Дело № 2-1300/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Усть-Абакан 20 ноября 2014 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Дергуновой Е.В.
при секретаре Лахтюковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бабичева А.В. об оспаривании постановления главы администрации.. . сельсовета об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, -
УСТАНОВИЛ:
Бабичев А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления главы администрации.. . сельсовета об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, мотивируя требования тем, что является участником Великой Отечественной войны. *** он обратился в администрацию.. . сельсовета с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако постановлением ***, вынесенным *** главой администрации.. . сельсовета, ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Просит суд указанное постановление, которым нарушается предоставленное ему государством право на социальную поддержку как участника Великой Отечественной войны, признать незаконным.
В судебном заседании представитель заявителя Бабичева А.В. - Смирнова Л.С., действующая на основании доверенности, требования уточнила, просила суд постановление ***, вынесенное *** главой администрации.. . сельсовета, об отказе в принятии Бабичева А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении признать незаконным, возложить на администрацию.. . сельсовета обязанность принять Бабичева А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, приведя доводы, изложенные в заявлении.
Заявитель Бабичев А.В. в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был извещен, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заинтересованное лицо – глава администрации.. . сельсовета Куцман А.Ф. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, в соответствии с ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации (в статье 40) провозглашено право каждого гражданина на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (ч. 1 ст. 249 ГПК РФ).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Так, подп. 3 п. 1 ст. 15 данного Федерального закона предусмотрено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» – «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Пунктом 1 статьи 23.2. указанного Федерального закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 11 этой же статьи определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 26 апреля 2006 года № 14-ЗРХ «О порядке и форме предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидов и семьям, имеющим детей-инвалидов, жилых помещений в Республике Хакасия» право на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законодательством имеют участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Решением Совета депутатов муниципального образования.. . от *** *** установлена учетная норма площади жилого помещения для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в размере 18 кв. метров общей площади занимаемого жилого помещения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 51 данного Кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Бабичев А.В., *** года рождения, является участником Великой Отечественной войны,.. ., и имеет права и льготы, установленные ст. 15 Федерального закона «О ветеранах».
*** в целях реализации своих жилищных прав Бабичев А.В. обратился в администрацию.. . сельсовета с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обосновывая просьбу непригодностью жилого помещения, в котором проживает с супругой Б.М.И.
*** решением жилищной комиссии администрации.. . сельсовета Бабичев А.В. был признан нуждающимся в жилом помещении и о постановке данного лица на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Однако постановлением ***, вынесенным *** главой администрации.. . сельсовета, Бабичеву А.В. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела видно, что Бабичев А.В. и его супруга Б.М.И. являлись сособственниками квартиры общей площадью *** кв.м., находящейся по адресу:.. .
*** указанное жилое помещение в установленном законом порядке сособственниками было отчуждено А. и Р. на основании заключенного договора дарения.
До настоящего времени заявитель с супругой состоят на регистрационном учете и проживают по указанному адресу.
В настоящее время объектов недвижимости в собственности заявитель не имеет.
Из заключения Общества с ограниченной ответственностью «...», составленного ***, общий физический износ вышеуказанного жилого помещения составляет.. . %, конструкции стен и чердачного перекрытия не соответствуют принятым показателям теплопередачи, техническое состояние грунтов основания и фундаментов, чердачного перекрытия, крыши, полов оценено как ограниченно-работоспособное, стен, перегородок, окон и дверей, кровли, печного отопления (требуется полная перекладка существующих печей), электропроводки (электропроводка не соответствует Правилам устройства электроустановок) – аварийное, кроме того отсутствует система водоснабжения, канализации и вентиляции, нормальные условия проживания отсутствуют. Таким образом, техническое состояние строительных конструкций жилого помещения, в котором проживает Бабичев А.В., оценивается как аварийное.
Аналогичные выводы содержатся в акте обследования жилого помещения, составленного *** жилищной комиссией администрации.. . сельсовета, послужившем основанием принятия данной комиссией решения о признании Бабичева А.В. нуждающимся в жилом помещении и постановке данного лица на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Учитывая возраст Бабичева А.В., состояние его здоровья (...), проживание в неблагоустроенной жилом помещении является для него затруднительным.
Таким образом, отчуждение Бабичевым А.В. непригодного для проживания жилого помещения не может являться основанием для отказа в принятии Бабичева А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку условия его проживания не изменились.
Кроме того, суд считает, что невозможно ухудшить жилищные условия, если эти жилищные условия и так неблагоприятны, а квартира непригодна для проживания.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для отказа в принятии заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не имелось, оспариваемое постановление главы администрации.. . сельсовета об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении нарушает права и законные интересы Бабичева А.В., в связи с чем, заявленные им требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Бабичева А.В. удовлетворить.
Постановление ***, вынесенное *** главой администрации.. . сельсовета, об отказе в принятии Бабичева А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении признать незаконным.
Возложить на администрацию.. . сельсовета обязанность принять Бабичева А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.
Председательствующий: Е.В. Дергунова