№ 2–401/2020
10RS0011-01-2019-011299-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Бингачовой Е.М.,
при помощнике Бондаренко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны РФ к Сковородниковой О.В. о взыскании убытков, причиненных незаконным удержанием служебного жилого помещения,
установил:
Истец обратился в суд с иском по следующим основаниям. Проведенной военной прокуратурой Петрозаводского гарнизона проверкой установлено, что Сковородникова О.В. во время прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации была обеспечена служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Министерство обороны Российской Федерации каких-либо обязательств перед Сковородниковой О.В. по обеспечению ее жилым помещением в соответствии с требованиями действующего законодательства не имеет, в связи с тем, что согласно решению № о предоставлении военнослужащему - гражданину Российской Федерации, проходящему военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (гражданину Российской Федерации, уволенному с военной службы), и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) Сковородниковой О.В. была предоставлена субсидия в размере <данные изъяты> руб. Также было заключено соглашение № между Сковородниковой О.В. и территориальным отделением ФГКУ «ЗРУЖО» Минобороны России в <адрес> о сдаче жилого помещения в течение 4-х месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ Сковородниковой О.В. перечислено <данные изъяты> руб. субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ по решению № от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ Сковородникова О.В. должна была освободить служебное жилое помещение. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации свои обязательства по обеспечению Сковородниковой О.В. жилым помещением для постоянного проживания выполнило в полном объеме. Сковородникова О.В. обязана освободить занимаемое указанное служебное жилое помещение с момента обеспечения жилым помещением по нормам, предусмотренным действующим законодательством. Это же обязательство установлено ч.1 ст.35 ЖК РФ, в соответствии с которой в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по предусмотренным основаниям, данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить им пользоваться), а также установлено соглашением №. С момента начисления Сковородниковой О.В. жилищной субсидии, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, Министерство обороны Российской Федерации каких-либо обязательств перед ней по обеспечению ее жилым помещением не имеет. Однако, несмотря на выплату последней денежной субсидии, служебное жилое помещение своевременно сдано не было. Согласно акту осмотра жилого помещения при его сдаче от ДД.ММ.ГГГГ Сковородникова О.В. сдала служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ. Истец просит взыскать с ответчика денежные средства в размере <данные изъяты> руб. за незаконное пользование в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ чужим имуществом – служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом.
Ответчик в судебное заседание не явилась, извещена о судебном заседании, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, факт причинения ущерба не оспаривает.
Представитель третьего лица ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Побединский Н.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал требования заявлены обоснованно.
Третье лицо ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о рассмотрении дела уведомлены, представили отзыв на исковые требования, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заслушав представителя ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые эго лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В судебном заседании установлено, что Сковородникова О.В. во время прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации была обеспечена служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение установленным порядком.
В соответствии с приказами Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставление военнослужащим жилых помещений по договорам социального найма и служебных жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется уполномоченным органом - Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно решению № о предоставлении военнослужащему - гражданину Российской Федерации, проходящему военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (гражданину Российской Федерации, уволенному с военной службы), и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) Сковородниковой О.В. была предоставлена субсидия в размере <данные изъяты> руб. Также было заключено соглашение № между Сковородниковой О.В. и территориальным отделением ФГКУ «ЗРУЖО» Минобороны России в <адрес> о сдаче жилого помещения в течение 4-х месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ Сковородниковой О.В. перечислено <данные изъяты> руб. субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ по решению № от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ Сковородникова О.В. должна была освободить служебное жилое помещение.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации свои обязательства по обеспечению Сковородниковой О.В. жилым помещением для постоянного проживания выполнило в полном объеме, с ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны Российской Федерации каких-либо обязательств перед ней по обеспечению ее жилым помещением не имеет.
В силу положений ч.1 ст.35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
С момента начисления Сковородниковой О.В. жилищной субсидии, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, Министерство обороны Российской Федерации каких-либо обязательств перед ней по обеспечению ее жилым помещением не имеет. Сковородникова О.В. обязана освободить занимаемое указанное служебное жилое помещение с момента обеспечения жилым помещением по нормам, предусмотренным действующим законодательством.
Однако, несмотря на выплату последней денежной субсидии, служебное жилое помещение ответчиком своевременно сдано не было. Сковородникова О.В. сдала служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлен акт.
В соответствии с п.5 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно, проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Пункт 3 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 909 определен порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Пунктом 2 указанного постановления с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2015 № 989, вступивших в силу с 30.09.2015, установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим этого же пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 № 1103 «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения», по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров - для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации, уволенного с военной службы, указанных в абзаце первом настоящего пункта, 36 кв. метров - на семью из 2 человек, 43 кв. метров - на семью из 3 человек, по 12 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом МО РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных сил Российской федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», составляющих 18 кв. метров на одного человека. В случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по указанным нормам, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения.
Площадь незаконно занимаемого Сковородниковой О.В. жилого помещения составляла <данные изъяты> кв.м.
Учитывая изложенное, данное жилое помещение на законных основаниях могло быть предоставлено Министерством обороны Российской Федерации военнослужащему и членам его семьи на состав семьи из двух человек, из расчета по норме предоставления площади жилого помещения, составляющей 18 кв.м. на одного человека в соответствии со ст.15.1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится на оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, установлено, что Сковородникова О.В. своими действиями нарушила права истца на пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом, чем причинила убытки.
Согласно п.1. ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии с ч.1 ст.296 ГК РФ казенные предприятия и учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии со ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. В соответствии со ст.305 ГК РФ права, предусмотренные ст.ст.301-304 ГК РФ, принадлежат так же лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Материалами дела подтверждено, что в период незаконного занятия Сковородниковой О.В. служебного жилого помещения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Минобороны России выплачивало военнослужащим, нуждающимся в них в <адрес>, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны Российской Федерации выплатило компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений другим военнослужащим с составом семьи из двух человек в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. (размер денежной компенсации за наем жилых помещений по <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ для 2 членов семьи) х ДД.ММ.ГГГГ месяцев). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны Российской Федерации выплатило компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений другим военнослужащим с составом семьи из двух человек в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. (размер денежной компенсации за наем жилых помещений по <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ для 2 членов семьи) х <данные изъяты> месяца).
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию убытки в размере <данные изъяты>.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в бюджет Петрозаводского городского округа в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Министерства обороны РФ к Сковородниковой О.В. о взыскании убытков, причиненных незаконным удержанием служебного жилого помещения удовлетворить.
Взыскать со Сковородниковой О.В. в пользу Министерства обороны РФ денежные средства в размере 169225,56 руб.
Взыскать со Сковородниковой О.В. в бюджет Петрозаводского городского округа госпошлину в сумме 4584,52 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.М.Бингачова
Мотивированное решение составлено 28.01.2020.