Дело № 2-2535/2019
УИД 24RS0013-01-2019-001485-29
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2019 года п.г.т. Емельяново Красноярского края
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Сисюра Л.В.,
при секретаре Цих Д.С.,
с участием старшего помощника прокурора Емельяновского района Свириденко С.А.,
материального истца Едифанова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах Едифанова Андрея Владиславовича к администрации Емельяновского района Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Емельяновского района Красноярского края в интересах Едифанова Андрея Владиславовича, обратился в суд с иском к администрации Емельяновского района Красноярского края о возложении обязанности предоставить Едифанову А.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что Едифанов А.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; жилого помещения в собственности не имеет, по договору социального найма жилье ему не предоставлялось. В связи с чем, прокурор просит обязать ответчика предоставить Едифанову А.В. жилое помещение на территории Емельяновского района либо поселка Кедровый по договору найма специализированного жилого помещения соответствующее степени благоустройства указанных муниципальных образований отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, общей площадью в пределах нормы предоставления 33 кв.м., с допусками, установленными п.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка».
В судебном заседании старший помощник прокурора Свириденко С.А. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Материальный истец Едифанов А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Емельяновского района Красноярского края, представитель третьего лица на стороне ответчика - Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом, в соответствии с требованиями ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ (л.д. 41-42).
На основании ст. 233 ГПК РФ, с согласия прокурора, материального истца суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие материального истца, представителей ответчика и третьего лица в порядке заочного производства.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Законом Красноярского края от 24.12.2009г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» наделены на неограниченный срок исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (далее - органы местного самоуправления), в том числе муниципальное образование Емельяновский район, государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 02.11.2000г. № 12-961 «О защите прав ребенка».
Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление их по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории лиц, а также лицам, которые относились ранее к данной категории и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.
В соответствии с ч.14 ст.17 Закона края от 02.11.2000г. № 12-961 «О защите прав ребенка» общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения – 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров.
Из представленных материалов дела следует, что родителями Едифанова Андрея Владиславовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются мать – ФИО1, отец ФИО2 (л.д. 18).
Отец Едифанова А.В. – ФИО2 умер 07.06.2007г., о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена актовая запись № (л.д. 9).
Заочным решением Емельяновского районного суда от 04.02.2008 Едифанова В.Н. лишена родительских прав в отношении ФИО3 (л.д. 20-21).
Постановлением администрации Емельяновского района № 1310 от 28.11.2007 «Об установлении опеки над несовершеннолетними Едифановым Евгением и Екатерино, опеки над несовершеннолетним Едифановым Андреем, за несовершеннолетним Едифановым А.В. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 7).
Постановлением администрации Емельяновского района № 2974 от 06.11.2012 внесены изменения в постановление администрации района от 31.08.2006 № 873, а именно отменен п. 2 постановления о закреплении за несовершеннолетним жилого помещения (л.д. 23).
Согласно выписке из приказа Министерства образования Красноярского края от 24.12.2018 № 795-11-05 Едифанов А.В. включен в Краевой список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, номер очереди - 1426 (л.д. 15).
Согласно уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений, а также по информации Емельяновского дополнительного офиса Красноярского отделения Восточно-сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Едифанов А.В., ФИО1, ФИО2 не имеют в собственности объектов недвижимого имущества (л.д. 8, 11, 12, 13, 24, 25, 28, 29).
Из справки администрации Емельяновского района следует, что Едифанову А.В., ФИО2, ФИО3 жилое помещение по договору социального найма на территории Емельяновского района не предоставлялось (л.д. 30).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО3 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма или договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение ему не предоставлялось, включен в Краевой список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения ФИО3, возложенная на органы местного самоуправления согласно действующему законодательству, ответчиком не исполнена, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность предоставить ФИО3 жилое помещение на территории Емельяновского района Красноярского края либо п.Кедровый Красноярского края по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее степени благоустройства указанных муниципальных образований, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью, исходя из 33 кв.м., с допусками, установленными п.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. №12-961 «О защите прав ребенка».
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования в интересах Едифанова Андрея Владиславовича к администрации Емельяновского района Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края предоставить Едифанову Андрею Владиславовичу жилое помещение на территории Емельяновского района Красноярского края либо п.Кедровый Емельяновского района Красноярского края по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее степени благоустройства указанных муниципальных образований, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, общей площадью в пределах нормы предоставления 33 кв.м., с допусками, установленными п.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.В. Сисюра