Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2694/2016 ~ М-2225/2016 от 15.06.2016

<номер>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2016 года                     г. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Дергаусовой И.Е.

при секретаре Андрияновой Е.Ю.,

с участием старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А., представителя ответчика Филимяновой Т.Н. по доверенности Симаченко Р.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в зале суда в г. Минеральные Воды гражданское дело по исковому заявлению Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Филимяновой Т.Н., индивидуальному предпринимателю Филимянову В.Д. о признании незаконными действий в части эксплуатации автомойки,

у с т а н о в и л:

Минераловодский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Филимяновой Т.Н., индивидуальному предпринимателю Филимянову В.Д. о признании незаконными действий в части эксплуатации автомойки. В ходе рассмотрения дела исковые требования были им уточнены.

В обоснование заявленных требований истец в заявлении указал о том, что Минераловодской межрайонной прокуратурой 18.05.2016 совместно с руководителем отдела капитального строительства Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа А.А.А. с целью проверки соблюдения норм градостроительного, природоохранного и иного законодательства, осуществлен выезд по адресу: <адрес>. Установлено, что в здании по указанному адресу расположена автомойка. Собственником указанной автомойки на основании свидетельства о государственной регистрации права <номер> является Филимянова Т.Н., которая предоставила помещение автомойки для индивидуальной трудовой деятельности ИП Филимянову В.Д..

Индивидуальный предприниматель Филимянов В.Д. в течение нескольких лет осуществляет эксплуатацию автомобильной мойки на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается информацией из межрайонной ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю.

В результате ежедневной систематической мойки автотранспорта и подвижного состава в сточную воду попадают такие вещества как нефтепродукты, взвешенные вещества, кислоты и щелочи.

В соответствии с п. 1. ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу Ведомственных строительных норм ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей», утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 12 января 1990г. № В А-15/10 сточные воды, содержащие нефтепродукты, тетраэтилсвинец, взвешенные вещества, краску, кислоты и щелочи, должны очищаться до поступления их в наружную канализационную сеть на местных установках, то есть должны быть оборудованы нефтеловушки и шламозадержателями. Данные вещества в соответствии с федеральным классификатором отходов при накоплении являются такими отходами как всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей) (код 546 002 00 06 03 3) и шлам нефтеотделительных установок (код 546 003 00 04 03 3).

Согласно п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Установлено, что на мойке вышеперечисленные требования не выполняются, то есть не осуществляются сбор и утилизация данных отходов (отсутствуют договора и накладные о передаче отходов в организации имеющие лицензии) и не осуществляется учет образовавшихся отходов.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В ходе эксплуатации проверяемой автомойки транспортных средств имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: выбросы от локальных очистных сооружений (выгребная яма), автотранспорта. Однако инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух до настоящего времени не разработана, разрешение на предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствует.

Мойка от 2 до 5 постов в соответствии с п.7.1.12 СанПиН 2.2.1./2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» относится к промышленному объекту четвертого класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 100 м.

Установлено, что на расстоянии от 5 до 30 м от автомойки расположены жилые дома: по <адрес> которые фактически находятся в пределах границы санитарно-защитной зоны, в связи с чем оказание услуг по мойке автомобилей ИП Филимяновым В.Д. не допустимо согласно п. 5.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1200-03.

В соответствии с п. 1.1 Постановления Министерства Здравоохранения РФ от 13.07.2001г. №18 «О введении в действие санитарных правил - СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» данные санитарные правила определяют порядок организации и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнении их требований.

Изложенное, по мнению истца, свидетельствует о нарушении требований действующего законодательства Филимяновой Т.Н. и индивидуального предпринимателя Филимянова В.Д., которые своими действиями создают угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья, а также прав на благоприятную окружающую среду.

Согласно Федеральному закону № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности является, в том числе и атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно статье 3 ФЗ № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельности юридических лиц и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду.

В силу п. 2.1 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации (утв. Минприроды РФ 15.07.1994) природопользователь обязан оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух могут взиматься сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 1065 Гражданского кодекса РФ закреплено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В результате бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не проведении инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также в результате неправомерной эксплуатации автомойки в зоне жилой застройки, нарушаются права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, может повлечь за собой причинение существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды. Тем самым затрагиваются неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как субъекта гражданских правоотношений.

Статья 42 Конституции Российской Федерации определяет, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Таким образом, Конституция Российской Федерации гарантирует право граждан на благоприятные условия жизни, гарантирует реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде.

Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Одним из способов защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц является согласно ст. 12 ГК РФ - пресечение деятельности, нарушающей права. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных конституционных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на охрану здоровья.

Просит суд признать незаконными действия Филимяновой Т.Н. и индивидуального предпринимателя Филимянова В.Д. в части эксплуатации автомойки, расположенной по адресу: <адрес>. Запретить Филимяновой Т.Н. и индивидуальному предпринимателю Филимянову В.Д. эксплуатацию автомойки, расположенной по адресу: <адрес>, до оборудования автомойки очистными сооружениями, обустройства санитарно-защитной зоны в соответствии с проектом санитарно-защитной зоны, утвержденным Управлением Роспотребнадзора на проект санитарно-защитной зоны и проведения инвентаризации источников выброса вредных загрязняющих веществ.

В судебном заседании старший помощник Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, дала суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит суд удовлетворить исковые требования в заявленном объеме, признать незаконными действия Филимяновой Т.Н. и индивидуального предпринимателя Филимянова В.Д. в части эксплуатации автомойки, расположенной по адресу: <адрес>. Запретить Филимяновой Т.Н. и индивидуальному предпринимателю Филимянову В.Д. эксплуатацию автомойки, расположенной по адресу: <адрес>, до оборудования автомойки очистными сооружениями, обустройства санитарно-защитной зоны в соответствии с проектом санитарно-защитной зоны, утвержденным Управлением Роспотребнадзора на проект санитарно-защитной зоны и проведения инвентаризации источников выброса вредных загрязняющих веществ.

Представитель ответчика Филимяновой Т.Н. по доверенности Симаченко Р.Г. в судебном заседании не признал исковые требования, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку эксплуатация автомойки, расположенной по адресу: <адрес>, осуществляется в соответствии с требованиями санитарного законодательства, на автомойке имеются очистные сооружения, в результате эксплуатации автомойки в зоне жилой застройки не нарушаются ничьи права и охраняемые интересы. Периодически специалистами ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» производится отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, никаких нарушений у абонента Филимяновой Т.Н. не было обнаружено, последний раз отбор проб производился 21.07.2016 года, о чем был составлен соответствующий акт. Считает также, что предмет спора не относится к компетенции прокуратуры, вопросы эксплуатации автомойки – проблемы Водоканала, а у них к абоненту Филимяновой Т.Н. замечаний нет.

Представитель ответчика Филимянова В.Д. по доверенности Сапкун А.В., ответчики Филимянов В.Д., Филимянова Т.Н. в судебное заседание не явились, были уведомлены судом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель третьего лица администрации Минераловодского городского округа в судебное заседание не явился, был извещен судом о времени и месте рассмотрения дела.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика Филимянова В.Д. по доверенности Сапкун А.В., ответчиков Филимянова В.Д., Филимяновой Т.Н. представителя третьего лица администрации Минераловодского городского округа, по имеющимся в деле доказательствам.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства по делу в их совокупности, пришел к выводу о том, что требования Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статей 12, 38, 56 и 68 ч. 2 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Признание стороной фактов, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих фактов.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности (ст. ст. 55 и 67 ГПК РФ).

Как установлено в судебном заседании, 18.05.2016 Минераловодской межрайонной прокуратурой совместно с руководителем отдела капитального строительства Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа А.А.А. с целью проверки соблюдения норм градостроительного, природоохранного и иного законодательства, осуществлен выезд по адресу: <адрес>.

Проверкой установлено, что индивидуальным предпринимателем Филимяновым В.Д. на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, эксплуатируется здание автомойки. На момент проверки указанная автомойка работала. В ходе проверки выявлено, что на указанной автомойке отсутствуют: проект санитарно-защитной зоны; нефтеловушки и шламозадержатели; санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора на проект санитарно-защитной зоны; не проведена инвентаризация источников выброса вредных загрязняющих веществ; не получено разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов индивидуальным предпринимателем Филимяновым В.Д. не ведется; отчетность не представлена. Филимянов В.Д. эксплуатирует указанную автомойку без установленного законом разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух. Филимяновым В.Д. не вносилась плата за негативное воздействие на окружающую природную среду. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 18.05.2016 года.

Собственником указанной автомойки является Филимянова Т.Н., что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> <номер>.

Филимянова Т.Н. предоставила указанное помещение автомойки для индивидуальной трудовой деятельности ИП Филимянову В.Д.. Факт осуществления Филимяновым В.Д. предпринимательской деятельности подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от <дата>.

Статья 42 Конституции Российской Федерации определяет, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Таким образом, Конституция Российской Федерации гарантирует право граждан на благоприятные условия жизни, гарантирует реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде.

В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ) указано о том, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно статье 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельности юридических лиц и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1. ст. 39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В результате ежедневной систематической мойки автотранспорта и подвижного состава в сточную воду попадают такие вещества как нефтепродукты, взвешенные вещества, кислоты и щелочи.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2. Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации (утв. Минприроды РФ 15.07.1994) природопользователь обязан: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения); обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов; оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном. Образование, сбор, накопление, хранение и первичная обработка отходов является неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются и должны быть отражены в технологических регламентах и другой нормативно - технической документации.

Однако на автомобильной мойке, расположенной по адресу <адрес>, вышеперечисленные требования не выполняются, то есть не осуществляются сбор и утилизация данных отходов и не осуществляется учет образовавшихся отходов. Доказательств обратного суду представлено не было.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» является, в том числе и атмосферный воздух.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. (ред. от 13.07.2015) «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В ходе эксплуатации автомойки транспортных средств имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: выбросы от локальных очистных сооружений (выгребная яма), автотранспорта. Однако инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух ответчиком до настоящего времени не разработана, разрешение на предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствует. Доказательств обратного суду представлено не было.

В соответствии с п.7.1.12 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014), мойка автомобилей с количеством постов от 2 до 5 относится к промышленному объекту четвертого класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 100 м.

Согласно п.5.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Однако на расстоянии от 5 до 30 м от указанной автомойки расположены жилые дома: по <адрес>, которые фактически находятся в пределах границы санитарно-защитной зоны. Никаких доказательств обустройства санитарно-защитной зоны в соответствии с проектом санитарно-защитной зоны, утвержденным Управлением Роспотребнадзора, а также наличия указанного проекта, ответчиками также суду представлено не было.

Изложенное свидетельствует о нарушении требований действующего законодательства ответчиками Филимяновой Т.Н. и индивидуальным предпринимателем Филимяновым В.Д., которые своими действиями создают угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья, а также прав на благоприятную окружающую среду.

Статьей 1065 Гражданского кодекса РФ закреплено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В п. 1.1 санитарных правил - СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001г. №18, определен порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.

    Представитель ответчика, не соглашаясь с заявленными исковыми требованиями, указывает о том, что на автомойке, принадлежащей ответчику, имеются очистные сооружения, а эксплуатация автомойки осуществляется в соответствии с требованиями санитарного законодательства, при этом не нарушаются права и охраняемые интересы граждан, проживающих в зоне жилой застройки. Периодически специалистами ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» производится отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, никаких нарушений у абонента Филимяновой Т.Н. не было обнаружено. В подтверждение указанных доводов был представлен акт отбора проб сточных вод от 21.07.2016 года. Однако указанный акт не содержит сведений о том, в какой момент был произведен отбор проб – во время мойки автомашины, до нее или после. Никаких письменных документов в подтверждение наличия очистных сооружений на указанной автомойке ответчиками и их представителями представлено не было.

По ходатайству старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А. в судебном заседании был опрошен главный специалист сантехнического отдела ЗАО «Гражданпроект» Ч.В.И., пояснившая, что она по роду своей деятельности занимается проектировкой очистных сооружений, выполняет расчет объемов очистных сооружений в соответствии с предполагаемыми объемами предоставления услуг автомойки. По нормам необходимы очистные сооружения замкнутого типа. 26.07.2016 ею совместно с помощником Минераловодского межрайонного прокурора Ч.И.В. и представителем Центра гигиены и эпидемиологии в г. Пятигорске был осуществлен выезд на автомойку по адресу: <адрес>. Было установлено, что на указанной автомойке нет очистных сооружений ни фактически, ни юридически. На каждой автомойке должны быть документы, отражающие параметры установленных очистных сооружений, однако во время выезда такие документы работниками автомойки представлены не были. Также пояснила, что по правилам перед сбросом воду нужно фильтровать и только после этого можно сбрасывать воду в городскую канализацию, иначе в воде остается щелочь, воск с машин, что убивает микрофлору очистную в главном водохранилище водоканала. Все нефте- и маслоотходы можно очистить только при помощи фильтра, которого на автомойке ответчика не было. Для очистки воды необходима оборотная система (очистное сооружение), которая сама будет очищать стоки. Схема расположения очистных сооружений на указанной автомойке представляет собой 3 водосборных лотка, расположенных в помещении с оборудованием, далее по трубопроводу вода сбрасывается в стоки, перед сбросом находится решетка 1х2 см, которая, по словам работников автомойки, и является «фильтром», но это не может быть фильтром, а лишь является накопителем или отстойником, который фильтрует все крупные отходы. Вся вода стекает в колодец, размером 0,5х0,5 м, находящийся на улице, через этот колодец вода сбрасывается напрямую в городскую канализацию.

    Суд также считает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что предмет спора не относится к компетенции прокуратуры. Как следует из ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктом 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В результате бездействия ответчиков, выразившегося в непринятии мер по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не проведении инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также в результате неправомерной эксплуатации автомойки в зоне жилой застройки, нарушаются права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, что может повлечь за собой причинение существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды. Тем самым затрагиваются неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как субъекта гражданских правоотношений.

Конституция Российской Федерации (ст. 42) гарантирует право граждан на благоприятные условия жизни, гарантирует реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде.

Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Одним из способов защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц является согласно ст. 12 ГК РФ - пресечение деятельности, нарушающей права.

Таким образом иск Минераловодского межрайонного прокурора подан в защиту нарушенных конституционных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на охрану здоровья, т.е. в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании незаконными действия Филимяновой Т.Н. и индивидуального предпринимателя Филимянова В.Д. в части эксплуатации автомойки, расположенной по адресу: <адрес> запрете Филимяновой Т.Н. и индивидуальному предпринимателю Филимянову В.Д. эксплуатацию автомойки, расположенной по адресу: <адрес>, до оборудования автомойки очистными сооружениями, обустройства санитарно-защитной зоны в соответствии с проектом санитарно-защитной зоны, утвержденным Управлением Роспотребнадзора на проект санитарно-защитной зоны и проведения инвентаризации источников выброса вредных загрязняющих веществ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.45, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконными действия Филимяновой Т.Н. и индивидуального предпринимателя Филимянова В.Д. в части эксплуатации автомойки, расположенной по адресу: <адрес>.

Запретить Филимяновой Т.Н. и индивидуальному предпринимателю Филимянову В.Д. эксплуатацию автомойки, расположенной по адресу: <адрес>, до оборудования автомойки очистными сооружениями, обустройства санитарно-защитной зоны в соответствии с проектом санитарно-защитной зоны, утвержденным Управлением Роспотребнадзора на проект санитарно-защитной зоны и проведения инвентаризации источников выброса вредных загрязняющих веществ.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 17.08.2016 года.

Председательствующий судья Дергаусова И.Е.

2-2694/2016 ~ М-2225/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Минераловодский межрайонный прокурор
Ответчики
Филимянов Владимир Дмитриевич
Филимянова Татьяна Николаевна
Другие
Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края
Суд
Минераловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Дергаусова Ирина Евгеньевна
Дело на сайте суда
mineralovodsky--stv.sudrf.ru
15.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2016Передача материалов судье
20.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2016Подготовка дела (собеседование)
05.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2016Судебное заседание
27.07.2016Судебное заседание
27.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2016Судебное заседание
17.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2016Дело оформлено
20.09.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее