Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
«07» июня 2012 года Куйбышевский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего Мельниковой О.А.,
при секретаре Лупановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №г. по иску Малаканова В.И. к Администрации г.о. Самара, Администрации Куйбышевского района г.о.Самары, Департаменту потребительского рынка и услуг администрации г.о.Самара, МП г.о.Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг» о признании действий и бездействия незаконными, возложении обязанности по надлежащему содержанию кладбища «Кряжское» и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Истец Малаканов В.И. обратился в суд в иском, в котором просит признать действия и бездействия Администрации г.о.Самара, Администрации Куйбышевского района г.о.Самара, МП г.о.Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг» по содержанию кладбища «Кряжское» незаконными, обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ убрать дорогу, которая не дает сточным водам уходить в болото; вырубить всю поросль (деревья) на кладбище «Кряжское», вымостить дорожки согласно карте кладбища «Кряжское», взыскать с ответчиков в его пользу компенсацию морального вреда.
В ходе судебного разбирательства истец Малаканов В.И. уточнил исковые требования. Просил признать действия и бездействия Администрации г.о.Самара, Администрации Куйбышевского района г.о.Самара, Департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара, МП г.о.Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг» по содержанию кладбища «Кряжское» незаконным, обязать ответчиков убрать дорогу, которая не дает сточным водам уходить в болото; убрать свалки, организованные на территории кладбища «Кряжское»; вырубить камыш, тростник, убрать сухую траву, которая накопилась на территории кладбища за 12 лет; вымостить бетонными плитками 3 главные дороги, расположенные от ФБУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес>, напротив АЗС ЛУКОЙЛ и справой стороны от пескабазы; остальные дорожки и тропинки выровнять, выложить щебнем толщиной 10 см. и засыпать песком, взыскать с ответчиков в его пользу компенсацию морального вреда в размере <...> рублей и судебные расходы в размере <...> рублей.
В судебном заседании истец Малаканов В.И. уточненные исковые требования поддержал и пояснил, что на территории Куйбышевского района <адрес> находится кладбище «Кряжское», на котором похоронены его родственники: бабушка, мать, отец и сын. Указанное кладбище на протяжении последних 10 – 12 лет не обслуживается ответчиками. На кладбище отсутствует уборка, территория кладбища заросла различными деревьями, которые мешают проходу посетителей, дорожки на кладбище отсутствуют, практически круглогодично кладбище полностью находится в воде, покрывающей все могилы, кресты, ограды и памятники, которые от длительного воздействия воды разрушились и поржавели. За территорией кладбища, без проекта, согласования, без дренажной системы, построена дорога, которая препятствует сточным водам (снеговым, грунтовым и дождевым) уходить за территорию кладбища в болотистую местность. Помимо сточных вод происходит утечка водопроводной воды и отходы грязной, нефтяной и экологически вредной воды из автомойки, расположенной по <адрес>, близ кладбища «Кряжское». По вопросу надлежащего содержания кладбища он неоднократно обращался к ответчикам, однако никаких мер с их стороны предпринято не было, в связи с чем он вынужден обратиться в суд. Просит иск удовлетворить. Признать незаконным бездействие и действия Администрации г.о.Самара по содержанию кладбища «Кряжское», выразившиеся в отсутствии контроля за работой Администрации Куйбышевского района г.о.Самара по содержанию кладбища, допустившей строительство дороги за территорией кладбища, строительство АЗС ЛУКОЙЛ без возложения обязанности установить забор, ограждающий территорию кладбища, перечислить денежные средства на благоустройство кладбища; в отсутствие контроля за организациями, обслуживающими территорию кладбища. Просит признать незаконными бездействие и действия Администрации Куйбышевского района г.о.Самара по содержанию кладбища «Кряжское», допустившей строительство дороги за территорией кладбища, строительство АЗС без возложения обязанности установить забор, ограждающий территорию кладбища и перечисления денежные средства на благоустройство кладбища; а также выразившиеся в отсутствии контроля за организациями, обслуживающими территорию кладбища. Просит признать незаконным бездействие и действия Департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара, выразившиеся в ненадлежащем содержании кладбища «Кряжское» и отсутствии контроля за обслуживающими организациями по вопросу содержания указанного кладбища. Просит признать незаконным бездействие и действия МП г.о.Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг», выразившиеся в ненадлежащем содержании кладбища «Кряжское». Просит также обязать ответчиков убрать дорогу, которая не дает сточным водам уходить в болото; убрать свалки, организованные на территории кладбища «Кряжское»; вырубить камыш, тростник, убрать сухую траву, которая накопилась за 12 лет; вымостить бетонными плитками 3 главные дороги, расположенные от ФБУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес>, напротив АЗС ЛУКОЙЛ и справой стороны от пескабазы; остальные дорожки и тропинки выровнять, выложить щебнем толщиной 10 см. и засыпать песком. Незаконными действиями и бездействием ответчиков нарушаются его права и свободы, учитывая, что на этом кладбище похоронены его близкие родственники. Считает также, что ему причинены нравственные страдания, поскольку на протяжении длительного времени он вынужден вести переписку с ответчиками по данному вопросу. Однако, никаких мер по его заявлениям до настоящего времени предпринято не было. Кроме того, при посещении могил его родственников и видя состояние этих могил, он сильно переживает, в связи с чем ухудшается состояние его здоровья и он вынужден обращаться за медицинской помощью. В связи с изложенным, просит взыскать с ответчиков солидарно компенсацию морального вреда в размере <...> рублей и судебные расходы по оплате услуг за изготовление фотографий, подтверждающих его требования и приобщенных к материалам дела. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика – Администрации г.о.Самара – Е., действующая на основании доверенности, исковые требования полагала необоснованными и суду пояснила, что Администрация г.о.Самара является исполнительно-распорядительным органом г.о.Самара, наделяемым полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе в рамках реализации программ и планов социально экономического развития г.о.Самара. Решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № принята и утверждена целевая программа г.о.Самара «Развитие сферы ритуальных услуг и мест захоронения в городском округе Самара», согласно которой реконструкция кладбища «Кряжское» запланирована на 2021-2023г.г.. Данная целевая программа никем не оспорена и недействительной не признана. Обязанности по содержанию кладбищ на Администрацию г.о.Самара не возложены. Вопросы местного значения, касающиеся содержания мест захоронения реализует МП г.о.Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг» на основании договора, в рамках которого, в том числе и на территории кладбища «Кряжское», производится выпиловка сухостоя, аварийных деревьев, вырезка сухих веток. Вырубка зеленых насаждений действующим законодательством не предусмотрена. Бетонные площадки предусмотрены на территории мест захоронения только под мусорными контейнерами. Относительно требований истца о возложении обязанности снести дорогу, которая проходит за кладбищем, может пояснить, что указанная дорога не состоит в реестре муниципального имущества г.о.Самара., т.е. является самовольной постройкой и подлежит сносу в соответствии с требованиями ГК РФ лицом, осуществившим эту постройку. Считает, что по отношению к истцу Администрация г.о. Самара никаких действий не совершала, какие-либо его права не нарушала. Просила также учесть, что истцом не предоставлено доказательств, являющихся основанием для компенсации морального вреда. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель Администрации Куйбышевского района г.Самары - К., в судебном заседании, исковые требования полагала необоснованными, поддержав доводы, изложенные представителем Администрации г.о.Самара, добавив, что Администрация Куйбышевского района г.о.Самара не наделена полномочиями по содержанию мест захоронения и осуществлению контроля за содержанием мест захоронения, а также не осуществляет выдачу разрешений на строительство дорог, автозаправочных станций. Просила в иске отказать.
Представитель ответчика – Департамент потребительского рынка и услуг администрацию г.о.Самара – К.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования полагала необоснованными и пояснила, что вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения относятся к вопросам местного значения г.о.Самара. В соответствии с решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете городского округа Самара на 2012 год и на плановый период 2013 и 1014 годов» на эти цели выделены денежные средства бюджета г.о.Самара. Департамент является главным распорядителем данных бюджетных средств. В соответствии с указанным решением Думы г.о.Самара принято постановление Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердившее Порядок предоставления в 2012-2012 годах в качестве субсидий за счет бюджета г.о.Самара юридическим лицам, оказывающим услуги по текущему содержанию муниципальных кладбищ. На основании постановления Администрации г.о.Самара № Департаментом был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении субсидий на услуги по текущему содержанию элементов благоустройства общественных муниципальных кладбищ» с МП г.о.Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг». Требования истца о возложении на ответчиков обязанностей убрать дорогу, идущую за кладбищем, которая не дает сточным водам уходить в болото, вымостить дорожки согласно карте кладбища «Кряжское» не входят в перечень услуг по текущему содержанию кладбищ. Работы по очистки территории кладбища от кустарника и мелколесья, а также работы по валке аварийных деревьев, осуществляются МП г.о.Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг» в рамках заключенного договора и объеме предоставленных на эти цели субсидий. Доказательств, подтверждающих причинение истцу морального вреда, истцом не предоставлено. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика – МП г.о.Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг» - К.А., действующая на основании доверенности, исковые требования полагала необоснованными, поскольку МП г.о.Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг» - коммерческая организация, и, следовательно, не является, органом государственной власти или органом местного самоуправления, чьи действия могут быть оспорены и признаны незаконными. Просила также учесть, что в силу действующего законодательства обязательства возникают из договора. Между истцом и МП г.о.Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг» не существует договорных отношений, в связи с чем требования о возложении на МП г.о.Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг» обязанности убрать дорогу, вымостить дорожки, вырубить поросль на кладбище «Кряжское» и т.д. не подлежат удовлетворению. По существу иска также пояснила, что между Департаментом потребительского рынка и услуг Администрации г.о.Самара и МП г.о.Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг» заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидий на услуги по текущему содержанию элементов благоустройства общественных муниципальных кладбищ. При этом, объем выполняемых работ, их стоимость, определяется при подписании договора строго в рамках сумм бюджетных ассигнований, выйти за пределы которых и провести иные виды работ или в большем объеме, муниципальное предприятие не вправе. Среди перечисленных видов работ по содержанию кладбищ такие виды работ как «убрать дорогу за территорией кладбища «Кряжское» и вымостить дорожки согласно карте кладбища, не предусмотрено. В апреле 2012 года муниципальное предприятие начало проводить работу на кладбище «Кряжское» по выпиловке сухостоя, аварийных деревьев, вырезке сухих веток, вывозу мусора на полигон, очистке территории кладбища от мусора. Указанные работы будут производиться муниципальным предприятием в течение всего срока действия договора, в установленных объемах. Свои обязанности по договору муниципальное предприятие выполняет надлежащим образом. Просит в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Правоотношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ).
В соответствии со статьей № Федерального закона № местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Судом установлено, что на территории Куйбышевского района городского округа <адрес> расположено общественное муниципальное кладбище «Кряжское».
Согласно п. 23 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара «О реализации отдельных положений Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на территории городского округа Самара» от ДД.ММ.ГГГГ № муниципальным образованием г.о.Самара создано муниципальное казенное учреждение г.о. Самара «Ритуал» в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления с сфере организации похоронного дела на территории г.о.Самара, видами деятельности которого являются: предоставление земельных участком под захоронения, ведение архива захоронения, инвентаризация захоронений, согласование установки надмогильных сооружения и въезда на территории кладбищ транспортных средств.
В соответствии с решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» на организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения выделены денежные средства бюджета городского округа Самара».
Главным распорядителем данных бюджетных средств является Департамент потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара.
В соответствии с решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № принято постановление Администрации городского Самара «Об утверждении порядка предоставления в 2012-2014 годах субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, оказывающим услуги по текущему содержанию элементов благоустройства общественных муниципальных кладбищ».
Приложением № к указанному Порядку утверждена типовая смета затрат на оказание услуг по текущему содержанию элементов благоустройства общественных муниципальных кладбищ, в которой содержится перечень и характеристика таких услуг, а именно: текущее содержание грунтовых дорог, текущее содержание дорог с асфальтовым покрытием; содержание общественных туалетов (без водоснабжения, с выгребными ямами); уход за контейнерами, уход за урнами; уход за деревьями и насаждениями; выпиловка аварийных деревьев.
В соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, между Департаментом потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара и муниципальным предприятием городского округа Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № « О предоставлении субсидий на услуги по текущему содержанию элементов благоустройства общественных муниципальных кладбищ» на сумму <...> руб. 38 коп. ( л.д.75-79).
Согласно условий договора (п.3.1) субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета городского округа Самара на 2012 год.
При рассмотрении дела судом бесспорно установлено, что МП г.о.Самара свои обязанности по договору выполняет надлежащим образом в рамках условий договора и предоставленных бюджетных субсидий. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, а именно: представленными суду графиком финансирования на предоставление субсидий сметой затрат на оказание услуг, актами о сдаче-приемке услуг, путевыми листами грузового автомобиля.
Истец, в судебном заседании просил признать незаконными действия и бездействия МП г.о.Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг» по надлежащему содержанию мест захоронения.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как следует из материалов дела, муниципальное предприятие городского округа Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг», является коммерческой организацией и осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного Приказом Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обжалование действий (бездействия) данного муниципального предприятия в рамках главы 25 ГПК РФ не предусмотрено.
Требования истца о возложении на муниципальное предприятие определенных обязанностей, также являются необоснованными.
Согласно ст.307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, предусмотренных ГК РФ.
При рассмотрении дела судом установлено, что между истцом и муниципальным предприятием никаких договоров не заключено, факт причинения вреда не доказан, иных обстоятельств, являющихся основанием для исполнения обязательств перед истцом, не имеется.
Истец также настаивал на признании незаконными действий и бездействия Администрации г.о.Самара, Администрации Куйбышевского района г.о.Самара, Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара по ненадлежащему содержанию кладбища «Кряжское» и отсутствию контроля за его надлежащим содержанием, нарушающими его права и свободы.
Однако, в нарушение ст.56 ГПК РФ истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих, какие именно его права и свободы были нарушены и какими именно действием и бездействием каждого из ответчиков.
По смыслу главы 25 ГПК РФ к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом (п. 1 Постановления Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должных лиц, государственных и муниципальных служащих» от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно № Устава г.о.Самара, принятого Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ №, Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
Администрация городского округа Самара состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации городского округа Самара.
Администрация городского округа Самара для решения вопросов местного значения наделяется определенным кругом полномочий, в том числе реализует программы и планы социально-экономического развития городского округа Самара.
Решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № принята и утверждена целевая программа г.о.Самара «Развитие сферы ритуальных услуг и мест захоронения в городском округе Самара», согласно которой реконструкция кладбища «Кряжское» запланирована на 2021-2023г.г..
Данная целевая программа никем не оспорена и недействительной не признана.
Департамент потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара, является главным распорядителем данных бюджетных средств и действует в рамках полномочий, предоставленных на основании Положения, утвержденного решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №.
Порядок организации и деятельности территориальных органов Администрации городского округа Самара – администраций районов городского округа Самара по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующего района городского округа Самара определяется Положением о территориальных органах Администрации городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно указанному Положению, Администрация Куйбышевского района городского округа Самара не наделена полномочиями по содержанию мест захоронения, не имеет полномочий по выдаче разрешения на строительство, и тем более, не вправе возлагать на собственников АСЗ обязанности по перечислению денежных средств на содержание мест захоронения.
Как было установлено в судебном заседании, вопросы местного значения, касающиеся содержания мест захоронения реализует МП г.о.Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг» на основании вышеуказанного договора № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении субсидий на услуги по текущему содержанию элементов благоустройства общественных муниципальных кладбищ», в рамках которого, в том числе и на территории кладбища «Кряжское», производится выпиловка сухостоя, аварийных деревьев, вырезка сухих веток, уборка мусора и т.д..
Вырубка зеленых насаждений на территории г.о.Самара в соответствии с Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденными постановлением Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № не предусмотрена.
Действующим законодательством, организация бетонных площадок на территории мест захоронения предусмотрена только под мусорными контейнерами. Это правило не распространяется на дороги, имеющиеся на территории кладбища.
Суд не находит также оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчиков обязанности по сносу дороги, проходящей за территорией кладбища «Кряжское», поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что объект дорожного хозяйства – дорожное покрытие, расположенное по адресу: <адрес>, за кладбищем «Кряжское», не состоит в реестре муниципального имущества г.о.Самара, что подтверждается сведения, представленным Департаментом управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ, а также не значится по сведениям Федерального государственного унитарного предприятия «Средневолжское аэрогеодезическое предприятие» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Контроль за строительством и эксплуатацией указанных объектов дорожного хозяйства не входит в компетенцию ответчиков.
Из материалов дела также следует, что кладбище «Кряжское» образовалось в 40-е годы 20 века как сельское кладбище, при этом гидрогеологические и строительные экспертизы по исследованию данного земельного участка не проводились, инженерные системы дренажа и отвода воды не проектировались. В настоящее время ответчиками ведутся работы по выяснению причин подтопления участков кладбища «Кряжское» (л.д.51-52).
Учитывая изложенные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия (бездействие) Администрации городского округа Самара, Администрации Куйбышевского района городского округа Самара, Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара, совершены в пределах компетенции и в рамках действующего законодательства, какие-либо права и свободы заявителя указанными действиями нарушены не были, в связи с чем суд считает необходимым заявление Малаканова В.И. оставить без удовлетворения.
Исковые требования Малаканова В.И. в части компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку нарушение личных неимущественных прав истца действиями ответчиков, судом не установлено.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, оснований для возмещения судебных расходов в размере <...> рублей не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Малаканова В.И. к Администрации г.о. Самара, Администрации Куйбышевского района г.о.Самары, Департаменту потребительского рынка и услуг Администрации г.о.Самара, МП г.о.Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг» о признании действий и бездействия незаконным, возложении обязанности по надлежащему содержанию кладбища «Кряжское» и компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
<...>
<...>