Решение
Именем Российской Федерации
04 октября 2022 г. с.Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Блинковой О.В., при секретаре Дементьевой С.Д., с участием представителя административного истца - пом. прокурора Шигонского района Асанова И.К., представителя по доверенностям административного ответчика Администрации сельского поселения Пионерский муниципального района Шигонский, заинтересованного лица Администрации м.р.Шигонский Самарской области - Тимохиной М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-531/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Пионерский муниципального района Шигонский Самарской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по совершению определенных действий,
установил:
Заместитель прокурора Шигонского района Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Пионерский муниципального района Шигонский Самарской области (далее также – Администрация сельского поселения), в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории указанного сельского поселения и возложить на Администрацию сельского поселения обязанность создать маневренный жилищной фонд.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в Администрации сельского поселения, по результатам которой установлено, что в нарушение статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3), статей 14, 19, 92, 95 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также –
ЖК РФ), маневренный жилищный фонд на территории сельского поселения не создан. При этом вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления - Администрации сельского поселения. Обязанность по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрена законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости в конкретный период. Прокуратурой района в адрес главы сельского поселения Пионерский ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства в сфере предоставления жилых помещений маневренного фонда. Из ответа Администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для создания маневренного фонда в бюджете сельского поселения отсутствуют денежные средства. Таким образом, нарушения законодательства в указанной сфере не устранены, маневренный фонд в сельском поселении не создан. Отсутствие маневренного жилищного фонда создает угрозу нарушения прав граждан, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения в порядке статьи 95 ЖК РФ.
В ходе судебного заседания представитель административного истца пом. прокурора Шигонского района Асанов И.К. административный иск поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Просил удовлетворить иск, не возражал против срока исполнения решения 1 год.
Представитель административного ответчика Администрации сельского поселения Пионерский и заинтересованного лица Администрации муниципального района Шигонский по доверенности Тимохина М.И. в судебном заседании иск признала в полном объеме, просила в случае удовлетворения иска отсрочить исполнение решения суда на 18 месяцев.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на административного истца возложена обязанность представить доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и соблюдения срока обращения в суд; на административного ответчика возложена обязанность представить доказательства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличие оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
По мнению суда, административный истец представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований, в том числе нарушения прав неопределенного круга лиц оспариваемым бездействием, тогда как административным ответчиком доказательств законности оспариваемого бездействия не представлено.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в Администрации сельского поселения Пионерский, по результатам которой установлено, что маневренный жилищный фонд на территории сельского поселения не создан.
По факту выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы сельского поселения внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Администрация сельского поселения признала факт отраженных в представлении прокурора допущенных нарушений жилищного законодательства, указав, что мероприятия, перечисленные в предписании носят длительный характер, что фактически не позволяет выполнить данное требование в короткие сроки. Для формирования маневренного фонда в сельском поселении требуются значительные денежные средства и время. После изыскания денежных средств и внесения изменений в бюджет сельского поселения Пиоерский Администрация сельского поселения обязуется принять меры к созданию маневренного фонда сельского поселения. Кроме того в настоящее время Администрацией сельского поселения разрабатывается проект положения о маневренном жилом фонде сельского поселения, которое регламентирует основания, условия, сроки и порядки формирования, предоставления и использования жилых помещений маневренного фонда.
На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Исходя из положений части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3, к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п. 3); обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (п. 6).
В соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные, в том числе, пунктом 3 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» за сельскими поселениями Самарской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные, в частности, пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ.
Статьей 7 Устава сельского поселения также предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу положений ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, Устава сельского поселения Администрация сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в частности, учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; осуществление муниципального жилищного контроля (пункты 1, 4, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Согласно статье 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Таким образом, вопросы создания и содержания маневренного жилищного фонда, предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления, в данном случае - Администрации сельского поселения.
Обязанность по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрена законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости в конкретный период.
Отсутствие денежных средств в бюджете не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для освобождения органа местного самоуправления от исполнения установленных законом полномочий по решению вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения Администрация сельского поселения как орган местного самоуправления наделена полномочиями формировать, утверждать, исполнять бюджет поселения и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Кроме того, источники финансирования мероприятий, связанных с исполнением решения суда, Администрация сельского поселения вправе выбирать самостоятельно, в том числе путем получения субсидий из вышестоящих бюджетов, участия в соответствующих программах.
Бездействие Администрации сельского поселения по непринятию мер к созданию маневренного жилищного фонда на территории сельского поселения создает угрозу нарушения прав граждан, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам статьи 95 ЖК РФ.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В связи с изложенным суд полагает необходимым административный иск удовлетворить.
Как установлено п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом требований разумности, дотационного характера местного бюджета, необходимости принятия Администрацией сельского поселения мер по изысканию средств для финансирования мероприятий по исполнению судебного решения, внесения изменений в бюджет, суд полагает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения решения суда 12 месяцев, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Допустимых и достаточных доказательств того, что указанный срок для исполнения решения суда явно недостаточен и что необходим более длительный срок, административным ответчиком в ходе судебного разбирательства не представлено.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, в частности, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков. Таким образом, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при подаче иска освобожден, с административного ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Пионерский муниципального района Шигонский Самарской области по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории указанного сельского поселения.
Возложить на Администрацию сельского поселения Пионерский муниципального района Шигонский Самарской области обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать маневренный жилищной фонд на территории сельского поселения Пионерский муниципального района Шигонский Самарской области.
Возложить на административного ответчика обязанность сообщить об исполнении настоящего решения в суд и административному истцу в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий О.В. Блинкова
Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года