного самоуправления за оказанием содействия составило 16 человек. Случаев отказа в оказании содействия лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, не имелось.

17 апреля 2020 года, в порядке ст. 22 ФЗ "О прокуратуре" и.о. заместителя прокурора на имя главы администрации пгт. Токур вновь внесено требование № 7/1-25-2020 о предоставлении информации о принятых мерах на территории муниципального образования по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.

На данное требование глава администрации пгт. Токур сообщила, что на территории рабочего поселка Токур отсутствует специализированная служба по вопросам похоронного дела. Бюджет поселения является высокодотационным, и денежные средства закладываются па первоочередные расходы (коммунальные услуги, зарплаты, уплата налогов, электроэнергия). В местном бюджете отсутствуют денежные средства на создание специализированной службы по вопросам похоронного дела (МУП). Индивидуальные предприниматели (торговля товарами для организации похорон) и прочие организации (предоставление ритуальных услуг по погребению умерших) отказываются предоставлять услуги по вопросам похоронного дела, мотивируя тем, что данное занятие экономически не выгодно. Органами местного самоуправления оказывается содействие лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, в организации похорон, получении справки о смерти (полномочия ЗАГСа осуществляются администрацией шт.Токур). В мае 2019 года был разработан проект МНПА «Об утверждении Положения об организации деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела для порядка выбора хозяйствующего субъекта на право оказания услуг по погребению и получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории рабочего поселка Токур» и направлен 06.05.2019 г. в прокуратуру на согласование. Заключение от прокуратуры Селемджинского района на указанный проект МНПА в администрацию поселения не поступало. Соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела не заключалось. На территории поселения имеются муниципальные учреждения: МБУК «Культурно-досуговый центр пгт. Токур», МКУ «Централизованная бухгалтерия пгт.Токур», Администрация рабочего поселка Токур.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, принимая во внимание нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что до настоящего времени администрацией пгт. Токур Селемджинского района Амурской области на территории соответствующего муниципального образования специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего административного дела нашло своё подтверждение бездействие администрации пгт. Токур Селемджинского района, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории пгт. Токур.

Поскольку администрация пгт. Токур Селемджинского района Амурской области не приняла достаточных мер по созданию на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела, что является нарушением статьи 12 Федерального закона N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", согласно которой возможность осуществления погребения специализированной службой является социальной гарантией, что, в свою очередь, свидетельствует о нарушении права неопределенного круга лиц на оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, а также на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции между отсутствующей специализированной службой, оказывающей услуги на безвозмездной основе и существующими хозяйствующими субъектами, преследующими цель извлечения прибыли на рынке ритуальных услуг, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, а следовательно, о необходимости их удовлетворения в полном объеме.

При этом, учитывая выше приведённые нормы действующего законодательства, доводы административного ответчика, которые сводятся к тому, что действиями администрации не нарушено прав граждан, так как вопросы, связанные с похоронным делом, на территории муниципального образования решаются даже в отсутствии специализированной службы, никто из граждан не жаловался на действия администрации в данном вопросе, о нецелесообразности в конкретном случае создания такой службы, а также о том, что в отсутствии определённого понятия специализированной службы, достаточно использовать иные формы оказания населению услуг, связанных с погребением, в том числе, путём получения гражданами указанных услуг от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - основаны на неверном толковании закона, которым обязанность создания специализированной службы по вопросам похоронного дела предусмотрена в безальтернативном порядке, при этом под специализированной службой по вопросам похоронного дела подразумевается хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, именно специализированной службой должны оказываться гарантированные законом услуги по погребению на безвозмездной основе.

Частью 2 ст.178 КАС РФ предусмотрено, что при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Рассматривая требование прокурора о возложении на администрацию пгт. Токур Селемджинского района Амурской области обязанности устранить допущенные нарушения законодательства в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, суд находит указанный срок обоснованным и разумным.

Ссылка административного ответчика, администрации пгт. Токур Селемджинского района, на недостаточность в бюджете поселения денежных средств для создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования - не освобождает орган местного самоуправления от решения вопросов местного значения, при этом суд учитывает, что обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела возложена на органы местного самоуправления с 1996 года, прокуратурой Селемджинского района административному ответчику было указано на необходимость создания такой специализированной службы более года назад, в связи с чем у административного ответчика имелась возможность предусмотреть в бюджете необходимые средства уже на 2020 год. При таких обстоятельствах отложение исполнения решения суда на более длительный срок, чем указано прокурором в административном иске, суд считает нецелесообразным.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Селемджинского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации пгт. Токур Селемджинского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории пгт. Токур Амурской области.

Обязать администрацию пгт. Токур Селемджинского района Амурской области создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования пгт. Токур Селемджинского района Амурской области в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд.

Судья                                    О.В. Василенко

Решение суда в окончательной форме принято 25 августа 2020 года.

2а-222/2020 ~ М-242/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Селемджинского района Амурской области
Ответчики
администрация пгт. Токур Селемджинского района Амурской области
Суд
Селемджинский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
selemdginskiy--amr.sudrf.ru
19.08.2020Регистрация административного искового заявления
19.08.2020Передача материалов судье
19.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2020Судебное заседание
25.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее