Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Шишикиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 18 мая 2018 года гражданское дело по иску Котельникова М.М. к администрации Муниципального образования городского округа «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Муниципальному учреждению «Управление образования» администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным постановления руководителя администрации МОГО «Ухта» от 29.01.2018г. №.... о снятии с учета для получения социальной выплаты, обязании восстановить с составом семьи на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья», «Семья, имеющая 3-х и более детей», с включением в соответствующий Список,
установил:
Котельников М.М. обратился в Ухтинский городской суд РК с требованиями к администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным постановления руководителя администрации МОГО «Ухта» от 29 января 2018 года .... о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категориям: «Молодая семья», «Семья, имеющая 3-х и более детей», обязании восстановить его (истца) с составом семьи из 5-ти человек: супругой – Котельниковой Ю.М. и детьми: А.А., <...> г..р., К.М., <...> г..р., Т.М., <...> г..р., на указанном учете с даты первоначальной постановки на учет, т.е. с 27.09.2016г.
Определением суда к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена супруга истца Котельникова Ю.М..
В ходе судебного разбирательства истец дополнил и уточнил исковые требования: просил признать оспариваемое постановление от 29.01.2018г. .... незаконным, обязать администрацию МОГО «Ухта», Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Муниципальное учреждение «Управление образования» администрации МОГО «Ухта» восстановить его (истца) с составом семьи из 5-ти человек: супругой – Котельниковой Ю.М. и детьми: А.А., <...> г..р., К.М., <...> г..р., Т.М., <...> г..р., на указанном учете с даты первоначальной постановки на учет, т.е. с 27.09.2016г., а также включить их в Список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020годы», получающих соответствующую социальную выплату в 2018году. Заявление об увеличении исковых требований приобщено к материалам дела.
В обоснование заявленных требований Котельников М.М. указал, что он с составом семьи из 5 человек был принят на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья», «Семья, имеющая 3-х и более детей» постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 28.11.2016г. ....; постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 29.01.2018г. .... семья Котельниковых снята с вышеуказанного учета, с чем истец не согласен, полагая при этом, что жилищные условия его семьи не изменились, а Л.М. (мать его супруги) как была, так и остается членом их семьи, соответственно, должна учитываться при расчете уровня обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи; на продажу в сентябре 2017года квартиры по адресу: ...., общей площадью 29,1 кв.м, истец получил согласие Комитета.
В судебном заседании Котельников М.М. и его представитель Лемиш С.В., допущенный к участию в судебном заседании по устному ходатайству истца согласно ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, а также 3-е лицо Котельникова Ю.М. на удовлетворении требований настаивали, доводы иска поддержали, пояснив дополнительно, что как на момент принятия семьи истца на учет, так и в настоящее время истец вместе со своей семьей проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., общей площадью 29,4 кв.м, принадлежащем на праве собственности Котельниковой Ю.М. с 03.04.2006г., вместе с ними проживает мать Котельниковой Ю.М. – Л.М., она вселилась в данное жилое помещение в феврале 2009года с согласия собственника (Котельниковой (на тот момент – ) Ю.М.) и в качестве члена семьи собственника, молодая семья ведет общее хозяйство с Л.М., она помогает им в воспитании детей.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» Саливон Н.А., действующая по доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что семья истца была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, на основании пп. 5 п. 7 ст. 3 Закона Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» - в связи с неправомерными действиями должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет, а именно при проведении переучета было установлено, что семья истца принята на учет ошибочно, т.к. при определении уровня обеспеченности молодой семьи, состоящей из 5-ти человек, общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи в расчет ошибочно включена Комитетом мать супруги истца Л.М., проживающая совместно с молодой семьей, в связи с чем уровень обеспеченности составил менее 11 кв.м на каждого члена семьи, Л.М. не могла учитываться при расчете, т.к. она не является членом молодой семьи.
Администрация МОГО «Ухта» извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя для участия в судебном заседании не направила, в отзыве на иск просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признает, поддерживает позицию Комитета.
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, в отзыве на иск поддерживает позицию Комитета и администрации МОГО «Ухта».
Представитель МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта» по доверенности ФИО14 в ранее проведенном судебном заседании пояснила, что Список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2018году по Республике Коми был утвержден приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 20.03.2018г. №91-п, т.е. после снятия Комитетом семьи истца с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, поэтому семья истца не была включена в данный Список; в случае если Комитет восстановит истца на учете, истец с составом семьи будет включен в указанный Список. В настоящее судебное заседание представитель МУ «Управление образования» не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей администрации МОГО «Ухта», Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, МУ «Управление образования».
Допрошенная в ранее состоявшемся судебном заседании свидетель Л.М. показала, что до 2006г. она проживала вместе с детьми (сыном и дочерью Ю.М. (3-м лицом)), на тот момент несовершеннолетними, в квартире по адресу: ...., общей площадью 44,3 кв.м, полученной в порядке приватизации, в 2006году данное жилое помещение было продано, на деньги, полученные от этой продажи, было приобретено жилье для детей, в т.ч. для дочери - Ю.М. по адресу: ...., она (свидетель) переехала в жилое помещение по адресу: г.... которое было получено ею в 2003 году порядке наследования по закону и в котором она проживала в период с 2006г. и до февраля 2009г., в 2009году данное жилое помещение (....) было продано свидетелем, т.к. нужны были деньги сыну, после продажи данной квартиры в феврале 2009года она (свидетель) вселилась к дочери – Котельниковой Ю.М. (на тот момент ) в жилое помещение, расположенное по адресу: ...., на тот момент дочь проживала в этой квартире с ребенком – А.А., <...> г..р., впоследствии дочь вышла замуж за истца, в браке у них родилось 2-е детей, их семья в полном составе по настоящее время проживает в жилом помещении по адресу: ...., свидетель проживает вместе с ними, т.к. другого жилья у неё нет, ведет при этом общее хозяйство с семьей дочери, помогает дочери и её супругу в воспитании 3-х детей. Л.М. полагает, что она является членом семьи Котельниковой Ю.М.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив их доводы, заслушав свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Закон №30-РЗ). В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми (в ред. Законов РК от 03.04.2006 N 26-РЗ, от 11.03.2008 N 12-РЗ), в т.ч. состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (далее - уполномоченный орган): семьи, имеющие трех и более детей (пункт 1, подпункт п. «г»), молодые семьи (пункт 1, подпункт "и" введен Законом РК от 03.04.2006 N 26-РЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», введенной Законом Республики Коми от 03.04.2006 N 26-РЗ, на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств (пункт 1 в ред. Закона РК от 11.03.2008 N 12-РЗ).
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 2 Закона №30-РЗ, имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2 в ред. Закона РК от 26.12.2014 N 176-РЗ).
В соответствии с Решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» от 01.03.2006 № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта» составляет 11,0 кв.м на каждого члена семьи.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления Котельникова М.М. от 27 сентября 2016 года, постановлением и.о. руководителя администрации МОГО «Ухта» от 28 ноября 2016 года .... Котельников М.М., <...> г..р., с составом семьи 5 человек: супругой – Котельниковой Ю.М., <...> г..р., и детьми: А.А., <...> г..р., К.М., <...> г.р., Т.М., <...> г..р., принят на учет с 27 сентября 2016 года на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категориям «молодая семья», «семья, имеющая 3-х и более детей».
Постановлением и.о. руководителя администрации МОГО «Ухта» от 16.12.2016г. ...., на основании постановления Правительства Республики Коми от 04.07.2007г. ...., истец с составом семьи 5 человек признаны имеющими достаточные доходы для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья, согласно представленным документам.
Постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 10.01.2017г. .... молодая семья Котельникова М.М. в составе семьи 5 человек (супруги и 3-е детей) признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Молодая семья была включена в Список молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату на строительство или приобретение жилья в 2018году по МОГО «Ухта», сформированный по состоянию на 31.08.2017г. администрацией МОГО «Ухта». Данный Список был направлен в Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми 31.08.2017г. исх. №3030, осуществляющее с 01.01.2016г. в пределах компетенции, установленной для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, функции по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в Республике Коми (Постановление Правительства Республики Коми от 21.01.2016 N 10 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Коми", постановление Правительства Республики Коми от 08.12.2015 №493).
Однако, в связи со снятием Комитетом молодой семьи Котельниковых с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, данная семья не была включена в Список молодых семей- претендентов на получение социальных выплат в 2018году Республики Коми, утвержденный приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 20.03.2018г. №91-п.
Как следует из материалов дела, Котельников М.М. и Котельникова Ю.М. (до брака - ) состоят в зарегистрированном браке с 20.06.2014г., от брака имеют 2-х сыновей: К.М. и Т.М., а также воспитывают дочь Котельниковой Ю.М. от 1-го брака А.А., <...> г..р.
По материалам учетного дела истца установлено, что на момент принятия семьи истца, состоящей из 5-ти человек (супруги и 3-е детей), на учет на получение вышеуказанной социальной выплаты, семья Котельниковых (супруги, 3-е детей и мать Котельниковой Ю.М. – Л.М.) проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., общей площадью 29,4 кв.м, зарегистрированном на праве собственности за супругой истца Котельниковой Ю.М. (прежняя фамилия Занде) на основании договора купли-продажи от 06.03.2006г. (дата государственной регистрации 03.04.2006г. ....). В данном жилом помещении семья в этом же составе (6 человек) проживает по настоящее время.
При постановке семьи истца на учет расчет уровня обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи был произведен Комитетом, исходя из суммарной площади данного жилого помещения (29,4 кв.м) и площади жилого помещения, расположенного по адресу: .... (29,1 кв.м), принадлежавшего в период с 29.05.2014г. по 06.10.2017г. на праве собственности истцу на основании договора мены 1\2 доли в праве на квартиру по адресу: ...., которая была получена истцом по приватизации (договор с администрацией МОГО «Ухта» от 17.05.2012г. №....), на квартиру по ...., (договор мены от 14.05.2014г.). По договору купли-продажи от 29.09.2017г. истец произвел отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: ...., право собственности истца прекращено 06.10.2017г. (выписка из Единого государственного реестра недвижимости в дело представлена).
При принятии семьи истца на учет Комитет учитывал для расчета нуждаемости истца и его семьи в улучшении жилищных условий 6 человек, в т.ч. Л.М. (мать супруги истца), проживающую совместно с молодой семьей в жилом помещении по адресу: ..... Комитетом был произведен следующий расчет: (29,4 + 29,1) : 6 = 9,75 кв.м, что менее учетной нормы (11 кв.м), установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23.
Иных жилых помещений (кроме указанных выше) в собственности истца и членов его семьи (в пределах 5-летнего срока, предшествующего дате обращения истца с запросом в Комитет) не имелось, что подтверждается уведомлениями Ухтинского отдела Управления Росреестра по Республике Коми, содержащими сведения по всем субъектам Российской Федерации за период с 01.11.1999г. по настоящее время, а также уведомлениями Ухтинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по РК. Нанимателями (членами семьи нанимателя) каких-либо жилых помещений истец, его супруга, их дети не являются.
Согласно справке МАУ «ИРЦ» от 10.01.2018г. в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., зарегистрированы: собственник – Котельникова Ю.М. (супруга истца) – с 21.03.2012г. и члены её семьи: супруг Котельников М.М. – с 02.09.2016г., дети: А.А. – с 21.03.2012г., К.М. –с 02.09.2016г., Т.М. – с 17.09.2016г., мать – Л.М., <...> г..р., – с 18.02.2009г. До сентября 2016г. истец и его дети: К.М. и Т.М. были зарегистрированы по .... – в жилом помещении, принадлежавшем на тот момент истцу на праве собственности.
По результатам проведенного Комитетом в 2017году переучета было установлено, что истец в сентябре 2017г. произвел отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: ...., по договору купли-продажи.
Иных изменений в жилищных условиях семьи истца не произошло, изменений в составе семьи также не было.
Постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 29.01.2018г. .... истец с составом семьи был снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, на основании пп. 5 п. 7 ст. 3 Закона Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» - в связи с неправомерными действиями должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет. В оспариваемом постановлении конкретные причины снятия семьи истца с учета не указаны.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, при проведении переучета Комитет посчитал, что семья истца принята на учет ошибочно, т.к. при определении уровня обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи в расчет ошибочно была включена мать супруги истца Л.М., проживающая совместно с молодой семьей, в связи с чем уровень обеспеченности составил менее 11 кв.м на каждого члена семьи. Согласно позиции ответчиков, Л.М. не могла учитываться при расчете, т.к. она не является членом молодой семьи, соответственно расчет нуждаемости молодой семьи в жилом помещении следовало производить следующим образом: (29,4 + 29,1) : 5 = 11,7 кв.м, что более учетной нормы (11 кв.м), установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23, и в этом случае нуждаемость в улучшении жилищных условий не определялась бы.
Иные основания для снятия истца с учета ответчиками не приводятся.
Суд полагает, что с позицией ответчиков согласиться нельзя по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», целью которой является оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В Приложении N 4 к указанной подпрограмме содержатся Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее по тексту – Правила), действовавшие на момент принятия молодой семьи Котельниковых на учет.
В соответствии с пунктом 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В вышеназванных Правилах (пункт 7) под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно положениям пункта 3(1) статьи 2 Закона РК №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в отношении граждан, указанных в пунктах 2 и 4 части 3 настоящей статьи, осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 3(1) введена Законом РК от 26.12.2014 N 176-РЗ).
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 11 Постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» разъяснил, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст. 55 ГПК РФ).
На основании вышеприведенных положений законодательства и разъяснений по их применению, Л.М. - мать супруги истца Котельниковой Ю.М., являющейся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ...., является членом её семьи, поскольку как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается имеющимися доказательствами, Л.М. вселена в указанное жилое помещение дочерью (собственником) в 2009году еще до создания собственником семьи с истцом, вселена в качестве члена семьи собственника, зарегистрирована и постоянно проживает в этом жилом помещении с 18.02.2009г. вместе с собственником и её семьей, ведет с ними общее хозяйство, помогает в воспитании детей. Объяснения истца и 3-го лица в указанной части согласуются с показаниями самой Л.М., допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля, и не оспариваются ответчиками, в связи с чем не доверять данным доказательствам у суда оснований нет. Как следует из объяснений 3-го лица Котельниковой Ю.М. и показаний свидетеля Л.М., квартира по адресу: .... была приобретена для Котельниковой Ю.М. (ранее – Занде) за счет денежных средств, полученных Л.М. и Котельниковой Ю.М. (ранее – Занде) от продажи жилого помещения, расположенного по адресу: .... (данная квартира была приобретена в порядке приватизации в общую долевую собственность Л.М. и ФИО15 (в 1\2 доле каждому) и отчуждена ими по договору купли-продажи03.04.2006г., выписка из ЕГРН в деле имеется).
Согласно уведомлениям Ухтинского отдела Управления Росреестра по Республике Коми, содержащим сведения по всем субъектам Российской Федерации за период с 01.11.1999г. по настоящее время, а также уведомлениям Ухтинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по РК, каких-либо жилых помещений в собственности Л.М. в пределах 5-летнего срока, предшествующего дате обращения истца с запросом в Комитет, не имелось и в настоящее время не имеется. Жилое помещение, расположенное по адресу: ...., находившееся в собственности Л.М. с 2003 года (согласно выписке из ЕГРН), в котором она имела постоянную регистрацию (согласно данным паспорта) и проживала в период с 2006г. и до февраля 2009г., было отчуждено ею в феврале 2009г. по договору купли-продажи. Иных жилых помещений в собственности Л.М. не было. Нанимателем (членом семьи нанимателя) каких-либо жилых помещений Л.М. не является.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что при расчете уровня обеспеченности молодой семьи истца общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи должен учитываться состав семьи истца 6 человек, включая Л.М., соответственно расчет был произведен Комитетом при приеме истца на учет правильно: (29,4 + 29,1) : 6 = 9,75 кв.м, что менее учетной нормы (11 кв.м), установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23.
Таким образом, молодая семья Котельниковых, состоящая из 5-ти человек (супруги и 3-е детей), имеет право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья как обеспеченная общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи менее учетной нормы, установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23 (11 кв.м).
Неправомерных действий со стороны ответчиков при принятии истца с составом семьи 5 человек (супруги и 3-е детей) на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья с целью улучшения жилищных условий суд не усматривает.
Факт отчуждения истцом в сентябре 2017года жилого помещения по адресу: .... после признания семьи истца нуждающейся в целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" не является обстоятельством, имеющим значение для настоящего дела, в связи с чем в данном случае не могут быть применены нормы ст. 53 Жилищного кодекса РФ и положения п. 14 ст. 2 Закона РК №30-РЗ о намеренном ухудшении жилищных условий. Независимо от наличия или отсутствия в собственности истца указанного жилья уровень обеспеченности молодой семьи Котельниковых общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи не превышает учетную норму 11 кв.м, о чем свидетельствует произведенный судом расчет.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Котельникова М.М. удовлетворить.
Признать постановление руководителя администрации МОГО «Ухта» от 29 января 2018 года .... о снятии Котельникова М.М. с составом семьи с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, незаконным.
Обязать администрацию МОГО «Ухта», Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Муниципальное учреждение «Управление образования» администрации МОГО «Ухта» восстановить Котельникова М.М., <...> г..р., с составом семьи: супругой – Котельниковой Юлией Михайловной, <...> г..р., и детьми: А.А., <...> г..р., К.М., <...> г..р., Т.М., <...> г..р., на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство и приобретение жилья по категории «Молодая семья», «Семья, имеющая 3-х и более детей» в соответствии с Законом Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» с даты первоначальной постановки на указанный учет – с 27 сентября 2016 года, с включением их в соответствующий Список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище на 2015-2020годы», получающих соответствующую социальную выплату в 2018году, в Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2018году Республики Коми.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 23 мая 2018 года.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон