Дело № 2 – 255/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2019 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Куниной А.Ю., при секретаре Сафоновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агафоновой Эльзы Эриховны к ООО «Некрасово», администрации Гурьевского городского округа о признании права собственности в порядке наследования по закону на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Агафонова Э.Э. в лице представителя по доверенности Ганбатына А. обратилась в суд с указанным выше иском, которым просит признать право собственности в порядке наследования по закону на земельный участок, площадью <данные изъяты> га по адресу: юго-восточнее <адрес >, после смерти её мужа <данные изъяты> (при рождении Агафонова Геннадия Викторовича), ДД.ММ.ГГ года рождения.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГ умер Бевер Г. (при рождении Агафонов Г.В.), с которым истец состояла в браке с ДД.ММ.ГГ. При жизни супруга постановлением № от ДД.ММ.ГГ главы администрации Гурьевского района ему был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, площадью <данные изъяты> га пашни, в границах <данные изъяты> для ведения крестьянского хозяйства по производству сельскохозяйственной продукции, выдано свидетельство на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГ. До 2002 года истец с супругом проживали в <адрес >, затем переехали на постоянное место жительства в ФРГ. ДД.ММ.ГГ Агафонов Г.В. отказался от отчества «Викторович», его имя было изменено с имени «Геннадий» на имя «Генрих», ДД.ММ.ГГ у супругов Агафоновых была изменена фамилия на «Бевер». До момента смерти Бевера Г. истец проживала с ним по адресу: <адрес > <адрес >, <адрес > При обращении к нотариусу Гурьевского нотариального округа Калининградской области Пиннекер Е.Д. за оформлением наследства после смерти супруга, истцу было отказано в связи с пропуском срока на обращение с заявлением о вступлении в наследство и необходимостью устанавливать место открытия наследства. Решением Гурьевского районного суда от 08.02.2018 по гражданскому делу № 2-88/2018 установлено место открытия наследства Бевера Г., установлен факт принятия Агафоновой Э.Э. наследства после смерти Бевера Г. в виде земельного участка и денежных средств. Однако поскольку в ЕГРН отсутсвуют сведения о наследодателе как о правообладателе земельного участка с кадастровым номером №, в выдаче свидетельства о праве собственности на земельный участок нотариусом истцу было отказано. Ссылаясь на положения ст. ст. 1112, 1142, 1152, 1153 ГК РФ, п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», истец просит исковые требования удовлетворить.
В судебное заседание истец Агафонова Э.Э. не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки не известны. Её представитель Ганбатын А. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Ответчики ООО «Некрасово, администрация Гурьевского городского округа, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки не известны, ходатайств об отложении дела не поступило.
Заслушав объяснения стороны истца, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования Агафоновой Э.Э. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абзацу 1 пункта 9 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с абзацем 1 пунктом 9.1 указанной статьи, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами гражданского дела, постановлением главы администрации Гурьевского района Калининградской области от ДД.ММ.ГГ № Агафонову Г.В. был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, общей площадью <данные изъяты> га пашни, в границах <данные изъяты> для ведения крестьянского хозяйства по производству сельскохозяйственной продукции. На основании указанного постановления Агафонову В.Г. выдано свидетельство на право собственности на землю серии № №, адрес участка: <адрес > <адрес > <данные изъяты> с приложением плана его расположения.
Из ответа Управления Росреестра по Калининградской области на запрос суда следует, что в ЕГРН отсутствует информация о регистрации прав собственности на земельный участок с кадастровым номером №
Согласно сведений из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № внесен в государственный реестр кадастр недвижимости в результате проведения работ по инвентаризации кадастрового квартала №, площадь участка составляет <данные изъяты> кв.м, вид права указан как «собственность», правообладатель - Агафонов Г.В.
ДД.ММ.ГГ Бевер (при рождении Агафонов) Г. умер, что подтверждается свидетельством о смерти с регистрационным номером №, выданным отелом ЗАГС <адрес >. К имуществу умершего нотариусом Гурьевского нотариального округа Калининградской области Пиннекер Е.Д. заведено наследственное дело №, согласно которому наследницей умершего является его супруга Агафонова Э.Э., ДД.ММ.ГГ года рождения, наследственное имущество состоит из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес >, <адрес > <адрес >; денежных средств на расчетном счете Калининградского отделения <данные изъяты> ДД.ММ.ГГ Агафоновой Э.Э. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на наследство, состоящее из денежного вклада, зарегистрированное в реестре за №-№ выдана справка в том, что Агафонова Э.Э. является наследницей, принявшей наследство по закону после супруга Бевера (рожденного Агафонова) Г. Сведений о выдаче Агафоновой Э.Э. свидетельства о праве на наследство на земельный участок материалы наследственного дела не содержат.
Решением Гурьевского районного суда от 08.02.2018 по гражданскому делу №2-88/2018 заявление Агафоновой Э.Э. удовлетворено. С учетом определения Гурьевского районного суда от ДД.ММ.ГГ, которым исправлена описка в резолютивной части вышеуказанного решения: установлено, что местом открытия наследства Бевера Генриха (рожденного Агафонова Геннадия Викторовича), ДД.ММ.ГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГ, проживавшего на дату смерти по адресу: <адрес > <адрес >, <адрес > <адрес >, является <адрес >; установлен факт принятия Агафоновой Эльзой Эриховной, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженкой <адрес > <данные изъяты>, открывшегося после смерти супруга Бевера Генриха (рожденного Агафонова Геннадия Викторовича), ДД.ММ.ГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГ, проживавшего на дату смерти по адресу: <адрес >, наследства в виде: земельного участка площадью <данные изъяты> га пашни, расположенного по адресу: <адрес >, <адрес >; денежных средств, хранящихся на банковском счете №, открытом в <данные изъяты>
Право на наследование, гарантированное частью 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации, обеспечивает переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определенном гражданским законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Абзацем 2 пункта 2 статьи 218, статьей 1111 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом, при этом, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Пунктом 1 статьи 1112 Гражданского кодекса РФ установлено, что в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Таким образом, предметом наследования в соответствии с положениями закона является имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю.
Согласно пункту 2 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пункт 4 данной статьи).
При рассмотрении гражданского дела № 2-88/2018 судом было установлено, что супруга Бевера Г. (рожденного Агафонова Г.В.) – Агафонова Э.Э. после его смерти совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, приняв в пользование, в частности, оставшиеся после наследодателя личные вещи и документы, в том числе правоустанавливающие на спорный земельный участок и на хранящиеся на банковском вкладе денежные средства.
На основании п. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, принимая во внимание вышеназванные положения закона, обстоятельства дела, суд делает вывод, о том, что требования Агафоновой Э.Э. о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования правомерны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Агафоновой Эльзы Эриховны – удовлетворить в полном объеме.
Признать за Агафоновой Эльзой Эриховной, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженкой <адрес >, <адрес > право собственности в порядке наследования после смерти Бевера Генриха (рожденного Агафонова Геннадия Викторовича), умершего ДД.ММ.ГГ, на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> га, по адресу: <адрес > <адрес >,
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2019 года.
Судья А.Ю. Кунина