ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении №
4 августа 2023 года <адрес>
Судья Красноглинского районного суда <адрес> Кремнева Т.Н.,
с участием лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении Савельева В.М.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Савельева В. М., <дата> года рождения, уроженца и гражданина Республики Таджикистан, фактически проживающего по адресу: <адрес>, <адрес>, <данные изъяты> <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Согласно протокола 23 № об административном правонарушении, составленного <дата> старшим командиром 4 мобильного взвода полка ППСП УМВД России по <адрес>, установлено, что <дата> в 08.20 часов Савельев В.М., в нарушение
ч.2 ст.5 Федерального закона от <дата> № 115-ФЗ, уклонился от своевременного выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания с 2015 года, то есть совершил правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
При рассмотрении протокола Савельев В.М. вину в правонарушении признал, пояснил, что въехал на территорию РФ в 2003 году с семьей, проживали в <адрес>. Мать, сестра и брат до настоящего времени проживают в <адрес>, получили гражданство Российской Федерации.
В <адрес> также проживает <данные изъяты> сын Савельева В.М. В <адрес> семья оказалась вынуждено, бабушка была эвакуирована в годы Великой Отечественной войны. Мать родилась в Республики Таджикистан. Савельев В.М. в <адрес> приехал около 5 лет назад, проживает с гражданской супругой Сачковой Н.П. и ее детьми, намерены зарегистрировать брак. Работает эпизодически, занимается внутренней отделкой помещений. Не выехал своевременно, поскольку планировал получить гражданство, но из-за отсутствия достаточных финансов не смог это сделать. С родственниками из <адрес> общается, созванивается.
Свидетель Сачкова Н.П., предупрежденная судом по ст.17.9 КоАП РФ, за дачу ложных показаний, суду показала, что Савельев В.И. приходится ей гражданским супругом, проживают вместе с 2020 года, намерены зарегистрировать брак, он воспитывает ее сыновей, работает строителем, занимается ремонтными работами. Охарактеризовать его может только с положительной стороны, как доброго, отзывчивого человека, любящего детей. Представила суду письменные характеристики от соседей на Савельева В.М.
Выслушав лицо, привлекаемое к ответственности, свидетеля, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Часть 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты
таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации
по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - и влечет
наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статья 2.6 КоАП РФ устанавливает, что находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации (особые правила действуют лишь в отношении лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетами).
Согласно ст. 11 Федерального закона от <дата> № 115-ФЗ «Оправовом положении иностранных граждан в РФ», иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании
документов, выданных или оформленных им в соответствии с указанным законом, временно проживающий в Российской Федерации
иностранный гражданин не вправе по собственному желанию
изменять место своего проживания в пределах субъекта
Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Указанным законом установлено, что законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным
договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу ст. 24 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда на территорию РФ» от <дата> №114-ФЗ иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым
Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международными
договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от <дата> № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина
в РФ определяется сроком действия выданной ему визы.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное пребывание, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой
деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии
со ст. 13.2 настоящего Федерального закона.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд вРФ.
Установлено, что Савельев В.М. по окончании срока пребывания, с <дата> по настоящее время, из Российской Федерации не выехал, проживает в Российской Федерации без постановки на миграционный учет, без документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации на законных основаниях. Каких-либо доказательств уважительных причин объективного характера для пребывания на территории России по настоящее время в судебном заседании не представлено.
Вина Савельева В.М. подтверждается пояснениями в судебном заседании, представленными материалами: протоколом об административном правонарушении от <дата>, сведениями из СПО СК АС ЦБД УИГ «Мигрант», письменными объяснениями, другими документами.
Таким образом, судом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении в силу
ст. 26.1 КоАП РФ.
Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что в действиях Савельева В.М. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку в судебном заседании установлено, что он уклонилась от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, в отсутствии документов, подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, <дата>) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на территории Российской Федерации у Савельева В.М. проживает семья (мать, брат, сестра – граждане Российской Федерации), а также <данные изъяты> ребенок. Савельев В.М. намерен зарегистрировать брак с Сачковой Н.П., что они оба подтвердили в судебном заседании.
<дата> Савельеву В.М. выдан новый паспорт гражданина Республики Таджикистан, срок действия до <дата>.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона №114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Савельева В.С. на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от <дата> №-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от <дата> №-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от <дата> №-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 3-П, от <дата> N 5-П, от <дата> N 8-П, от <дата> N 15-П, от <дата> N 1-П, от <дата> N 5-П и др.).
В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Сведений о судимости и привлечения Савельева В.М. к административной ответственности не имеется.
Таким образом, с учетом данных о личности Савельева В.М., а также конкретных обстоятельств настоящего дела, указывающих на нарушение его права на уважение семейной жизни, назначение названному лицу административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в упомянутых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, суд приходит к выводу о возможности назначения
наказания в виде штрафа в пределах санкции статьи без назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Савельева В. М., <дата> года рождения, уроженца и гражданина Республики Таджикистан, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вынесения.
Административный штраф подлежит уплате не позднее дня выезда за пределы Российской Федерации, но не более 60 суток со дня вступления постановления в законную силу по реквизитам:
получатель платежа ОП № по <адрес>, ИНН №, КПП 631601001, р/счет 03№, банк получателя Отделение Самара Банка России//УФК по <адрес> <адрес>, КБК 18№, БИК 013601205, ОКТМО 36701315, УИН 18№, протокол 23 № от <дата>.
Квитанцию об уплате штрафа представить в Красноглинский районный суд <адрес> по адресу: 443026, <адрес>, ул. <адрес>,
<адрес>, каб. №, либо на адрес электронной почты суда krasnoglinsky.sam@sudrf.ru с указанием номера постановления.
Судья Т.Н. Кремнева