Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4468/2020 ~ М-4216/2020 от 06.07.2020

Дело № 2а-4468/2020

10RS0011-01-2020-006110-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 июля 2020 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Картавых М.Н.,

при секретаре Журковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Карелия» о возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Петрозаводский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Петрозаводского городского округа, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Карелия» о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку. Требования мотивированы тем, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на основании обращений граждан, в ходе которой в районе здания № 11 по Пряжинскому шоссе. выявлена несанкционированная свалка отходов. Указанная свалка частично расположена на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0240103:66, который в соответствии с Распоряжением Федерального агентства по распоряжению государственным имуществом от 27.02.2009 № 75-р передан в постоянное бессрочное пользование ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Карелия», частично - на землях общего пользования Петрозаводского городского округа.

Определением суда от 10.07.2020 исковое заявление передано на рассмотрение в порядке административного судопроизводства.

Определением суда от 23.07.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных и земельных отношений по Республике Карелия.

В судебном заседании помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Миронова Д.Ю. требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращений граждан о наличии несанкционированных свалок на территории города Петрозаводска проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства. По результатам проведенного прокуратурой в рамках проверки натурного обследования территории с привлечением специалистов Управления Росреестра по Республике Карелия, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на территории Петрозаводского городского округа выявлена несанкционированная свалка отходов в районе здания № 11 по Пряжинскому шоссе. В составе свалки имеются включения отходов ремонта и обслуживания автотранспорта (детали из полимеров, элементы набивки, элементы обшивки салонов автомобилей и т.п.), единичные включения твердых коммунальных отходов, отработанные автомобильные шины (в количестве не менее 400 шт.). В составе свалки отсутствовали отходы, позволяющие установить их собственника.

Указанная свалка частично расположена на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0240103:66, частично - на землях общего пользования Петрозаводского городского округа. Согласно содержащимся в ЕГРН сведениям, земельный участок с кадастровым номером 10:01:0240103:66 в соответствии с Распоряжением Федерального агентства по распоряжению государственным имуществом от 27.02.2009 № 75-р передан в постоянное бессрочное пользование ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Карелия» (ИНН 1001015058; ОГРН 10661001013369).

Данные обстоятельства подтверждаются справкой по результатам обследования территории от 03.06.2020 года за подписью государственного инспектора области охраны окружающей среды Фокиной Е.А., а также справкой по участию в проверке Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры по установлению фактов нарушения требований земельного законодательства РФ в Петрозаводского городском округе от 11.06.2020, за подписью государственного инспектора РК по использованию и охране земель Управления Росреестра по Республике Карелия Булахова В.В., иными материалами дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии со ст. 3 вышеназванного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.01.2019 № 258-0, указанное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно положениями Федерального закона от 24.07.1998№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст. 13), а также Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относящего к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, организацию мероприятий по ее охране в границах городского округа (ст. 7). Таким образом, названное правовое регулирование не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.

Довод Администрации Петрозаводского городского округа о том, что обязанность по ликвидации свалки, расположенной на землях, государственная собственность на которые не разграничена, должна быть возложена на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия судом не принимается.

Осуществление полномочий по предоставлению земельных участков обозначенной категории в порядке Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации не исключает обязанность администрации Петрозаводского городского округа по выполнению функций, предусмотренных п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которые носят общий характер и во всяком случае требуют участия органа местного самоуправления в принятии мер, необходимых для ликвидации свалки, расположенной на территории городского округа.

Кроме того, согласно п. 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Статьей 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований возложена п. 15 ст. 5 Закона Республики Карелия от 04.04.2016 № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления», пп. 107 п. 10 Положения о - Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 № 216-П, на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

Пункты 1 и 2 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусматривают, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.- Накопление, - сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Реализуя возложенные на него полномочия, 19 февраля 2018 г. Министерство строительства, Жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия заключило с ООО «Автоспецтранс» соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с указанным соглашением с 01 мая 2018 г. на территории Республики Карелия организацию деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет региональный оператор - ООО «Автоспецтранс».

Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами), ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на регионального оператора (п.п. 16-18).

Так, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пп. «а»); уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пп. «б»).

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Доказательств образования несанкционированной свалки, о ликвидации которой испрашивает прокурор, до момента начала деятельности на территории Республики Карелия регионального оператора ООО «Автоспецтранс» - с 01 мая 2018 г., в материалы дела не представлено.

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, с 01.01.2016 года Министерство является уполномоченным органом по осуществлению функции в сфере предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, но полномочиями по пользованию земельными участками, а также их содержанию не наделено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в целях сохранения природы, исключения загрязнения, предупреждения и минимизации экологических рисков в рамках своих полномочий Администрации Петрозаводского городского округа надлежит организовать мероприятия по охране окружающей среды путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории общего пользования Петрозаводского городского округа.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

В п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ закреплено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потреблена другого негативного воздействия.

Таким образом, обязанность по защите земель от негативного воздействия возложена не только на собственников, но и на иных землепользователей, которыми являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования (п. 3 ст. 5 Земельного кодекса РФ).

Обязанность землепользователя ликвидировать несанкционированную свалку отходов также следует из требований приведенного выше п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения».

Согласно содержащимся в ЕГРН сведениям, земельный участок с кадастровым номером 10:01:0240103:66 в соответствии с Распоряжением Федерального агентства по распоряжению государственным имуществом от 27.02.2009 № 75-р передан в постоянное бессрочное пользование ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Карелия» (ИНН 1001015058; ОГРН 10661001013369). С учетом изложенного, работы по ликвидации несанкционированной свалки в границах земельного участка с кадастровым номером 10:01:0240103:66 должны быть организованы ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Карелия».

В действующем законодательстве отсутствует понятие безопасного отхода, все отходы являются потенциально опасными, что в том числе подтверждается существующей классификацией отходов производства и потребления. В частности, как следует из ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, а именно: чрезвычайно опасные отходы; высокоопасные отходы; умеренно опасные отходы; малоопасные отходы; практически неопасные отходы.

Кроме того, отходы вне зависимости от класса опасности являются экотоксичными веществами.

Понятие экотоксичности содержится в положениях Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 года, которая была ратифицированная Россией.

Так, согласно положениям указанной Конвенции экотоксичными веществами являются вещества или отходы, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут немедленно или со временем представлять угрозу для окружающей среды в результате биоаккумулирования и /или оказывать токсическое воздействие на биотические системы.

Таким образом, негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду презюмируется.

Принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка расположена частично расположена на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0240103:66, частично - на землях общего пользования Петрозаводского городского округа, обязанность по ликвидации установленных в ходе проверки несанкционированной свалки должна быть возложена в границах земельного участка с кадастровым номером 10:01:0240103:66 на ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Карелия», на территории общего пользования Петрозаводского городского округа, прилегающей к границам земельного участка с кадастровым номером 10:01:0240103:66 на Администрацию Петрозаводского городского округа.

При таких обстоятельствах, учитывая, что наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации, принимая во внимание, что лица, виновные в размещении бытовых и строительных отходов на данной территории, не установлены, суд приходит к выводу о том, что требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 295-298 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа, прилегающей к границам земельного участка с кадастровым номером 10:01:0240103:66.

Обязать ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Карелия» ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления в границах земельного участка с кадастровым номером 10:01:0240103:66.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2020 года.

2а-4468/2020 ~ М-4216/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельский межрайонный природоохранный прокурор (в интересах неопределенного круга лиц)
Ответчики
администрация Петрозаводсокго городского округа
ФКУЗ "МСЧ МВД России по РК"
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
06.07.2020Регистрация административного искового заявления
10.07.2020Передача материалов судье
13.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Судебное заседание
10.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2020Дело оформлено
10.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее