Решение по делу № 2-174/2015 ~ М-167/2015 от 17.04.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2015 года                 с.Сергокала

Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Курбангаджиева М.С.,

с участием адвоката ФИО5, представляющей интересы истца,

при секретаре Османовой-Абакаровой З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Правительству Республики Дагестан, Главному управлению МЧС России по Республике Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан и администрации муниципального района «Сергокалинский район» Республики Дагестан о признании незаконными бездействия ответчиков по выплате компенсации в связи с утратой имущества и домовладения в результате ливневых дождей, о взыскании с Министерства финансов РД за счет Казны Республики Дагестан в его пользу материального ущерба, причиненного в результате ливневых дождей, и единовременной материальной помощи,

установил:

ФИО1 М.И. обратился в суд с иском к Правительству Республики Дагестан, Главному управлению МЧС России по Республике Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан и администрации муниципального района «Сергокалинский район» Республики Дагестан о признании незаконными действия (бездействия) ответчиков по не рассмотрению обращения № 343 от 27 августа 2013 года главы администрации МР «Сергокалинский район» на выплату компенсации в связи с утратой имущества и домовладения в результате ливневых дождей и взыскании с Министерства финансов РД за счет Казны Республики Дагестан в его пользу материального ущерба в размере 5639865 рублей, причиненного в результате ливневых дождей, и единовременной материальной помощи в размере 100000 (ста тысяч) рублей.

Иск мотивирован тем, что 25 августа 2013 года с 16 до 19 часов на территории Сергокалинского района РД наблюдались сильные ливневые дожди. При месячной норме выпадения осадков 43 мм. выпало 96 мм.. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что по п. «в» чрезвычайной ситуацией межмуниципального характера является ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей. Из акта № 3 от 26 августа 2013 года совместной комиссии усматривается, что на территории Сергокалинского района РД с 16 часов 00 минут по 19 часов 25 минут действительно наблюдался сильный ливневый дождь, вызвавший склоновые потоки. В результате нанесен следующий ущерб: разрушены с утратой имущества в с.Сергокала - 5 домов, получили повреждения домостроения; размыты автомобильные внутрисельские дороги и дороги местного значения в селения: Мюрего, Новомугри, Сергокала, Ванашимахи, Аялизимахи, Кичимагри, Маммаул, Мургук и Урахи. Работает комиссия для уточнения причиненного материального ущерба в рублевом эквиваленте. Согласно постановлению № 179 от 26 августа 2013 года на территории МР «Сергокалинский район» объявлен режим чрезвычайной ситуации. Постановлением № 180 от 27 августа 2013 года в связи со стабилизацией обстановки, режим чрезвычайной ситуации отменен. Таким образом, вышеуказанными доказательствами подтверждается введение режима чрезвычайной ситуации межмуниципального характера и это обстоятельство ответчики не отрицают. Факт повреждения (разрушения) принадлежащего ему жилого дома № 8, расположенного по адресу пер. Гвардейский, сел. Сергокала Сергокалинского района РД, подтверждается техническим заключением, которым установлено, что дом подлежит сносу и дальнейшему проживанию непригоден. В этой связи 26 августа 2013 года он обратился с просьбой к администрации МР «Сергокалинский район» об оказании материальной помощи для восстановления разрушенного дома. Но до сегодняшнего дня выплата ему не произведена и помощь не оказана. На его расспросы администрация поясняет, что они обратились в Правительство РД 27 августа 2013 года письмом № 343 с просьбой оказать финансовую помощь из республиканского бюджета, но письмо не возвращено и не рассмотрено, поручения Правительства РД и ГУ МЧС России по РД о подготовке и представлению им материала нет, в связи с чем администрацией не были подготовлены и направлены материалы. На обращение пострадавших по данному факту руководитель ГКУ РД «Центр ГО и ЧС» ФИО3 своим письмом от 24 июля 2014 года отвечает, что в ГКУ МЧС России по РД обращение и перечень документов по инструкции от 25 ноября 2010 года администрацией МР «Сергокалинский район» не представлены, по данному вопросу поручения Правительства РД не было. Однако, оказалось, что вывод руководителя ГКУ РД «Центр ГО и ЧС» об отсутствии обращения администрации Сергокалинского района не соответствует фактическим обстоятельства и вывод, что администрация МР не представила перечень документов в ГУ МЧС России по РД, не соответствует требованиям инструкции от 25 ноября 2010 года и Постановлению Правительства РД № 459. Постановлением Правительства РД от 21 декабря 2009 года № 459 установлены Правила выделения средств из резервного фонда Правительства РД. Согласно п. 2. Правил финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) производится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, республиканских органов исполнительной власти, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств республиканские органы исполнительной власти, администрации районов и городов не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство РД с просьбой о выделении средств из резервного фонда. В обращении должны быть указаны данные о количестве погибших и пострадавших людей, размере материального ущерба, размере выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств организаций, органов местного самоуправления, республиканских органов исполнительной власти, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов. Обращение, в котором отсутствуют указанные сведения, возвращается без рассмотрения. 18 марта 2015 года ГУ МЧС России по РД по поручению Правительства РД от 6 марта 2015 года отвечает адвокату, что на запрос предоставить копию обращения администрации МР «Сергокалинский район» в Правительство РД об оказании финансовой помощи из республиканского бюджета на ликвидацию последствий стихии, имевшей место 25 августа 2013 года на территории Сергокалинского района РД, направляем копию запрашиваемого письма и к указанному ответу приложено письмо № 343 от 27 августа 2013 года. Письмо за № 343 ответчик ГКУ «Центр ГО и ЧС» в своих ответах не расценивает, как обращение, что противоречит ответу № 23/1702 от 18 марта 2015 года. На повторное обращение адвоката о предоставлении сведений о направлении Правительством РД обращения № 343 от 27 августа 2013 года для исполнения, дан ответ о направлении Батырбиеву письма № 343 с визой «Прошу рассмотреть», подписанное 10 сентября 2013 года заместителем председателя Правительства ФИО12 Р.. Убедительным доводом является то обстоятельство, что обращение № 343 ответчиками до сегодняшнего дня не возвращено как не соответствующее инструкции и ввиду отсутствия необходимых сведений, как это предусмотрено Постановлением Правительства РД № 459 от 21 декабря 2009 года. Для проведения сравнения и анализа произведения предыдущих выплат по аналогичным ситуациям был направлен запрос в администрацию МР «Сергокалинский район». На это получен ответ, что 17-19 мая 2013 года на территории Сергокалинского района наблюдались ливневые дожди с усилением ветра, что подтверждается актом № 1 от 20 мая 2013 года. По данному факту проинформированы председатель Правительства РД письмом за исходящим № 182 от 20 мая 2013 года и начальник ГУ МЧС РФ по РД (исх. № 183 от 20 мая 2013 года). Из текста писем № 182 от 20 мая 2013 года и № 343 от 27 августа 2013 года следует, что они идентичны слово в слово. Несмотря на это, ответчик - ГУ МЧС РФ по РД письмо № 182 расценивает как обращение администрации, а письмо № 343 - как информационное письмо. Письмо № 182 рассмотрено и исполнено Правительством РД. Следовательно, ответчик - ГКУ «Центр ГО и ЧС» не имел законных оснований не исполнять обращение за № 343. Также ошибочным является ответ ГУ МЧС РФ по РД от 24 июля 2014 года о том, администрация Сергокалинского района не представила в ГУ МЧС РФ по РД перечень документов, поскольку согласно п. 2.3 Правил выделения бюджетных ассигнований по Постановлению Правительства № 459 документы администрацией представляются после рассмотрения комиссией в составе ГУ МЧС РФ по РД вопроса о выделении средств из резервного фонда Правительства РД. До настоящего времени комиссия не создана, вопрос по обращению № 343 не рассмотрен. При таких обстоятельствах следует полагать, что действия ответчика ГУ МЧС Росси по РД по не рассмотрению вопроса о выделении бюджетных средств по спорному факту являются незаконными, нарушающими его права и законные интересы, повлекшими за собой лишение его материальной и финансовой помощи из резервного фонда Правительства РД на восстановление жилья в результате стихийного бедствия. В свою очередь, Правительство РД после направления для рассмотрения письма № 343 главы администрации МР «Сергокалинский район» не произвела должный контроль за его рассмотрением и исполнением. В соответствии ст. 18 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» признается право граждан на защиту личного имущества, а также возмещения ущерба. Ущерб, нанесенный его домостроению в результате стихийного бедствия, имевшего место 25 августа 2013 года, подлежит возмещению за счет средств республиканского бюджета. Согласно сведениям Территориального органа Федеральной службы Госстатистики по РД от 3 марта 2015 года стоимость квадратного метра общей площади квартир на рынке вторичного жилья по РД составляет на 4 квартал 2014 года - 42405 рублей. Согласно справки Сергокалинского филиала «Дагтехинвентаризации» от 12 февраля 2014 года его семья занимает жилую и полезную площадь 133 кв.м.. Следовательно, сумма компенсации на жилье составит 5639865 рублей (расчет 133 кв.м. х 42405 рублей = 5639865 рублей), единовременная материальная помощь - в размере 100000 рублей.

В своих дополнениях к иску от 5 мая 2015 года ФИО1 М.И. указывает, что администрация МР «Сергокалинекий район» не произвела должного контроля за рассмотрением своего обращения за № 343. При таких обстоятельствах следует полагать, что действия ответчика ГУ МЧС России по РД по не рассмотрению вопроса о выделении бюджетных средств по спорному факту и бездействия ответчиков Правительства РД и администрации МР «Сергокалинский район» РД являются незаконными, нарушающими его права и законные интересы, повлекшими за собой лишение его материальной и финансовой помощи из резервного фонда Правительства РД на восстановление жилья в результате стихийного бедствия. Просит суд признать незаконными действия (бездействия) ГУ МЧC России по РД, Правительства РД и администрации МР «Сергокалинский район» РД по не рассмотрению обращения за № 343 от 27 августа 2013 года главы администрации МР «Сергокалинский район» на выплату компенсации в связи с утратой имущества и домовладения в результате ливневых дождей; взыскать в его пользу с Правительства РД материальный ущерб, причиненный в результате ливневых дождей, в размере 5639865 рублей и единовременную материальную помощь в размере 100000 рублей.

Определением суда от 6 июля 2015 года в качестве соответчика по делу привлечено Министерство финансов РД.

    11 сентября 2015 года адвокат истца ФИО5 представила в суд изменения искового заявления ФИО1, в котором истец изменил размер исковых требований и просил суд взыскать с Министерства финансов РД за счет казны Республики Дагестан материальный ущерб в размере 3762651,49 рублей и единовременную материальную помощь в размере 100000 рублей.

    В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО5 поддержала исковые требования ФИО1 и просила суд удовлетворить их в полном объеме по изложенным в исковом заявлении, в уточнениях и изменениях исковых заявлений основаниям.

Представитель ответчика по доверенности ФИО6, начальник юридического отдела администрации МР «Сергокалинский район», исковые требования ФИО1 к ним не признал, просил в удовлетворении иска о признании незаконным бездействия администрации МР «Сергокалинский район» отказать, и пояснил, что, действительно, 25 августа 2013 года на территории Сергокалинского района РД наблюдались сильнейшие ливневые дожди. В результате этого жителям района был причинен имущественный ущерб. Было разрушено 5 домов, получили повреждения другие домостроения, были размыты автомобильные дороги. В районе был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Работала комиссия для определения ущерба. 27 августа 2013 года режим чрезвычайной ситуации был отменен в связи со стабилизацией обстановки. Администрация МР «Сергокалинский район» письмом от 27 августа 2013 года за исходящим № 343 обратилась к Председателю Правительства РД ФИО7 с просьбой оказать финансовую помощь из республиканского бюджета на выплату компенсаций в связи с утратой имущества и домовладения гражданам, пострадавшим в результате ливневых дождей. Однако, письмо не было возвращено, но и не было рассмотрено. Пока пострадавшие граждане не стали обращаться к ним, они не знали рассмотрено ли их обращение или нет. Поручения Правительства РД и ГУ МЧС России по РД о подготовке и представлению ими материала по вопросу компенсации за причиненный ущерб к ним не поступало, в связи с чем администрацией не были подготовлены и направлены материалы для возмещения ущерба. Согласно Постановлению Правительства РД № 459 по его поручению администрация муниципального района совместно с республиканскими органами должны были собрать документы по причиненному ущербу и представить их в ГУ МЧС по РД. Однако, документы ими не были собраны, так как администрации МР «Сергокалинский район» не было известно имеется ли поручение Правительства РД. Считает, что администрация МР «Сергокалинский район» сделала все необходимое, и ее вины нет в том, что пострадавшие граждане не получили компенсации за утраченное в результате стихийного бедствия жилье. Они обратились в Правительство РД о выделении финансовых средств для ликвидации последствий стихийного бедствия, так как у администрации МР «Сергокалинский район» в резервном фонде отсутствуют средства для этого.

Представители ответчика - Правительства Республики Дагестан в лице Министерства юстиции РД - на судебное заседание не явились, представив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии и письменные возражения на исковые требования, из которых следует, что Правительство РД считает исковые требования ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно абз. «г» п. 1 Постановления Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация межмуниципального характера - в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей. В случае возникновения чрезвычайной ситуации существуют четко установленные правила и порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные Постановлением Правительства РД от 21 декабря 2009 года № 459 «Об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее - Правила). В соответствии с п. 2 Правил финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций производится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, органов исполнительной власти РД, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и иных источников. При отсутствии или недостаточности собственных средств органы исполнительной власти РД, администрации муниципальных районов и городских округов РД не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство РД с просьбой о выделении бюджетных ассигнований. В обращении должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба, размере выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти РД, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов. Обращение, в котором отсутствуют указанные сведения, возвращается без рассмотрения. В соответствии с абз. «е» п. 7 Правил бюджетные ассигнования выделяются органам исполнительной власти РД и администрациям муниципальных районов и городских округов РД для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Администрация МО «Сергокалинский район» не обратилось в срок и в порядке, предусмотренном Правилами, в Правительство РД о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Требование о взыскании денежных средств с органа государственной власти возможно после признания его действий (бездействий) судом незаконным, а согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Однако, истцом пропущен трехмесячный срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, предусмотренный для обжалования действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, о чем они и заявляют. В ч. 2 ст. 256 ГПК РФ предусмотрено, что пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений. Таким образом, действия Правительства РД законны и обоснованы, так как администрация МР «Сергокалинский район» не представила в суд доказательства обращения в порядке, установленном Правилами. Кроме того, следует обратить внимание суда на то, что копия письма от 28 июля 2013 года № 343, приложенная к материалам дела, не соответствует действительной копии письма от 28 июля 2013 года № 343, ранее представленной в Правительство РД, на которой имеются соответствующие реквизиты поступления. Просят суд исключить Правительство РД из числа ответчиков, в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 к Правительству РД отказать.

Представитель соответчика - Министерства финансов РД - по доверенности ФИО8 в судебное заседание не явилась, представив в суд письменные возражения на исковые требования ФИО1, в которых заявляет ходатайство о рассмотрении дела без их участия. Из представленных возражений усматривается, что Министерство финансов РД исковые требования ФИО1 считает необоснованными и подлежащими отклонению, так как требования истца не конкретизированы в отношении Минфина РД. Как следует из письма администрации МР «Сергокалинский район» № 32 от 2 февраля 2015 года, 27 августа 2013 года полный пакет первичных документов администрацией МР «Сергокалинский район» РД был предоставлен в ЦУКС ГУ МЧС России по РД. Так же сообщается, что подготовка и передача информации об обследовании пострадавших домов администрацией района были обработаны в сроки в соответствии с Инструкцией. Однако, не было поручения Правительства РД по подготовке и представлению материала по определению ущерба, нанесенного в результате сильных ливневых дождей, для оказания помощи пострадавшим, в связи с чем, не были подготовлены материалы по определению ущерба. Как вытекает из указанного письма перечень документов для осуществления финансирования в соответствии с Инструкцией в органы исполнительной власти республиканского уровня администрацией Сергокалинского района предоставлены не были. Обращают внимание суда на тот факт, что режим чрезвычайной ситуации на территории Сергокалинского района вследствие сильных ливневых дождей был введен постановлением администрации МР «Сергокалинский район» РД, но не Правительством РД. На том основании, что режим ЧС не был введен Правительством РД, обязанности возмещения рассматриваемого ущерба у последнего не возникает. В материалах дела отсутствует акт обследования домостроения, в котором были бы указаны объемы повреждений, технического описания ущерба, где содержался бы вывод о непригодности данного дома для проживания. Вместо этого прилагается техническое заключение по результатам визуального обследования жилого дома, которое не соответствует требованиям Инструкции от 25 ноября 2010 года, так как составлено одним лицом, а не соответствующей комиссией. Вследствие этого данный документ не может быть принят за основу. В соответствии с указанной Инструкцией от 25 ноября 2010 года, разработанной ГУ МЧС России по РД и Министерством финансов РД, администрация муниципального образования, органу исполнительной власти Республики Дагестан для обоснования размеров бюджетных ассигнований на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций предусмотрено представить определенный перечень документов, в том числе: протоколы заседания комиссии по ЧС и обеспечению пожарной безопасности о введении режима ЧС и об отмене режима ЧС; справку ГУ «Дагестанский ЦГМС» о факте и границах стихийного гидрометеорологического явления; смету-заявку потребности в денежных средствах на оказание помощи в ликвидации ЧС; сводный реестр мероприятий по ликвидации ЧС; акт обследования объекта, поврежденного (разрушенного) в результате ЧС; основные сведения о повреждении (разрушении) объекта; сметный локальный расчет на аварийно - восстановительные работы по объекту; список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате ЧС; список граждан, лишившихся жилья в результате ЧС и т.д. Как следует из ответа ГКУ РД «Центр ГО и ЧС» № 02/1/711 от 24 июля 2014 года перечисленные документы администрацией муниципального района «Сергокалинский район» им не представлены и поручений Правительства РД по данному вопросу не было. В связи с изложенным и из представленных суду материалов полагают, что возмещение ущерба лицам, утратившим жилье в результате стихии, имевшей место 25 августа 2013 года в Сергокалинском районе, должно производиться за счет казны муниципального образования. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Вместе с этим обращают внимание на п. 3.1 ст. 1081 ГК РФ, на основании которого Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 настоящего Кодекса, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение. В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Истцом в суд не представлены доказательства незаконности действий (бездействия) государственных органов республиканского уровня или их должных лиц, за действия которых отвечала бы казна Республики Дагестан. С учетом изложенного, просят суд отказать в удовлетворении исковых требований за счет Правительства РД и Министерства финансов РД.

Представители ответчика - ГУ МЧС РФ по РД - по доверенности ФИО9, ФИО10 и ФИО11 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признали, просили в удовлетворении иска отказать, пояснив, что Постановлением Правительства Республики Дагестан от 21 декабря 2009 года № 459 «Об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» предусмотрено оказание в установленном порядке материальной помощи для частичного возмещения ущерба, причиненного гражданам в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В соответствии с п. 2 указанных Правил финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций производится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, органов исполнительной власти Республики Дагестан, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и иных источников. При отсутствии или недостаточности собственных средств органы исполнительной власти Республики Дагестан, администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Республики Дагестан с просьбой о выделении бюджетных ассигнований. В обращении должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших вред здоровью, размере материального ущерба, размере выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Республики Дагестан, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов. Обращение, в котором отсутствуют указанные сведения, возвращается без рассмотрения. По поручению Правительства Республики Дагестан Главное управление МЧС России по Республике Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан совместно с обратившимися органами исполнительной власти Республики Дагестан, администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан и организациями в 3-месячный срок с даты подписания поручения рассматривают вопрос о выделении бюджетных ассигнований. Органы исполнительной власти Республики Дагестан и администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований представляют в Главное управление МЧС России по Республике Дагестан не позднее одного месяца с даты подписания поручения, указанного в пункте 3 Правил, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований (далее - обосновывающие документы), в том числе и заключение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, если имеются объекты (здания и сооружения) с повреждениями основных несущих конструкций. Перечень и порядок составления документов, необходимых для обоснования выделенных бюджетных ассигнований из резервного фонда определен Инструкцией по перечню и правилам оформления документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Инструкция). Инструкция разработана ГУ МЧС России по РД совместно с Минфином РД и утверждена 25 ноября 2010 года. В соответствии с указанной Инструкцией администрация муниципального образования, орган исполнительной власти Республики Дагестан для обоснования размеров бюджетных ассигнований на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций по поручению Правительства Республики Дагестан представляют следующие документы: протоколы заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности о введении режима чрезвычайной ситуации и об отмене режима чрезвычайной ситуации; справку ГУ «Дагестанский ЦГМС» о факте и границах стихийного гидрометеорологического явления; смету-заявку потребности в денежных средствах на оказание помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации; сводный реестр мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации; акт обследования объекта, поврежденного (разрушенного) в результате чрезвычайной ситуации; основные сведения о повреждении (разрушении) объекта; сметный локальный расчет на аварийно-восстановительные работы по объекту; список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации; список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации и т.д.. Администрацией МО «Сергокалинский район» составленные с соблюдением требований нормативных правовых актов документы, в том числе обращение администрации в Правительство РД с просьбой о выделении бюджетных ассигнований на ликвидацию последствий стихии и соответствующее поручение Правительства РД к обращению, в установленные сроки в Главное управление МЧС России по Республике Дагестан не представлены. В связи с изложенным Главному управлению МЧС России по Республике Дагестан не представлялось возможным вносить в Правительство РД какие- либо предложения по письму администрации МО «Сергокалинский район» от 27 августа 2013 года № 343, представляющему собой информацию о прошедших атмосферных осадках и предварительных данных по причиненному ущербу. В части обращений администрации МО «Сергокалинский район» в Правительство РД следует отметить, что администрация МО «Сергокалинский район» в письме от 27 августа 2013 года № 343 информирует Правительство РД о прошедших 25 августа 2013 года атмосферных осадках и принимаемых мерах по ликвидации их последствий. Указанное письмо с поручением Правительства РД от 10 сентября 2013 года № 19-11 с визой ФИО12 «Прошу рассмотреть» в ГКУ РД «Центр ГО и ЧС» поступило 12 сентября 2013 года. В письме отсутствует просьба о выделении бюджетных ассигнований в связи с отсутствием или недостаточности собственных средств администрации на ликвидацию последствий стихийного явления. Администрация МО «Сергокалинский район» письмом от 11 июля 2014 года № 361 информирует Правительство РД о рассмотрении заявлений (обращений) гражданки Алибековой X.И. и принятых мерах. При этом, к письму приложена копия письма от 27 августа 2013 года № 343, но содержанием, отличающемся от письма, поступившего через Правительство РД в ГКУ РД «Центр ГО и ЧС» 12 сентября 2013 года. В письме, исполненном во второй редакции, но с предыдущими реквизитами, отражена просьба администрации в адрес Правительства РД оказать содействие в ликвидации последствий стихийного бедствия и возмещении ущерба, причиненного населению. При сопоставлении писем в двух вариантах возникают сомнения в подлинности подписей подписывающего их лица. На основании этого Главное управление МЧС России по Республике Дагестан не может быть надлежащим ответчиком по существу иска ФИО1, и просят Сергокалинский районный суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд, выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, не оспаривается сторонами и подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств ФИО1 М.И. имел в собственности жилой дом, расположенный по адресу: РД, Сергокалинский район, с. Сергокала, пер. Гвардейский, д. 9, 1969 года постройки, общей площадью 84,5 кв.м., в котором проживала семья из четырех человек. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами: техническим паспортом на дом, домовой книгой, справкой ГУП «Дагтехинвентаризация» филиал по Сергокалинскому району.

Согласно техническому заключению № 1/7-24 от 29 января 2015 года ГУП РД «Дагестангражданкоммунпроект» по результатам визуального обследования жилого дома, поврежденного (разрушенного) в результате сильных ливневых дождей 25 августа 2013 года, расположенного в с. Сергокала Сергокалинского района по пер. Гвардейский, д. 9, (собственник – ФИО1 М.И.), указанный дом непригоден для дальнейшего проживания, подлежит сносу.

Из исследованного заявления ФИО1 от 26 августа 2013 года следует, что он обратилась к главе СП «Сельсовет Сергокалинский» с просьбой оказать ему материальную помощь для частичного восстановления нанесенного ущерба ее домовладению в результате ливневых дождей 25 августа 2013 года, вызвавших сход селей.

Согласно исследованному в судебном заседании постановлению администрации МР «Сергокалинский район» РД № 179 от 26 августа 2013 года в связи с имеющимися разрушениями в результате продолжительных сильных ливневых дождей, прошедших 25 августа 2013 года, на территории МР «Сергокалинский район» объявлен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением администрации МР «Сергокалинский район» РД № 180 от 27 августа 2013 года в связи со стабилизацией обстановки режим чрезвычайной ситуации отменен.

Из исследованного в судебном заседании акта № 3 от 26 августа 2013 года совместной комиссии во главе с ФИО13 - Председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям, усматривается, что на территории Сергокалинского района РД с 16 часов 00 минут по 19 часов 25 минут действительно наблюдался сильный ливневый дождь, вызвавший склоновые потоки. В результате нанесен ущерб: разрушены с утратой имущества в с.Сергокала - 5 домов; получили повреждения домостроения; размыты автомобильные внутрисельские дороги и дороги местного значения в сел.Мюрего, Новомугри, Сергокала, Ванашимахи, Аялизимахи, Кичимагри, Маммаул, Мургук и Урахи. Работает комиссия для уточнения причиненного материального ущерба.

Приведенные доказательства подтверждают причинение ущерба имуществу ФИО1 в результате стихийного бедствия.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Указанный закон является специальной нормой, устанавливающей порядок возмещения вреда, не связанного с виновными действиями конкретных лиц, а причиненными обстоятельствами, не зависящими от воли людей. При этом обязанность возмещения такого вреда государство берет на себя. Предметом судебного разбирательства в данном случае является не вред, причиненный действиями (бездействием) государственных органов, а возможность реализации гражданином его законного права. В связи с тем, что вышеуказанный федеральный закон специально регулирует отношения, связанные с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к которым относятся отношения, связанные с возмещением ущерба, доказывать наличие вины Правительства РД, Министерства финансов РД, администрации МР «Сергокалинский район» РД как ответчиков суд не считает необходимым. Действующее законодательство не ставит необходимость возмещения ущерба в зависимость от своевременного оформления и представления в уполномоченные государственные органы документов. Право на возмещение вреда не может быть ограничено установленными государственными органами механизмами выделения средств.

Поэтому, в силу названного закона ФИО1 М.И. имеет право на возмещение ущерба, причиненного вследствие стихийного бедствия – ливневых дождей, прошедших ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. «г» Постановления Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайной ситуацией регионального характера признается ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.

Согласно письму администрации МР «Сергокалинский район» РД за № 343 от 27 августа 20123 года Председателю Правительства РД глава администрации МР «Сергокалинский район» сообщает, что 25 августа 2013 года с 16 до 19 часов на территории Сергокалинского района наблюдались сильные ливневые дожди. В результате нанесен ущерб пострадавшему населению на сумму более 24 млн. рублей; в с. Сергокала разрушены 5 домов; работает комиссия по определению объема нанесенного ущерба в суммарном выражении.

К данному письму имеется поручение Правительства РД от 10 сентября 2013 года № 19-11 с визой заместителя Председателя Правительства ФИО12 Р.Д. «Прошу рассмотреть» ФИО3, руководителю ГКУ РД «Центр ГО и ЧС».

В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РД от 21 декабря 2009 года № 459 «Об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций производится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, органов исполнительной власти РД, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и иных источников. При отсутствии или недостаточности собственных средств органы исполнительной власти РД, администрации муниципальных районов и городских округов РД не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство РД с просьбой о выделении бюджетных ассигнований. В обращении должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба, размере выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти РД, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов. Обращение, в котором отсутствуют указанные сведения, возвращается без рассмотрения.

Согласно п. 3 названных Правил по поручению Правительства Республики Дагестан Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан совместно с обратившимися органами исполнительной власти Республики Дагестан, администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан и организациями в 3-месячный срок с даты подписания поручения рассматривают вопрос о выделении бюджетных ассигнований.

С учетом данных обстоятельств нахожу обоснованными доводы истца ФИО1 и его представителя о том, что ГКУ «Центр ГО и ЧС» не имел законных оснований не исполнять письмо - обращение администрации МР «Сергокалинский район» за № 343 в Правительство РД, при его не возвращении Правительством РД без рассмотрения, как несоответствующее нормам закона.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что по вине органов государственной власти и должностных лиц, на которых лежала эта обязанность, ФИО1 не был компенсирован материальный ущерб, причиненный в результате стихийного бедствия, и ему не оказана материальная помощь.

Доводы ответчиков о том, что истцом ФИО1 пропущены сроки обращения в суд, предусмотренные ст. 256 ГПК РФ, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать, суд находит необоснованными.

Как установлено в судебном заседании, о том, что его права на компенсацию материального ущерба нарушены, истцу ФИО1 стало известно 18 марта 2015 года, то есть тогда, когда он получил сведения о том, что администрация МР «Сергокалинский район» направила в Правительство РД обращение о выделении бюджетных ассигнований и Правительство РД поручило ГУ МЧС РФ по РД рассмотреть данное обращение, но обращение не было рассмотрено и не возвращено.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении иска ФИО1 о признании незаконными действий (бездействий) ответчиков – Правительства РД, Министерства финансов РД и ГУ МЧС РФ по РД - по не рассмотрению обращения администрации МР «Сергокалинский район» за № 343 от 27 августа 2013 года о выделении бюджетных ассигнований. В части признания бездействий администрации МР «Сергокалинский район» РД в удовлетворении иска ФИО1 следует отказать, так как администрация района своевременно обратилась в Правительство РД. Остальные ее действия зависели от принятых решений республиканскими органами.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии с п/п. «е» и «г» п. 7 вышеназванных Правил бюджетные ассигнования выделяются органам исполнительной власти Республики Дагестан и администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:

е) выплата компенсаций гражданам за утраченное жилье с учетом площади утраченного жилья в пределах установленной Законом Республики Дагестан социальной нормы, но не более площади ранее занимаемого жилья;

г) оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета - до 5 тыс. рублей на человека, но не более 25 тыс. рублей на семью);

В судебном заседании установлено, что в жилом доме в сел.Сергокала по пер. Гвардейский, д. 9, на 25 августа 2013 года, то есть в момент стихийного бедствия, проживали восемь человек.

Согласно Приказу Минстроя России от 2 октября 2015 года № 710/пр. «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на VI квартал 2015 года» в Республике Дагестан стоимость 1 кв.м. составляет 25450 рублей.

Из исследованного в судебном заседании технического паспорта на жилой дом № 9 по пер. Гвардейский в с. Сергокала, принадлежащий истцу ФИО1, следует, что его общая площадь составляет 84,5 кв.м..

    С учетом изложенного, а также установленной законодательством социальной нормы 18 кв.м. площади жилья на каждого члена семьи, но не более ранее занимаемой площади жилья, сумма компенсации ФИО1 составляет 2150525 рублей (расчет: 25450 руб. х 84,5 кв. м. = 2150525 рублей), а единовременная материальная помощь - 25000 рублей на семью, которые и подлежат взысканию в ее пользу.

    Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

    Таким образом, исследовав и оценив все доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований ФИО1, признав незаконными бездействия Правительства РД, Министерство финансов РД и ГУ МЧС России по РД по выплате компенсации в связи с утратой имущества и домовладения в результате ливневых дождей и единовременной материальной помощи и взыскав с Министерства финансов РД за счет средств Казны Республики Дагестан в пользу ФИО1 2175525 рублей, в том числе: 2150525 рублей - компенсации материального ущерба, причиненного в результате ливневых дождей, и 25000 рублей – единовременная выплата.

    В остальной части в удовлетворении иска следует отказать.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

    Исковые требования ФИО1 к Правительству Республики Дагестан, Главному управлению МЧС России по Республике Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан и администрации муниципального района «Сергокалинский район» Республики Дагестан о признании незаконными бездействия ответчиков по выплате компенсации в связи с утратой имущества и домовладения в результате ливневых дождей, о взыскании с Министерства финансов РД за счет Казны Республики Дагестан в его пользу материального ущерба, причиненного в результате ливневых дождей, и единовременной материальной помощи удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействия Правительства Республики Дагестан, Министерства финансов РД и Главного управления МЧС России по РД по выплате компенсации в связи с утратой имущества и домовладения в результате ливневых дождей и единовременной материальной помощи.

Взыскать с Министерства финансов РД за счет средств Казны Республики Дагестан в пользу ФИО1 2175525 (два миллиона сто семьдесят пять тысяч пятьсот двадцать пять) рублей, в том числе: 2150525 (два миллиона сто пятьдесят тысяч пятьсот двадцать пять) рублей - компенсация материального ущерба, причиненного в результате ливневых дождей, и 25000 (двадцать пять тысяч) рублей – единовременная выплата.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.

Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьёй и приобщен к материалам дела.

    

Судья М.С. Курбангаджиев

2-174/2015 ~ М-167/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ибрагимов Магомедрасул Ибрагимович
Ответчики
Правительства Республики Дагестан
ГУ МЧС России по Республике Дагестан
Министерство финансов РД
Суд
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан
Судья
Курбангаджиев Мухтар Сулейманович
Дело на странице суда
sergokalinskiy--dag.sudrf.ru
17.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2015Передача материалов судье
21.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.05.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2015Судебное заседание
29.06.2015Судебное заседание
06.07.2015Судебное заседание
06.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2015Судебное заседание
03.09.2015Судебное заседание
11.09.2015Судебное заседание
11.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2015Судебное заседание
15.10.2015Судебное заседание
27.10.2015Судебное заседание
03.11.2015Судебное заседание
12.11.2015Судебное заседание
16.11.2015Судебное заседание
16.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2016Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее