ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №33-7063/2018
г.Уфа 11 апреля 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Александровой Н.А., Минеевой В.В.,
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.,
при секретаре Кашапове Д.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 февраля 2018 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Минеевой В.В., судебная коллегия по гражданским делам
у с т а н о в и л а:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы обратился в суд с исковым заявлением в интересах Имамутдинова А.Р. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы проведена поверка по обращению Имамутдинова А.Р. об оказании помощи по предоставлению жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата мать заявителя Имамутдинова И.О. и отец заявителя Имамутдинов Р.Ф. лишены родительских прав. Имамутдинов А.Р. воспитывался с .... в ... 16 июня 2010 г. закончил ... г. Уфы. Распоряжением главы администрации адрес городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 30 июля 2015 г. № 990-р Имамутдинов А.Р. принят на учет для получения жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений по договору найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложено на органы местного самоуправления. В нарушение вышеуказанных требований законодательства Имамутдинову А.Р. до настоящего времени администрацией городского округа г. Уфы Республики Башкортостан не предоставлено жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Тем самым нарушены жилищные права Имамутдинова А.Р., который имеет право на дополнительные гарантии по специальной поддержке со стороны государства. Имамутдинов А.Р. не может самостоятельно обратиться в суд и в полной мере защищать свои права из – за отсутствия денежных средств для оплаты услуг адвоката, юридическими познаниями не обладает.
В связи с этим истец просит обязать администрацию городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, администрацию Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан предоставить Имамутдинову А.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м. и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 февраля 2018 г. исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах Имамутдинова А.Р. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет, удовлетворены, постановлено: обязать администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан предоставить Имамутдинову А.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м. и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. Этим же решением в удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах Имамутдинова А.Р. к администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет, отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указывая в обоснование жалобы на то, что обеспечение данной категории граждан зависит от выделения лимитов из бюджета Республики Башкортостан городскому округу г. Уфа РБ на приобретение жилья.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав прокурора Фахретдинову Ю.Ю., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
На основании статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статьям 1, 2 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан, в частности, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Пунктом 2 Решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 8 июня 2006 г. № 12/22 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа город Уфа РБ» установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере 14 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно пунктам 8.1 - 8. 5 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2013 г. № 407 «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан», жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются:
а) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
б) детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Порядком, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения для детей-сирот предоставляются указанным лицам на основании списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список.
Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно:
а) общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение;
б) жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы права и пришел к выводу о том, что государственные полномочия по обязательному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, возложены на администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан, однако в отношении Имамутдинова А.Р. обязанности ответчиком о предоставлении жилого помещения в настоящее время не исполнены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Так, из материалов дела усматривается, что родителями Имамутдинова А.Р. дата года рождения, являются Имамутдинова И.О., Имамутдинов Р.Ф.
Вступившим в законную силу решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 февраля 2001 г. Имамутдинова И.О. и Имамутдинов Р.Ф. лишены родительских прав в отношении своего сына Имамутдинова А.Р.
Распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан от 11 февраля 2015 г. № 202-р установлен факт невозможности проживания Имамутдинова А.Р. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: адрес.
Постановлением главы администрации Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан от 30 июля 2015 г. № 990-р Имамутдинов А.Р. принят на учет для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время Имамутдинов А.Р. принят на учет для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, однако жилым помещением не обеспечен.
Также судом были приняты во внимание те обстоятельства, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан, в частности, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, а минимальный размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет 14 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г.Уфы, действующего в интересах Имамутдинова А.Р.
С данным решением судебная коллегия соглашается, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Анализ положений статей 1, 2 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», при установленных судом обстоятельствах свидетельствует о наличии у органа местного самоуправления, в данном случае, администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, обязанности по предоставлению Имамутдинову А.Р. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение данной категории граждан зависит от выделения лимитов из бюджета Республики Башкортостан городскому округу г. Уфа на приобретение жилья не содержит каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю.Кривцова
Судьи Н.А.Александрова
В.В.Минеева
Справка: судья А.М. Легостаева