РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2015 года с. Агинское
Саянский районный суд Красноярского края РФ в составе председательствующего судьи Захаровой Л.В.,
при секретаре Хохловой Ю.А.
с участием заместителя прокурора Саянского района Давыденко Г.А.,
истца Х.О.И., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - МКУ «Управление образования администрации Саянского района» Н.Н.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 181/2015 по иску прокурора Саянского района в интересах Х.О.И. к МКОУ Вознесенская СОШ о взыскании не начисленной и не выплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Саянского района обратился в суд с указанным иском в интересах работника МКОУ Вознесенская СОШ Х.О.И. к МКОУ Вознесенская СОШ. Требования мотивировал тем, что Х.О.И., на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в МКОУ Вознесенская СОШ на должность уборщика служебных помещений. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 1 Постановления Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие годы работы, но не выше 30 процентов заработка. Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 №311-п районный коэффициент заработной платы на территории Саянского района установлен в размере 1,3, при этом выплаты производятся за счет средств предприятий и организаций. В силу требований главы 50 ТК РФ, районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны начисляться в совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размере оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. При минимальном размере оплаты труда 5 965 рублей в месяц, согласно Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ, северная надбавка и районный коэффициент должны были начисляться на данную сумму. С учетом изложенного заработная плата Х.О.И. с 01.01.2015 года без учета районного коэффициента и северной надбавки должна быть не ниже минимального размера оплаты труда. Согласно расчетному листку по заработной плате, Х.О.И. за январь 2015г. начислена заработная плата по должности уборщика служебных помещений в сумме 6371 руб. (оклад 2231 руб. + доплата до МРОТ 1533,04 руб. + за вредность 267,72 руб. + стимулирующая выплата 840 руб. + районный коэффициент 749,62 руб. + северная надбавка 749,62 руб.). При этом без районного коэффициента и северной надбавки заработная плата Х.О.И. за указанный месяц начислена по должности уборщика служебных помещений в сумме 4871,76 руб., то есть, менее минимального размера оплаты труда.
При минимальном размере оплаты труда 5 965 рублей в месяц, северная надбавка должна составлять 1 789, 5 рублей и районный коэффициент должен составлять 1 789, 5 рублей. Таким образом, ответчиком не доначислена, и, соответственно, не выплачена Х.О.И. заработная плата по должности уборщика служебных помещений за указанный месяц в сумме 3173 руб. (9544 - 6371).
За февраль 2015г. Х.О.И. также не доначислена заработная плата в размере 3173 руб. А всего ответчик не доначислил, и, соответственно, не выплатил Х.О.И. заработную плату за январь и февраль 2015 г. в размере 6346 руб.
Просит суд взыскать с ответчика МКОУ Вознесенская СОШ в пользу Х.О.И. не начисленную и не выплаченную заработную плату за январь - февраль 2015 года в размере 6346 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Саянского района Давыденко Г.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, поскольку считает, что в силу требований главы 50 Трудового кодекса РФ, районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны начисляться в совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Истец Х.О.И. в судебном заседании полностью поддержала требования, изложенные в иске, просит суд взыскать с ответчика в ее пользу не начисленную и не выплаченную заработную плату за январь и февраль 2015 года в сумме 6346 рублей.
Представитель ответчика МКОУ Вознесенская СОШ в судебное заседание не явился, представили заявление, в котором просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя. Согласно представленному отзыву, исковые требования не признают, согласно расчетному листку по заработной плате, Х.О.И. за январь 2015 начислена заработная плата в сумме 6371,00 рублей, что включает в себя оклад 2231 руб. + за вредность 267,72 руб. + на эту сумму районный коэффициент 30% -749,62 руб. и + северная надбавка 30% - 749,62 руб., затем + стимулирующая выплата 840 руб. и + доплата до МРОТ 1533,04 руб.). Считают, что заработная плата была начислена в соответствии с действующим законодательством и, в общей сложности, составляет больше минимального размера оплаты труда по Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд полагает рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика - МКОУ Вознесенская СОШ.
Представитель третьего лица МКУ «Управления образования администрации Саянского района» Н.Н.А. иск не признала, поддержала отзыв МКУ «Управления образования администрации Саянского района», пояснила, что нарушений законодательства со стороны работодателя по выплате заработной платы не имеется. Заработная плата выплачивается в соответствии с действующим законодательством. Так, исходя из статьи 133.1 ТК РФ региональный МРОТ обязателен для применения в рамках оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых их бюджетов субъектов РФ, а также муниципальных учреждений. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Законом Красноярского края от 29 октября 2009 года № 9-3864 (в редакции Законов Красноярского края от 08.10.2014 № 7-2648) о системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» п.2 ст.4 внесены изменения, действие которых применяется к правоотношениям, возникшим с 1 октября 2014 года: для целей расчета региональной выплаты размеры заработной платы составляют: 6371 рубль- в остальных районах края, что выше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В пункте 2 статьи 4 настоящего Закона края указано, что региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Размеры заработной платы для расчета региональной выплаты включают в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Соответственно, муниципальным образованием Саянский район было принято постановление администрации Саянского района от 30.09.2013 года № 698-п «О системах оплаты труда работников органов местного самоуправления Саянского района и работников муниципальных учреждений Саянского района, в которых по состоянию на 30.09.2013 года действует тарифная система оплаты труда» и утверждено Положение (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации), в которое Постановлением администрации Саянского района от 05 ноября 2014 № 870-п внесены изменения и установлена региональная выплата в сумме 6371 рубль. При этом согласно пункту 4 подпункта 4.3. Положения о системе оплаты труда работников органов местного самоуправления Саянского района и работников муниципальных учреждений Саянского района, работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, установленного настоящим подпунктом, предоставляется региональная выплата. Региональная выплата работника рассчитывается как разница между размером заработной платы, установленным настоящим подпунктом, и месячной заработной платы конкретного работника при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей). Для целей настоящего подпункта при расчете региональной выплаты под месячной заработной платой понимается заработная плата конкретного работника с учетом доплаты до размера минимальной заработной платы, установленного в Красноярском крае (в случае ее осуществления). Региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Размеры заработной платы для расчета региональной выплаты включают в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица администрация Саянского района в судебное заседание не явился, направили заявление, в котором просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя. Из представленного представителем администрации отзыва следует, что администрация района возражает против заявленных требований. Оплата труда работников муниципальных учреждений Саянского района устанавливается в соответствии с постановлением администрации Саянского района от 30.09.2013г. № 698-п ( в ред. пост. от 05.11.2014г. № 870-п) «О системах оплаты труда работников органов местного самоуправления Саянского района и работников муниципальных учреждений Саянского района», в которых по состоянию на 30.09.2013г. действует тарифная система оплаты труда. В соответствии с п. 4.3 данного постановления установлен размер заработной платы в сумме 6371 руб., что также превышает установленный федеральным законом размер МРОТ (5965 руб.). В силу ст. 133 ч. 3 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. Согласно расчетным листкам работника заработная плата работника выше установленного МРОТ. Бюджетом района выплаты, согласно исковых требований прокуратуры района, не обеспечены лимитами бюджетных обязательств. Считают, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд полагает рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица - Администрации Саянского района.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.7, ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.ст. 2, 22, 130, 132, 146 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности. Работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда; основные государственные гарантии по оплате труда работника; повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии с ч.3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу ч.1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) -вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно указанной статье тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (статья 146).
Согласно ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляет с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Статьи 316 и 317 Трудового кодекса РФ, Закон РФ №4520-1 от 19.02.1993 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» содержат отсылочные нормы о размерах и порядке выплаты указанной надбавки.
В соответствии с Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 №311-п «Об установлении районного коэффициента к заработной плате», принятого на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 №76, районный коэффициент 1.30, выплачивается за счет средств предприятий и организаций.
Согласно пункту 1 Постановления Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие годы работы, но не выше 30 процентов заработка.
В соответствии со ст.133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Как следует из ст.146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
При этом ст.148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из указанного следует, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда с учетом стимулирующих выплат, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В соответствии с Федеральным Законом № 106-ФЗ от 01.06.2011 года «О минимальном размере оплаты труда» и Федеральным Законом от 01.12.2014 N 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального Закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации с 01 января 2015 года установлен в сумме 5 965 рублей.
Таким образом, трудовое законодательство допускает установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за особые климатические условия должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда
Судом установлено, что истец Х.О.И. в соответствии с трудовым договором № работает в МКОУ Вознесенская СОШ в должности уборщика служебных помещений с ДД.ММ.ГГГГ года. Трудовой договор заключен на неопределенный срок, при продолжительности рабочего дня 8 часов, с рабочей неделей продолжительностью 40 часов. Согласно пункту 12 Трудового договора работнику установлен: должностной оклад, надбавки и другие ежемесячные выплаты, предусмотренные новой системой оплаты труда, районный коэффициент 30%, надбавка за работу в северных (южных) районах края 30%, надбавка за особо важные работы, согласно Положению о стимулирующих выплатах, премии согласно Положению об оплате труда работников школы. Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ оклад уборщика служебных помещений МКОУ Вознесенская СОШ составляет 2231 рубль. Установление данного оклада Х.О.И. на указанной должности подтверждено документально. Занимаемая истцом должность относится к обслуживающему персоналу, включена в список штатного расписания.
Из материалов дела видно, что размер начисленной и выплаченной истице заработной платы за период январь 2015 года и февраль 2015 года ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории российской Федерации, на который должны начисляться компенсационные выплаты (районный коэффициент и процентная надбавка за проживание в неблагоприятных климатических условиях).
За январь 2015 года Х.О.И. отработано 18 рабочих дней. Заработная плата, работающего в должности уборщика служебных помещений МКОУ Вознесенская СОШ состоит из оклада 2231 рубль, доплаты до минимально заработной платы 1533 рубля 04 копейки, оплаты за вредность 12 % от оклада – 267 рублей 72 копейки, стимулирующей выплаты 840 рублей, районного коэффициента – 749 рублей 62 копейки, северного коэффициента (надбавка за особые климатические условия) – 749 рублей 62 копейки, итого 6371 рубль. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями сторон, расчетными листками, справкой МКУ «Управление образования администрации Саянского района о начисленной и выплаченной заработной плате за январь-февраль 2015 года, лицевым счетом.
За февраль 2015 года Х.О.И. отработано 23 рабочих дня. Заработная плата состоит из оклада 2231 рубль, доплаты до минимально заработной платы 1533 рубля 04 копейки, оплаты за вредность 12 % от оклада – 267 рублей 72 копейки, стимулирующей выплаты 840 рублей, районного коэффициента – 749 рублей 62 копейки, северного коэффициента (надбавка за особые климатические условия) – 749 рублей 62 копейки, итого 6371 рубль, что подтверждается расчетными листками, справкой МКУ «Управление образования администрации Саянского района о начисленной и выплаченной заработной плате за январь-февраль 2015 года, лицевым счетом, объяснениями сторон в судебном заседании.
В соответствии с Федеральным Законом № 106-ФЗ от 01.06.2011 года и Федеральным Законом от 01.12.2014 г. № 408-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального Закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации с 01 января 2015 года установлен в размере 5965 рублей, на который и должны быть начислены северная надбавка и районный коэффициент.
Таким образом, размер ежемесячной заработной платы истца в спорный период времени должен составлять не менее 9544 рубля: 5965 + ( 5965*30% /100%) +( 5965*30% /100%).
Учитывая имеющиеся в материалах дела сведения о начисленной заработной плате за спорный период времени работы Х.О.И. в ее пользу с работодателя подлежит взысканию:
- за январь 2015 года в сумме 5081,79 рублей = 5965 +(5965 х 30%/100%) + (5965 х30% /100%) /15 рабочих дней месяца х 18 отработанных в месяце дней - 6371 рубль начисленной и выплаченной заработной платы;
- за февраль 2015 года в сумме 5182,26 рубля = 5965 +(5965 х 30%/100%) + (5965 х30% /100%) /19 рабочих дней месяца х 23 отработанных в месяце дней - 6371 рубль начисленной заработной платы.
Всего истцу Х.О.И. за январь -февраль 2015 года не начислена и не выплачена заработная плата в размере 10264,05 рублей (5081,79 + 5182,26).
Прокурором и истцом заявлено исковое требование о взыскании с ответчика в пользу Х.О.И. не начисленной и не выплаченной заработной платы за январь и февраль 2015 года в сумме 6346 рублей (3173 рубля + 3173 рубля).
Суд полагает удовлетворить иск в пределах заявленных требований и взыскать с ответчика в пользу истца заработную плату в сумме 6346 рублей.
Оценивая доводы ответчика и представителей третьих лиц, о том, что нарушений трудовых прав истца при выплате ему заработной платы за январь и февраль 2015 года ответчиком не допущено, так как начисление заработной платы истцу произведено на основании Закона Красноярского края «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», Положения о системе оплаты труда работников органов местного самоуправления Саянского района и работников муниципальных учреждений Саянского района, и Положения об оплате труда работников общеобразовательного учреждения, нельзя признать основанными на положениях действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
Согласно ч. 9 ст. 5 ТК РФ законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Положения статьей 315, 316, 317 ТК РФ предусматривают начисление районного коэффициента и надбавок к заработной платы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, размер которой не может быть менее МРОТа. Таким образом, нормативно-правовые акты органов власти субъекта РФ должны соответствовать нормам ТК РФ и в случае их противоречия не подлежат применению.
В связи с удовлетворением исковых требований, в соответствии с требованиями ст.103 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования прокурора Саянского района в интересах Х.О.И. к МКОУ Вознесенская СОШ о взыскании не начисленной и не выплаченной заработной платы.
Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Вознесенская средняя общеобразовательная школа в пользу Х.О.И. заработную плату за январь - февраль 2015 года в сумме 6346 (Шесть тысяч триста сорок шесть) рублей.
Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Вознесенская средняя общеобразовательная школа в местный бюджет государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Саянский суд.
Судья Саянского районного суда Л.В.Захарова.