Дело № 2-5043/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 16 апреля 2015 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи – Н.В. Качаловой,
при секретаре – К.А. Моисееве,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абрамовой Т. А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Абрамова Т. А. (далее - истец) обратилась в Вологодский городской суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области (далее - ответчик) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Своё заявление обосновывает тем, что ответчик, необоснованно не включив в её специальный стаж следующие периоды: период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом; периоды курсов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, семинар с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Просила суд: признать решение ответчика в части отказа во включении указанных периодов в специальный стаж незаконным и не порождающим последствий; обязать ответчика включить указанные периоды в её специальный стаж; взыскать с ответчика судебные издержки в виде расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец и её представитель по ходатайству – Каминина В.А. на требованиях настаивали.
Представитель ответчика по доверенности – Котова Н.Л. иск не признала.
Суд, заслушав участников процесса; исследовав материалы дела; проанализировав всю совокупность представленных доказательств, пришёл к следующему.
Истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжёлыми условиями труда.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу было отказано в связи с тем, что требуемый специальный стаж не выработан.
Так, из специального стажа были исключены следующие периоды:
- периоды работы истца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей <данные изъяты> медицинским пунктом <данные изъяты> ЦРБ, так как в соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, утверждённой Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 года № 377 должность «заведующий» относится к руководителям структурных подразделений; факт осуществления работы в должностях среднего медицинского персонала документально не подтверждён;
- периоды курсов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, семинар с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, так как в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пении, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, данные периоды не засчитываются в специальный стаж.
Данный отказ послужил основанием для обращения истца в суд с вышеназванным иском.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Закрепляя правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий.
При этом в силу части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы её принципов и норм.
В соответствии со статьёй 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности.
Поскольку правоотношения сторон возникли до 01.01.2015 года, то к ним применяются положения Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 названного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, в том числе, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из записей в трудовой книжке истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец принята на работу в <данные изъяты> ЦРБ на должность заведующей <данные изъяты> медпунктом. ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию.
По мнению суда, указанный период работы истца необоснованно исключён из специального стажа ввиду следующего.
На момент работы истца в должности заведующей медпунктом специальный стаж исчислялся по нормам постановления Совета Министров Российской Федерации от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».
Пунктом 1 Списка предусматривались врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии с настоящим списком, а периоды после указанной даты - в соответствии со списком и Правилами, утверждёнными указанным постановлением.
Ранее действовавшим нормативным правовым актами, регулировавшим досрочное пенсионное обеспечение за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, за период до 01.11.1999 года, включалась работа в должности среднего медперсонала независимо от наименования должности и учреждений всех форм собственности.
<данные изъяты> медпункт являлся структурным подразделением <данные изъяты> ЦРБ, и истец, имея специальное медицинское образование, в течение полного рабочего дня осуществляла деятельность по охране здоровья населения, выполняла обязанности в лечебном учреждении.
Выполнение истцом соответствующих обязанностей, а именно: того, что в спорный период в её трудовую функцию входило именно осуществление лечебной деятельности, а не какой-либо иной, подтверждено объяснениями истца, справкой № от ДД.ММ.ГГГГ из БУЗ ВО <данные изъяты>, из которой следует, что в указанный период истец не была освобождена от основной лечебной работы фельдшера (вела приём больных, оказывала экстренную медицинскую помощь, обслуживала детей, беременных женщин, проводила процедуры и т.д.).
С учётом изложенного вышеназванный период работы истца подлежит зачёту в её специальный стаж в льготном исчислении из расчёта один год работы за один год и три месяца, поскольку <данные изъяты> медпункт находился на территории сельского поселения <данные изъяты> района и относился к сельской местности.
Далее, документально подтверждено, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась на курсах, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – на семинаре.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Повышение квалификации для медицинского работника является обязательным.
С учётом изложенного, на основании статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации вышеуказанные спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, поскольку за работником в указанный период сохраняется место работы, и производятся выплаты, предусмотренные законодательством, в том числе страховые взносы.
С учётом изложенного требования истца следует удовлетворить в полном объёме.
На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования Абрамовой Т. А. удовлетворить.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области зачесть Абрамовой Т. А. в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей <данные изъяты> медицинским пунктом <данные изъяты> ЦРБ в льготном исчислении; курсы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, семинар с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в календарном исчислении.
Признать решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения указанных периодов из специального стажа Абрамовой Т. А. недействительным.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области в пользу Абрамовой Т. А. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей 00 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Н.В. Качалова
Мотивированное решение составлено 20.04.2015 года.