Дело № 2– 809 /2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 августа 2012 года город Гай Оренбургской области
Гайский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующий судья Карагодина Е.Л.,
при секретаре Кувшиновой А.А.,
с участием:
директора ООО «Домоуправление-5» Сорокина А.П.,
представителя заявителя Гомозовой О.С, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
помощника Гайского межрайонного прокурора Хабибуллина А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «Домоуправления - 5» об оспаривании представления Гайского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства об энергоснабжении,
установил:
ООО «Домоуправление - 5» обратилось в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ об оспаривании представления Гайского межрайонного прокурора № года от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства об энергоснабжении. В обоснование заявленных требований указано, что данное Представление вынесено по итогам проверки по заявлениям потребителей, проживающих по адресу: <адрес>, в результате которой было выявлено то, что гражданам, проживающим по указанному адресу, предъявляются к оплате платежные документы за потребленную электрическую энергию, исходя из показаний коллективного прибора учета, тогда как указанный дом является объектом, мощность потребления электрической энергии которого составляет 1, 05 кВт, то есть менее 5 кВт необходимых для оснащения многоквартирного дома общедомовым прибором учета электроэнергии, тем самым нарушаются требования федерального законодательства, а именно ЖК РФ, ФЗ от 23.11.09 г. N 261 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...". ООО «Домоуправление-5» не согласно с данным представлением, указывает, что часть 5 ст. 13 ФЗ РФ № 261 «Об энергосбережении…» имеет императивный характер в части обязания собственников установить общедомовые приборы учета энергоресурсов. Часть 2 ст. 13 ФЗ РФ № 261 «Об энергосбережении…» не содержит в себе запрета на установку ОДПУ электроэнергии. Кроме того, согласно п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Согласно п. 1 ст. 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении. Считает, что доводы, изложенные в представлении относительно того, что электроэнергия, потребленная жильцами МКД по адресу: <адрес>, на общедомовые нужды, оплачиваться жильцами не должна поскольку мощность потребленной электроэнергии дома менее законодательного минимума необходимого для оборудования дома общедомовым прибором учета, нарушат права собственников помещений в других МКД. Кроме того, указывает, что в части установления сроков для ответов на обращения граждан Постановление Правительства РФ № 731 от 23.09.2010 года «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» не применимо.
В судебном заседании представитель заявителя Сорокин А.П., Гомозова О.С. поддержали требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Помощник Гайского межрайонного прокуратура Хабибулин А.Д. не согласился с заявленными требованиями, пояснил, что доводы представителей ООО «Домоуправление-5» основаны на неверном толковании права, поскольку ч. 1 ст. 13 Закона об энергоснабжении установлено, что требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяется на объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт в отношении организации учета используемой электрической энергии. По сведениям ОАО «****» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес> среднем в течение месяца потреблял **** кВт*ч электроэнергии, следовательно мощность потребления электрической энергии которого составляет 1,05 кВт, то есть менее 5 кВт необходимых для оснащения многоквартирного дома общедомовым прибором учета электроэнергии. Заместитель директора ООО «Домоупаравление-5» Б.В.А. ненадлежащим образом исполняет свои служебные обязанности, что выразилось в нарушении сроков по направлению ответа на обращение граждан, жильцов МКД по <адрес>, тем самым нарушила Постановление Правительства РФ № 731 от 23.09.2010 года «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
Суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Согласно ст. 10 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.
Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений (ст. 22).
Согласно ст. 24 Закона о Прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, включающие и перечень объектов-исключений, на которых учет не осуществляется, это - ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Гайской межрайонной прокуратурой установлено, что гражданам, проживающим по адресу: <адрес>, предъявляются к оплате платежные документы за потребленную электрическую энергию, исходя из показаний коллективного прибора учета, тогда как указанный дом является объектом, мощность потребления электрической энергии которого составляет 1, 05 кВт, то есть менее 5 кВт необходимых для оснащения многоквартирного дома общедомовым прибором учета электроэнергии, тем самым нарушаются требования федерального законодательства, а именно ЖК РФ, ФЗ от 23.11.09 г. N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По результатам проверки вынесено представление № года от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Домоуправление-5» с просьбой безотлагательно его рассмотреть, принять меры по устранению нарушений законодательства и о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить в прокуратуру.
Суд находит, что доводы заявителя о том, что действия ООО «Домоуправление-5» по начислению платы абонентам исходя из показаний общедомового прибора учета являются правомерными, поскольку частью 1 статьи 13 ФЗ от 23.11.09 г. N 261 не установлен запрет на установку ОДПУ электроэнергии в объектах, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт, несостоятельны, поскольку они основаны на неверном толковании и понимании норм материального права.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.2010 года «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее Постановление) под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации. (ст. 2)
Согласно ст. 5 Постановления Управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
сайт управляющей организации;
сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Из ст. 21. Постановления следует, что предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Согласно штампу входящей корреспонденции ООО «Домоуправление-5» заявление жильцов дома, расположенного по адресу: <адрес> поступило в адрес управляющей организации ДД.ММ.ГГГГ.
Ответ на запрос ООО «Домоуправление-5» направило ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, установленный в ст. 21 Постановления № 731 срок для предоставления информации по запросу был нарушен управляющей организацией.
Кроме того, по смыслу приведенных выше положений Закона о прокуратуре, а также с учетом того, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора не может быть исполнено принудительно, поскольку оно направлено на понуждение указанных в п. 1 ст. 21 данного Закона органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.
Из совокупности названных норм следует, что представление прокурора само по себе не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы органа или должностного лица, которым оно вынесено.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований ООО «Домоуправление-5» надлежит отказать.
Руководствуясь, ст. 254-256 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления ООО «Домоуправления - 5» об оспаривании представления Гайского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства об энергоснабжении – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.Л. Карагодина
Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2012 года.