Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-869/2019 ~ М-723/2019 от 18.07.2019

Дело №2-869/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 сентября 2019 года    г.Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Пищиковой Л. А..

при секретаре Головниной В.В.,

с участием истца Мансурова Т.Р.,

представителя ответчика Чайниковой Л.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мансурова Т. Р. к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения» о возложении обязанности поставить на регистрационный учет, признании безработным, предоставлении государственных услуг и взыскании пособия, компенсации морального вреда,

установил:

Мансуров Т.Р. обратился с иском к ГКУ «Центр занятости населения», просит принять меры реагирования по защите его нарушенных прав в частности право на защиту от безработицы; принять меры реагирования на незаконные действия ответчика, обязать поставить его на регистрационный учет с 01.02.2019 г., признать безработным с 01.02.2019 г., поставить на учет в качестве безработного с 01.02.2019 г., внести в базу данных (регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения) от 01.02.2019 г., выплатить пособие по безработице с 01.02.2019 г. за 6 месяцев по минимальной ставке 1 500 рублей за месяц, предоставить государственные услуги и получение содействия в поиске работы, в частности помощь в переквалификации и прохождении профессионального обучения и других услуг, взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей, расходы связанные с рассмотрением гражданского дела 599 рублей, моральный ущерб 1 рубль.

В обоснование иска указано, что Мансуров Т.Р. 01 февраля 2019 г. обратился в ГКУ ЦЗН для получения государственных услуг и получению содействия в поиске работы; в частности помощь в переквалификации и прохождении профессионального обучения. Были предоставлены документы: паспорт, документ об образовании, ИНН, СНИЛС, свидетельство о регистрации по месту пребывания. При устном обращении о принятии на учет в качестве безработного истцу было отказано, поскольку в паспорте нет регистрационной отметки о месте жительства на территории <адрес>.

На территории <адрес> истец имеет временную регистрацию сроком от 19.01.2017 г. по 17.01.2022 г. Постоянная регистрация в паспорте отсутствует, поскольку при смене паспорта в 2009 г. при достижении 21 года истец проживал в другом городе. Истец родился в <адрес> и постоянно проживал до 2006 г., учился в <адрес> городской гимназии. С 2017 г. снова постоянно проживает в <адрес>. С 24.01.2017 по 14.01.2019 г. осуществлял уход за нетрудоспособным гражданином на территории <адрес>.

05 февраля 2019 г. истец обратился с досудебной претензией (жалобой) в ГКУ ЦЗН. Получил ответ 18 февраля 2019 г., в котором сообщалось, что причиной отказа при признании истца безработным является отсутствие в паспорте регистрационной отметки о постоянном месте жительства. При обращении в Министерство социального развития Пермского края также получил ответ, в котором сообщалось, что причиной отказа является отсутствие в паспорте регистрационной отметки о постоянном месте жительства. Также обращался в прокуратуру Нытвенского района. Прокурорская проверка выявила нарушения требований законодательства о занятости населения. Отсутствие регистрации по месту жительства при наличии временной регистрации по месту пребывания не является основанием для отказа в регистрации в качестве безработного и назначения пособия по безработице и других услуг.

Истец Мансуров Т.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, пояснил, что письменно к ответчику обратился 05.02.2019г. с досудебной претензией, просил поставить на учет. Указал, что постоянной регистрации в <адрес> не имеет. По месту пребывания был зарегистрирован с 19.01.2017 г. на срок до 17.01.2022 по адресу <адрес>. На момент обращения в ЦЗН, 01.02.2019г., являлся безработным, нигде не был устроен, не получал выплаты, субсидии. 01.02.2019г. приходил в ЦЗН и просил оказать услугу, обратился с устным заявлением к инспектору, чтобы признали безработным и поставили на учет, отказали. Хотел получить услугу по переквалификации. Подавал паспорт, диплом, СНИЛС, свидетельство о регистрации и другие документы. Жилое помещение по <адрес>, принадлежит отцу ФИО 1 По результатам прокурорской проверки от 04.03.2019г выявлены нарушения законодательства. После ответа прокурора 30.05.2019г. обратился в ЦЗН. 30.05.2109г. его согласились зарегистрировать, признать безработным. Но по техническим причинам не смогли зарегистрировать, внести в базу задним числом от 02.02.2019г. Просит поставить его на регистрационный учет с первого дня обращения, признать безработным, выплатить пособие по безработице. Считает, что ему причинен моральный вред, поскольку полгода переживает, были нарушены его права, ощущает внутренний дискомфорт, сорвалась работа.

Представитель ответчика Чайникова Л.В. в судебном заседании не согласилась с иском, пояснила, что 14.01.2019г. истец обратился первый раз в центр занятости. 20.12.2018г. он не обращался. Было выяснено, что он осуществлял уход за престарелым, по личному заявлению снят с учета. 01.02.2019 истец не обращался с заявлением о постановке на учет и признании его безработным. 05.02.2019 он обращался непосредственно к ней на личный прием как к руководителю, ему было разъяснено, что необходимо обратиться в суд для установления факта постоянного места жительства. 30.05.019 он снова обратился в ЦЗН, его зарегистрировали. Истец хочет быть признан безработным с 01.02.2019, но никакие документы он не заполнял, потому что до специалиста он не дошел, ему было рекомендовано обратиться в другой кабинет. Первичную консультацию дают в шестом кабинете. 30.05.2019г. он уже предоставил документы, принес свое заявление, сел заполнять документы. Истец был не согласен на передачу персональных данных третьим лицам. 30 числа он вообще отказался от подписания всех документов. Готовы были его поставить на учет с 30.05.2019, но не с 01.02.2019, если бы он обратился 01.02.2019. его зарегистрировали в качестве ищущего работу. В предоставлении услуг истцу не отказывали, статус безработного присваивается при наличии у гражданина данных о месте жительства заверенных печатью. Задним числом его не могли оформить, потому что он пришел 30.05.2019. 5.02.2019 на постановку на учет не претендовал. Ему было разъяснено, что он обращается со всеми документами на первичный прием, статус безработного не получит без прописки в паспорте. Причина не постановки на учет - отсутствие оттиска синей печати в паспорте в графе регистрации, в остальных услугах не отказывают. Каждый раз при обращении гражданина формируется новое дело. Возможно истец 01.02.2019г. приходил, но заявление, анкету, он не заполнил, не получил услугу. Человек пришел не вставать на учет, он пришел на личный прием, ему было рекомендовано обратится 05.02.2019 г. к специалисту. Порядок признания гражданина безработным, назначения ему пособия состоит в том, что гражданин обращается в ЦЗН, его данные заносят в регистрацию, выкатывается карточка, проверяется наличие документов. В течение 10 дней присваивается статус безработного. С момента предоставления справки назначается пособие по безработице, на какой срок и в каком размере назначается индивидуально.

Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, просит провести заседание без его участия, поддерживают доводы, изложенные в ранее направленных возражениях.

Свидетель свидетель 1 в судебном заседании пояснила, что Мансуров Т.Р. 14.01.2019 г. обращался в ЦЗ. Ставила его на учет как гражданина ищущего работу. После 14.01.2019г. Мансурова в ЦЗН больше не видела. В ее обязанности как ведущего инспектора входит постановка на учет граждан, ищущих работу для трудоустройств, подбираются вакансии. В кабинете находится второй сотрудник, тоже инспектор, у него аналогичные обязанности. Когда Мансуров приходил вставать на учет, документы были, никто не отказал, в базу завела, назначила на следующую явку. Факты устных обращений регистрируются: человек садится за стол, консультация заносится в базу. Бланк о постановке в качестве безработного дается всем, даже если есть какие-то недочеты в документах, никому не отказывают, всех заносят в базу. По желанию Мансурова пройти переквалификацию, направляла его к профконсультанту. Если у гражданина отсутствует штамп о постоянной регистрации по месту пребывания, жительства, он ставится на учет, но статус безработного не получает. Постоянная прописка на территории района должна быть, это законом определено.

Суд, заслушав истца, представителя ответчика, свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2).

Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Согласно ст. 3 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством РФ.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

При регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета (пункт 2 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2012 года N 891). Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (пункт 7 указанных Правил).

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице.

В силу ст.31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (ч.1).

2. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

3. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

6. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

8. Порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно 2 ст.30 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 26.03.2019) утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, согласно которым регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.

3. Постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов:

а) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;

б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).

4. При постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе следующие документы:

а) трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты;

б) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;

в) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы);

г) документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

д) документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

5. Постановка на регистрационный учет осуществляется путем внесения государственными учреждениями службы занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в предъявленных гражданами документах, а также даты обращения гражданина в указанное учреждение, являющейся датой постановки на регистрационный учет.

6. При постановке на регистрационный учет граждане письменно (под роспись) уведомляются о том, что они зарегистрированы в целях поиска подходящей работы в государственном учреждении службы занятости населения.

Согласно копии свидетельства о рождении Мансуров Т. Р. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Имеется отметка о выдаче ДД.ММ.ГГГГ паспорта серии .

Копией аттестата о среднем (полном) общем образовании подтверждается, что Мансуров Т.Р. в ДД.ММ.ГГГГ. окончил МОУ гимназию <адрес> (л.д. 25).

ДД.ММ.ГГГГ Мансурову Т.Р. выдан Диплом серии об окончании <данные изъяты> (л.д. 26).

Из свидетельства о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Мансуров Т.Р. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, с 19.01.2017 г. по 17.01.2022 г. (л.д. 17).

В уведомлении УПФР в Нытвенском районе имеются сведения об обращении с заявлением о прекращении осуществления компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами в связи с прекращением осуществления ухода за ФИО2 (л.д. 28).

05.02.2019 г. Мансуров Т.Р. обратился с досудебной жалобой в ГКУ ЦЗН, где указывает, что 01.02.2019 г. обратился в ГКУ ЦЗН для получения государственных услуг и получению содействия в поиске работы, в частности помощь в переквалификации и прохождении профессионального обучения. При регистрации и признании безработным было отказано, т.к. не было постоянной регистрации в паспорте в графе место жительства. Просит поставить его на регистрационный учет, предоставить требуемые по закону государственные услуги, жалобу рассмотреть в течение 15 дней (л.д. 10).

18.02.2019 г. ГКУ ЦЗН Нытвенского района сообщает, что 14.01.2019 г. Мансуров Т.Р. обратился в ГКУ ЦЗН Нытвенского района, предоставив документы: паспорт гражданина РФ, документы, удостоверяющие квалификацию. При изучении паспорта гражданина РФ, стало известно, согласно регистрационной отметке, что постоянное место жительства отсутствует. Дополнительно были предоставлены свидетельство о регистрации по месту пребывания и справка из Управления Пенсионного фонда РФ об осуществлении ухода за нетрудоспособным гражданином. Специалистом службы занятости было разъяснено, что при наличии предоставленных документов, он поставлен на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. Было рекомендовано завершить осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином, путем обращения в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ по месту жительства и предъявить документ подтверждающий место жительство на обслуживаемой службой занятостью территории <адрес>. В ходе посещения службы занятости были оказаны государственные услуги по подбору подходящей работы и оказана услуга по подбору профессии. 21.01.2019 г. от Мансурова Т.Р. поступило письменное заявление об отказе от посредничества органов службы занятости, в связи с чем он был снят с регистрационного учета. 01.02.2018 г. повторно обратился, сообщив, что прекратил осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином и о желании быть признанным безработным для получения государственной услуги по организации прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.    Указано, что Мансуров Т.Р. не может быть признан безработным, в связи с тем, что у него отсутствует документ, подтверждающий постоянное место жительства на обслуживаемой службой занятостью территории <адрес> (л.д. 9).

04.03.2019 г. Мансуров Т.Р. обратился с заявлением к прокурору Нытвенского района, где просит оказать содействие в постановлении его на регистрационный учет в центр занятости населения и оказать содействие в предоставлении государственных услуг, принять меры прокурорского реагирования (л.д. 11).

В сообщении прокуратуры Нытвенского района от 03.04.2019 г. указано, что проведенной проверкой выявлены нарушения требований законодательства о занятости населения. По результатам проверки директору ГКУ ЦЗН Пермского края внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д. 12).

30.05.2019 Мансуров Т.Р. обратился в ГКУ ЦЗН с заявлением, в котором просит зарегистрировать и признать его безработным от 01.02.2019 г. Предоставить получение государственной услуги и получить содействие в поиске работы, в частности помощь в квалификации и прохождении профессионального обучения и другую полагающуюся по закону помощь с момента обращения 01.02.2019 г. (л.д. 13).

При обращении в Министерство социального развития Пермского края 18.06.2019 Мансуров Т.Р. просит принять меры административного воздействия на сотрудников ГКУ ЦЗН, посодействовать в постановке на регистрационный учет, предоставить государственные услуги, признать безработным с 01.02.2019 (л.д. 14).

При ответе 28.06.2019 г. Министерство социального развития Пермского края сообщает, что местом жительства может считаться только то помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает и в котором он зарегистрирован по месту жительства и факт регистрации зафиксирован в паспорте гражданина РФ. В виду отсутствия регистрации по месту жительства, не может быть признан безработным в установленном законом порядке (л.д. 15-16).

Согласно Уставу, выписки из ЕГРЮЛ, к видам деятельности Центра занятости населения Пермского края относится, в т.ч. регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан.

В судебном заседании обозрено надзорное (наблюдательное) производство по обращениям Мансурова Т.Р., из которого следует, что Мансуров Т.Р. обратился в прокуратуру Нытвенского района 04.03.2019 г. с просьбой оказать содействие в постановлении на регистрационный учет в центр занятости. По результатам проверки директору ГКУ ЦЗН Пермского края вынесено представление об устранении нарушений законодательства о занятости.

Истцом в материалы дела представлена копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из которых следует, что в период с 01.01.2017 г. по 31.01.2019 г. Мансуров Т.Р. осуществлял уход за лицом, достигшим возраста 80 лет. С 01.02.2019 по настоящее время сведения об осуществлении им трудовой деятельности, в т.ч. деятельности по гражданско-правовым договорам отсутствуют.

В гарантийном письме указано, что ООО <данные изъяты> гарантирует Мансурову Т.Р. предоставление работы в качестве водителя категории «В, С, Е».

Представителем ответчика представлена копия карточки персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, от 14.01.2019 г., где имеется отметка о желании пройти профобучение, представлен паспорт, диплом. В листе учета посещений гражданина назначена явка на 21.01.2019 г., подпись гражданина отсутствует. 21.01.2019 г. Мансуров Т.Р. просит снять его с учета, от услуг службы занятости отказывается. Приказом от 21.01.2019 г. прекращено предоставление государственной услуги содействия в поиске подходящей работы с одновременным снятием гражданина с регистрационного учета, в связи с отказом от посредничества органов службы занятости.

15.07.2019 г. Приказом Мансуров Т.Р. снят с регистрационного учета (личное дело от ДД.ММ.ГГГГ ) в целях поиска подходящей работы в связи с длительной неявкой гражданина в органы службы занятости без уважительных причин.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств установлено, что

Мансуров Т.Р. 14.01.2019 обратился в ГКУ Центр занятости населения Нытвенского района Пермского края за содействием в поиске подходящей работы, представив паспорт, где отсутствует отметка о регистрации по месту жительства и документ, удостоверяющий квалификацию – диплом, а так же свидетельство о регистрации по месту пребывания. 21.01.2019 директором учреждения принят Приказ о прекращении предоставления государственной услуги содействия в поиске подходящей работы с одновременным снятием гражданина с регистрационного учета в связи с отказом от посредничества органов службы занятости. Соответственно, Мансуров Т.Р. в период с 14.01.2019 по 21.01.2019 находился на регистрационном учете как гражданин с целью поиска подходящей работы, сведения о котором были занесены в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения.

01.02.2019 г. Мансуров Т.Р. вновь обратился в ГКУ ЦЗН для регистрации и признания его безработным для получения дополнительного профессионального образования. Данный факт подтверждается письменным ответом ГКУ ЦЗН Нытвенского района от 18.02.2019 исх. (л.д. 9), Актом проведения внеплановой проверки территориального отдела по Нытвенскому району ГКУ ЦЗН Пермского края от 15.03.2019, находящимся в материалах надзорного производства Прокуратуры Нытвенского района. Однако, его обращение в установленном законом порядке не было зарегистрировано, поскольку отсутствовала отметка в паспорте гражданина Российской Федерации Мансурова Т.Р. о месте его постоянного проживания, несмотря на то, что ранее Мансуровым Т.Р. предоставлялись необходимые документы, в т.ч. Свидетельство о временной регистрации, где местом жительства на день обращения Мансурова Т.Р. указано <адрес>.

Письмом ответчика от 18.02.2019 и объяснениями представителя ответчика подтверждается, что основанием для отказа в признании истца безработным явилось исключительно отсутствие у него регистрации по месту жительства.

Как установлено ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы; не явившихся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в ст. 2 настоящего Закона.

При этом перечень случаев, при которых граждане не могут быть признаны безработными, изложенный в ст. 3 названного Закона является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Он не содержит такого основания, позволяющего не признать гражданина безработным, как наличие временной регистрации по месту пребывания, отсутствие постоянной регистрации.

Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

На основании статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Аналогичные положения закреплены в абзаце 2 пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713.

Согласно статьям 1 и 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в определении от 5 октября 2000 года N 199-О указал, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в ст. 20 ГК РФ, Законе РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, необязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Анализ вышеуказанных норм позволяет прийти к выводу, что место жительства не определяется исключительно фактом регистрации по месту жительства, административный акт является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт проживания гражданина в определенном месте.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2003 года N 105-О. содержится правовая позиция, согласно которой введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. При этом данная правовая позиция не означает, что учет безработных граждан возможен только при наличии у гражданина регистрации по месту жительства.

Таким образом, решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости, а регистрация безработных граждан - осуществляется по месту жительства таких граждан.

В пункте 4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года N 7-п также даны разъяснения о том, что регистрация по месту жительства необходима для урегулирования административно-правовых отношений и имеет своей целью административный учет, носящий уведомительный характер.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 06.02.2003 года N 105-О, федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по регулированию общественных отношений, предусмотренных Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации", определил в нем правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и установил гарантии реализации гражданами права свободно избирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3 Конституции Российской Федерации). Такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по его месту жительства.

В связи с изложенным: отсутствие у Мансурова Т.Р. регистрации по месту жительства при наличии временной регистрации по месту пребывания само по себе не является основанием для отказа в регистрации в качестве безработного. Поскольку заявитель на момент обращения в ГКУ ЦЗН Нытвенского района постоянно проживал по адресу: <адрес>, то есть в районе деятельности территориального отдела ГКУ ЦЗН Пермского края, иной регистрации по месту жительства не имел, оснований для отказа в его регистрации в качестве безработного не имелось.

Проверяя доводы истца о нарушении его права на получение мер социальной поддержки, и установив, что Мансуров Т.Р. является трудоспособным гражданином, не имеющем работы и заработка, ищет работу и готов приступить к ней, суд приходит к выводу о незаконности отказа ответчика в признании истца безработным, поскольку наличие временной регистрации по месту жительства само по себе не может являться основанием для отказа в регистрации путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения и признании лица безработным.

Принимая во внимание, что истец ранее был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы, с последующим прекращением ему государственной услуги в связи с отказом от посредничества органов службы занятости, его данные были занесены в регистр получателей государственных услуг, Мансуров Т.Р. имел право быть признанным безработным с момента следующего обращения - 01.02.2019 с назначением пособия по безработице.

Данных о том, что истец относится к категории граждан, которые в силу пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не могут быть признаны безработными, ответчиком вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе, начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Для лиц впервые ищущих работу (ранее не работавших) период выплаты пособия составляет в суммарном исчислении не более 3 месяцев в течение 12 месяцев. Истечение установленных сроков влечет за собой прекращение выплаты пособия по безработице ( п.4 ст.31 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ).

Из приведенных законоположений следует, что пособие по безработице, Мансурову Т.Р. как лицу в статусе безработного впервые ищущего работу (ранее не работавшему) может быть назначено не более чем в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента сроком на 3 месяца в течение 12 месяцев.

На основании изложенного требования Мансурова Т.Р. о выплате пособия по безработице с 01.02.2019 г. за 6 месяцев по минимальной ставке 1 500 рублей за месяц подлежит удовлетворению частично, т.е. в части срока выплаты данного пособия, начиная с 01.02.2019 по 30.04.2019, всего 3 месяца. Требований о взыскании с ответчика пособия по безработице в размере, увеличенном на размер районного коэффициента (15%) истцом не заявлено. В силу норм ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и не вправе выйти за их пределы.

Поскольку основные требования истца полежат удовлетворению, следовательно и вытекающие из него требования о возложении на ответчика обязанности внести в базу данных (регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения) сведения в отношении Мансурова Т. Р. с 01.02.2019 года, подлежат удовлетворению.

При разрешении требований истца о взыскании компенсации морального вреда суд принимает ко вниманию следующее.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд учитывает степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Суд, исходя из характера заявленных истцом основных требований, полагает необходимым отказать в удовлетворении требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, поскольку в соответствии со ст.151 ГК РФ компенсация морального вреда при нарушении имущественных прав гражданина возможна только в случаях, предусмотренных законом. Доказательств того, что действиями ответчика причинен вред жизни или здоровью Мансурова Т.Р., в деле не имеется. Кроме того, истцом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие физических и нравственных страданий, причиненных ответчиком при нарушении его неимущественных прав.

Истцом также заявлено требование о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 руб., расходов связанных с рассмотрением дела 599 руб.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст.88 ГПК РФ).

С ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме 500 рублей = 300 руб. по требованиям неимущественного характера и 200 руб. по требованиям имущественного характера с учетом пропорционального удовлетворения судом размера исковых требований. Данные расходы подтверждаются документально. В остальной части требований о взыскании расходов по оплате государственной пошлины, истцу следует отказать.

Суд так же считает необходимым отказать истцу в удовлетворении требований о взыскании с ответчика расходов в сумме 599 руб. 00 коп., поскольку достоверных и относимых доказательств, подтверждающих, что Мансуров Т.Р. понес такие расходы фактически в связи с обращением в суд по указанным выше требованиям, материалы дела не содержат.

Судом рассмотрен иск в пределах заявленных требований, с учетом представленных сторонами доказательств, которые оценены в их совокупности, с учетом относимости и допустимости, в соответствии с требованиями ч.1 ст. 56, 59, 60, 67, 196 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ 01 ░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░

01    ░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░.
01 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 01.02.2019 ░░ 30.04.2019 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 500 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 1 ░░░░░ 00 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 799 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.

2-869/2019 ~ М-723/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мансуров Тимур Рафаэлович
Ответчики
ГКУ "Центр занятости населения"
Другие
Министерство социального развития Пермского края
Суд
Нытвенский районный суд Пермского края
Судья
Пищикова Л.А.
Дело на сайте суда
nytva--perm.sudrf.ru
18.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2019Передача материалов судье
23.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.08.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.09.2019Предварительное судебное заседание
16.09.2019Судебное заседание
18.09.2019Судебное заседание
25.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2019Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее