Дело № 2-577/2014
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАТО г. Североморск 06 мая 2014 года
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
Председательствующего судьи Полозовой М.А.,
При секретаре Васько К.Р.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Н.В. к ОАО «73 Управление начальника работ», Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ о понуждении к передаче жилого помещения в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Иванова Н.В. обратилась в суд с иском к ОАО «73 Управление начальника работ» (далее ОАО «73 УНР») о понуждении к передаче жилого помещения в муниципальную собственность.
В обоснование иска указала, что проживает в жилом помещении по адресу: ***, предоставленного ей в качестве общежития по договору найма от 01.12.2011 года.
При приватизации ФГУП «73 УНР» МО РФ путем преобразования в ОАО «73 УНР», в соответствии с Приказом Министра Обороны РФ № 469 от 25.05.2009 года, указанная квартира не включена в перечень имущества, подлежащего приватизации, а также не передано ОАО «73 УНР» на праве хозяйственного ведения либо управления.
При таких обстоятельствах полагает, что в силу положений ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» ответчик обязан был произвести передачу данного жилого помещения в муниципальную собственность, однако, не сделал этого. В следствие чего, истица лишена возможности улучшить свои жилищные права (в том числе путем приватизации квартиры).
Истица Иванова Н.В. будучи извещенной надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. Воспользовалась правом ведения дел через представителя в порядке ст. 48 ГПК РФ.
Захаров Я.А., представляющий интересы Ивановой Н.В. на основании доверенности, в судебных заседаниях 03.04.2014 года и 06.05.2014 года исковые требования поддержал по доводам, приведенным в иске, и дополнительно пояснил, что спорное жилое помещение находилось в хозяйственном ведении ФГУП «73 УНР» МО РФ с 1986 г. и в ходе преобразования в ОАО, а также процедуры банкротства иному лицу не было передано. Сама процедура банкротства предприятия (ОАО «73 УНР») в настоящий момент не окончена.
Просил удовлетворить исковые требования, вопрос о том, на кого из соответчиков возложить обязанности по передаче жилого помещения в муниципальную собственность оставил на усмотрение суда.
Ответчики - ОАО «73 УНР» (в лице конкурсного управляющего), Департамент имущественный отношений Министерства обороны Российской Федерации (привлеченный в качестве соответчика определением суда от 03.04.2014 года), ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ (привлеченное к участию в деле в качестве соответчика определением от 24.04.2014 года), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание представителей не направили, возражений по иску не представили.
Представитель 3-их лиц – Администрации ЗАТО г.Североморск и Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск Шамшутдинов Р.Ш. в судебном заседании 06.05.2014 года, уточнив свою позицию по иску, полагался в разрешении спора на усмотрение суда, пояснил, что в настоящее время ОАО «73 УНР» не является собственником спорного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (в лице Министерства Обороны РФ), на ОАО «73 УНР» в соответствии Приказом Министерства Обороны РФ № 469 от 25.05.2009 года не возложены обязанности по передаче помещений общежития в жилом доме № 28 по ул. Душенова в муниципальную собственность, соответственно, ОАО «73 УНР» не может являться надлежащим ответчиком по делу. Департамент имущественных отношений Министерства Обороны РФ является балансодержателем спорного недвижимого имущества, поскольку при приватизации ФГУП «73 УНР» МО РФ какого-либо изменения статуса собственника жилого помещения не произошло и жилое помещение до настоящего времени находится в федеральной собственности.
Также пояснил, что органы Министерства Обороны РФ, ОАО «73 УНР» не ставили администрацию города и Комитет имущественных отношений в известность о необходимости принятия спорной квартиры в муниципальную собственность.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом из искового заявления и пояснений представителя истца, а также представленных в материалы дела документов, Иванова Н.В. 01.12.2011 г. заключила с ОАО «73 УНР» договор найма на жилое помещение в общежитии – двухкомнатную квартиру ***
18.06.2009 ФГУП «73 УНР» МО РФ преобразовано в ОАО «73 УНР».
Истица, ее представитель, ссылаясь на то обстоятельство, что указанное жилое помещение не было в установленном порядке передано в хозяйственное ведение или оперативное управление ОАО «73 УНР» как правопреемнику ФГУП «73 УНР» МО РФ, при этом оно не было передано и в муниципальную собственность, что нарушает требования ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и жилищные права истицы, просили обязать ответчиков передать спорную квартиру в собственность муниципального образования ЗАТО г.Североморск.
Приходя к выводу об обоснованности исковых требований и приведенных в их обоснование доводов, суд исходит из следующего.
На основании Приказа Министра обороны РФ от 25.05.2009 № 469 приватизировано ФГУП «73 Управление начальника работ» Министерства обороны РФ путем преобразования в ОАО «73 Управление начальника работ». В целях исполнения данного Приказа, в числе прочих мер, утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «73 УНР» МО РФ (Приложение № 1 к Приказу), а также перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП «73 УНР» МО РФ (Приложение № 2 к Приказу).
Согласно Приложению № 2 к Приказу МО РФ от 2009 года к имуществу, не подлежащему приватизации в составе имущественного комплекса предприятия, отнесены квартиры общежития по *** цокольный этаж, литер А, площадью 475 кв.м, в числе которых и спорная квартира ***.
В силу положений ст.18 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В судебном заседании установлено, что переход права на спорное жилое помещение (собственником которого, согласно свидетельства о государственной регистрации права 51-АВ 111330 от 13.02.2009 является Российская Федерация), находившееся в хозяйственном ведении ФГУП «73 УНР» МО РФ в ходе преобразования предприятия в ОАО «73 УНР» в установленном порядке оформлен не был, однако и в муниципальную собственность квартира до настоящего времени не передана, в реестре муниципального имущества ЗАТО г.Североморск не числится.
Данное обстоятельство ответчиками и представителем 3-их лиц в судебном заседании не оспаривалось.
В соответствии с п.1 ст.30 Федерального закона объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:
объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых;
объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения;
детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей);
жилищного фонда и объектов его инфраструктуры;
объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
Изменение назначения указанных в настоящем пункте объектов осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 данной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
С учетом приведенных норм, а также учитывая, что согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости принадлежит Российской Федерации (в лице уполномоченных органов Министерства Обороны РФ), суд приходит к выводу, что имущество, не подлежащее приватизации в составе имущественного комплекса предприятия ОАО «73 Управление начальника работ», подлежит передаче в ведение органам местного самоуправления в соответствии с законодательством о приватизации жилищного фонда.
Таким образом, в целом суд признает иск обоснованным.
При решении вопроса о возложении обязанности по исполнению настоящего решения суда на ответчиков суд исходит из следующего.
В соответствии с Федеральным Законом «Об обороне», Указом Президента РФ от 16.108.2004 года № 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у подведомственных Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а также по реализации полномочий Министра обороны Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ с федеральным участием.
Департамент имущественных отношений Минобороны России в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 335, осуществляет реализацию указанных полномочий по управлению имуществом Минобороны России.
Основными направлениями деятельности Департамента имущественных отношений по использованию военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, являются:
передача в аренду;
передача в безвозмездное пользование;
передача в оперативное управление государственным учреждениям Министерства обороны Российской Федерации и казенным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации;
передача в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации;
передача земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование;
передача в собственность муниципальных образований и субъектов Российской Федерации;
передача в казну Российской Федерации;
реализация имущества, неиспользуемого для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
Департамент имущественных отношений, в свою очередь, реализует возложенные на него функции через соответствующие территориальные управления.
Таким образом, суд полагает надлежащим ответчиком по делу Департамент имущественных отношений Министерства Обороны РФ и обязывает названного ответчика (в лице ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ) передать жилое помещение, расположенное по адресу: г.Североморск, ул.Душенова, д.28, кв.19, в муниципальную собственность.
С учетом вышеизложенного, а также учитывая, что ОАО «73 Управление начальника работ» в связи с приватизацией ФГУП «73 УНР» МО РФ с мая 2009 года не имеет полномочий по управлению спорным имуществом, названное лицо суд от ответственности по настоящему делу освобождает.
Суд рассматривает дело на основании представленных сторонами доказательств с учетом положений ст.56-57 ГПК РФ и, согласно ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановой Н.В. – удовлетворить.
Обязать Департамент имущественных отношений Министерства Обороны РФ (в лице ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ - г.Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 5) передать в муниципальную собственность муниципального образования ЗАТО г.Североморск жилое помещение – квартиру ***.
ОАО «73 Управление начальника работ» от ответственности по настоящему делу освободить.
Ответчики вправе подать в Североморский районный суд заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения. Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявлений об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этих заявлений.
Председательствующий М.А. Полозова