Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Красногорск,
Московская область 22 июня 2016 года
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Налапкине А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-398/16 по административному исковому заявлению ООО «У СЕРВИС+» и ООО «Светлый путь» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «У СЕРВИС+» и ООО «Светлый путь» обратились в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих им на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под производственную базу и для размещения объектов производственно-складского назначения, расположенных в Раменском районе Московской области.
Административные истцы просили суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в представленном ими Отчете об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков, получившем положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший Отчет.
В обоснование требований административные истцы ссылались на то, что результаты государственной кадастровой оценки указанных земельных участков повлекли неправомерное увеличение земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости.
С заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков административные истцы обращались в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области. Решением Комиссии от 25 декабря 2015 года заявление истцов, поданное в Комиссию 11 декабря 2015 года, отклонено (л. д. 58-59).
В процессе рассмотрения дела в суде 07 апреля 2016 года по ходатайству представителя административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области была назначена оценочная экспертиза, проведение экспертизы было поручено эксперту <данные изъяты>
По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость спорных земельных участков была определена в ином размере, чем это определено в Отчете оценщика.
В судебном заседании представитель административных истцов подал заявление об уточнении требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере, определенном в экспертном заключении.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области, не оспаривая право истцов на установление кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, возражала против удовлетворения уточненных требований административных истцов, полагала, что установленная в экспертном заключении рыночная стоимость земельных участков является заниженной.
Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области полагала решение на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей, письменных возражений против удовлетворения требований административного истца суду не представили.
Суд, выслушав пояснения, исследовав материалы дела, допросив в судебном заседании эксперта Федотову Н.А., полагает уточненное административное исковое заявление ООО «У СЕРВИС+» и ООО «Светлый путь» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков подлежащим удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу положений п. 1, 5 статьи 65 ЗК РФ, п. 1 статьи 390, п. 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 статьи 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно п. 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.
В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
В соответствии с абз. 1, абз. 37 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности юридического лица - собственника данного земельного участка.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 статьи 24.18).
Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 статьи 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).
Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судом установлено, что ООО «У СЕРВИС+» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 42000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под производственную базу, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира: здание склада, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <данные изъяты>
ООО «Светлый путь» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 21 311 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения объектов производственно-складского назначения, адрес объекта: участок находится примерно в 500 м по направлению на запад от ориентира: д. Жуково, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <данные изъяты>
Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду свидетельствами о государственной регистрации права (л. д. 42, 43).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года №567-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков, категория которых не установлена на территории Московской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель указанной категории на территории Московской области, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по муниципальным районам, городским округам Московской области по состоянию на 01 января 2013 года.
Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года №1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.
Утвержденная Распоряжением №567-РМ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составила 162333780 рублей, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 115779466 рублей (л. д. 44, 45).
В соответствии с представленным суду экспертным заключением эксперта Федотовой Н.А. от 17 мая 2016 года рыночная стоимость спорных земельных участков на дату оценки – 01 января 2013 года составляла:
- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
В судебном заседании эксперт Федотова Н.А. поддержала свое заключение.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена равной их рыночной стоимости в размере, определенном по состоянию на 01 января 2013 года в заключении эксперта.
Оценивая данное экспертное заключение с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к доказательствам с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимосвязи этого доказательства в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется.
Экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате исследования выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Представленное заключение эксперта составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2011 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», противоречий которому судом не установлено.
Будучи допрошенной в судебном заседании эксперт <данные изъяты> дала исчерпывающие, по мнению суда, ответы на все поставленные перед нею вопросы.
Замечания представителя Министерства имущественных отношений Московской области по поводу несоответствия заключения эксперта законодательству об оценочной деятельности в ходе допроса эксперта были экспертом отклонены с убедительной аргументацией своих доводов. Предусмотренных ч. 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для назначения повторной экспертизы (о чем заявляла ходатайство представитель Министерства имущественных отношений Московской области) суд не усматривает.
Каких-либо объективных данных, опровергающих выводы эксперта и свидетельствующих о том, что избранная ею методология оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости земельных участков, суду не представлено.
Доводы представителя административного ответчика о том, что установленная экспертом <данные изъяты> рыночная стоимость спорных земельных участков завышена, по мнению суда, несостоятельны. При этом суд не принимает во внимание ссылку административного ответчика на то, что по трем другим земельным участкам, расположенным в Раменском районе Московской области, решениями суда была установлена рыночная стоимость земельных участков от 1608 рублей за кв. м до 2080 рублей за кв. м, тогда как установленная экспертным заключением рыночная стоимость спорных земельных участков, относящихся к той же категории земель, - менее 1400 рублей за кв. м, - поскольку в данном случае рыночная стоимость определяется индивидуально для каждого конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
С учетом изложенного сомнений в правильности или обоснованности данного заключения у суда не возникает, суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорных земельных участков.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление ООО «У СЕРВИС+» и ООО «Светлый путь» подлежит удовлетворению, а именно: рыночная стоимость спорных земельных участков должна быть определена в размере, установленном в экспертном заключении.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца шестого статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ.
В данном случае заявление ООО «У СЕРВИС+» и ООО «Светлый путь» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области 11 декабря 2015 года и именно эта дата подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости, а установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы с 01 января 2015 года.
Руководствуясь статьями 175-178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «У СЕРВИС+» и Общества с ограниченной ответственностью «Светлый путь» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> поданное в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области 11 декабря 2015 года, - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 42000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под производственную базу, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира: здание склада, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, - <данные изъяты>
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 21 311 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения объектов производственно-складского назначения, адрес объекта: <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, - <данные изъяты>
Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данных земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> включая дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области «11 декабря 2015 года» - в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2015 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Найденова Л.А.