Дело № 2-4809/3-2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бородавка В. И. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании недействительным градостроительного плана,
у с т а н о в и л:
Бородавка В.И. обратилась в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа о признании недействительным градостроительного плана по тем основаниям, что истица является собственником жилого дома <адрес> и прилегающего земельного участка, в 20 метрах от ее участка находятся земельные участки, принадлежащие Сергееву В.Ю. 05 декабря 2014 года истице стало известно, что ответчиком по заявлению Сергеева В.Ю. утвержден градостроительный план на строительство на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, принадлежащих Сергееву В.Ю. для размещения блокированного жилого дома на семь секций. При этом в 2009 году, когда утверждался градостроительный паспорт на строительство жилого дома истицы, ее земельный участок и земельный участок Сергеева В.Ю. находились на квартале индивидуальной жилой застройки, не предусматривающем строительство в этой зоне блокированной застройки. При устройстве инженерных коммуникаций, внутри квартальной дороги учитывалось, что на прилегающих земельных участках будет строительство индивидуальных жилых домов, соответственно рассчитывалась нагрузка на сети, ширина проездов к земельным участкам и другие факторы. Проектирование и в дальнейшем строительство блокированного жилого дома, по мнению истицы, приведет к нарушению ее прав на безопасную и рациональную эксплуатацию принадлежащего ей жилого дома и прилегающего земельного участка. Заявление истицы, направленное ответчику, о предоставлении копии оспариваемого градостроительного паспорта оставлено без удовлетворения. В связи с изложенным истец просит признать недействительным градостроительный план на строительство блокированною жилого дома в районе <адрес>, на земельных участках с кадастровыми номерами № и №
В судебном заседании истица и ее представитель – адвокат Тинус В.В., действующий на основании ордера, заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В представленном отзыве представитель Администрации возражал против удовлетворения требований.
Третье лицо – Сергеев В.Ю. в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представил, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представил.
Заслушав пояснения истца, представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истица является собственником жилого дома <адрес> и земельного участка с кадастровым номером №, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки, расположенного в <адрес>, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права.
Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит Сергееву В. Ю. на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ года. Разрешенное использование указанного участка определено как: для индивидуального жилищного строительства.
Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит Сергееву В. Ю. на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ года. Разрешенное использование указанного участка определено как: для индивидуального жилищного строительства.
Согласно отзыву Администрации и представленным сведениям из Правил землепользования и застройки Петрозаводского городского округа указанные земельные участки истца и третьего лица расположены в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.
28.06.2013 года Администрацией Петрозаводского городского округа постановлением №3307 утвержден градостроительный план земельных участков по <адрес>. Постановлением Администрации от 26.11.2013 года № 6093 «О внесении изменений в градостроительный план земельных участков <адрес>» в указанное постановление внесены изменения. При этом указанный градостроительный план утвержден в целях строительства блокированного жилого дома с числом секций не более семи, на земельных участках с кадастровыми номерами №, зона застройки определена по двум участкам, в том числе их смежной границе.
Истица, считая указанный градостроительный план незаконным ссылается на то обстоятельство, что сети водопровода, канализации, находящиеся в том числе на балансе возглавляемых ею предприятий не рассчитаны на строительство секционного дома, согласия владельцев сетей не получено. Строительство секционного дома на участках Сергеева приведет к сбоям работы сетей и ущемлению прав иных собственников домов, в том числе ее, парковке большого количества транспортных средств собственников указанного дома, сложностям в использовании проезжей части, снижению стоимости принадлежащего ей имущества. Доказательств, опровергающих указанные доводы истицы стороной ответчика и третьего лица не представлено. Обстоятельства возрастания нагрузки на имеющиеся коммунальные сети никем не оспариваются. При этом при внесении изменений в утвержденный градостроительный план спорных участков доказательств согласования размещения блокированного семи секционного дома с уполномоченными коммунальными службами и собственниками сетей суду в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено. В имеющемся в материалах дела листе согласования указано на согласование земельного участка для реконструкции жилого дома, незавершенного строительством <адрес> под блокированный жилой дом. Указанные согласования даны при согласовании размещения на участке блокированного жилого дома на 4 секции.
При этом довод Администрации о возможности утверждения градостроительного плана для строительства блокированного жилого дома на семь секций на участки, принадлежащие Сергееву В.Ю. суд оценивает критически.
Так согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов и др.
Требования к подготовке и содержанию градостроительного плана определены в ст. 44 и 46 ГрК РФ. Так подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 17 ст. 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 ст. 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральнымизаконамии требованиями специальных федеральных законов. Права и обязанности собственника земельного участка, в том числе на использование земельного участка в соответствии с разрешенным назначением закреплены в ст.ст. 40, 42 ЗК РФ.
Согласно имеющимся в материалах дела документам земельные участки с кадастровыми номерами № имеют разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Ранее в отношении земельного участка с кадастровым номером № Администрацией было выдано разрешение на строительство одноквартирного жилого дома сроком до 19.06.2018 года, строительство которого осуществлялось. Каких-либо сведений об изменении разрешенного использования земельных участков, их объединении суду не представлено. При этом согласно представленной копии градостроительного плана на спорные земельные участки зона допустимого размещения объектов определена Администрацуией по смежной границе указанных участков, что не допустимо и прямо противоречит положениям действующего земельного законодательства и Постановлению Правительства РК от 07.10.2008 № 210-П «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, городских округов Республики Карелия», не разрешающим застраивать границу участка, которая всегда располагается на поверхности земельного участка и не может проходить по существующим строениям или располагаться под ними.
Кроме того, подобное размещение объекта приведет к правовой неопределенности в отношении режима использования земельного участка. Так из анализа положений ст. 46 ГрК РФ и Приказа Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 24.05.2011 N 20838) следует, что градостроительный план земельного участка утверждается в отношении земельного участка, а не совокупности участков. Указанное обстоятельство также подтверждается положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Так согласно положениям ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Схожее понятие указано в части 2 ст. 49 ГрК РФ: отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования. Приведенные понятия также указывают на то обстоятельство, что индивидуальный жилой бом, жилой дом блокированной застройки, многоквартирный жилой дом всегда находятся на отдельном земельном участке, правовой режим принадлежности и использования которого определяется положениями ст. 36 ЖК РФ или положениями ст. 36 ЗК РФ. Размещение блокированного жилого дома на двух земельных участках противоречит приведенным положениям закона. При таких обстоятельствах оснований для утверждения градостроительного плана на земельные участки с кадастровыми номерами № для размещения блокированного жилого дома на семь секций у Администрации не имелось. Данное обстоятельство оценено также Прокуратурой РК в письме от 27.11.2013 года № 7-892-2013.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 98 ГК РФ с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным градостроительный план земельных участков с кадастровыми номерами №, утвержденный постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 28.06.2013 г. №3307 «Об утверждении градостроительного плана земельных участков <адрес>, с изменениями, внесенными постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 26.11.2013 года № 6093 «О внесении изменений в градостроительный план земельных участков <адрес>.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Бородавка В. И. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б.Малова
Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2014 года.