Решение по делу № 2-2856/2019 ~ М-1909/2019 от 21.03.2019

Дело №2-2856/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2019 года г. Уфа

Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Давыдова Д.В.,

при секретаре Набиевой И.С.,

с участием представителей истцов Ремаревской Л.Р. и Битинаса А., действующих на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Администрации Калининского района ГО г. Уфа Султановой А.А., действующей на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чистяковой Е. С. и Чистяковой М. С. к Администрации городского округа г. Уфа и Администрации Калининского района ГО г. Уфа об обеспечении жилым помещением,

у с т а н о в и л:

Чистякова Е.С. и Чистякова М.С. обратились в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа, Администрации Калининского района ГО г. Уфа об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование указали, что Чистякова Е.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Чистякова М.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются сиротами, остались без попечения родителей в связи с тем, что мать М умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, отец О умер (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ).

Постановлением Администрации Калининского района г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ Истцы переданы под опеку Л.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Истцам предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. Помещение состоит из 1 жилой    комнаты площадью 19 кв.м, без санузла и без места для приготовления пищи.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Главы Администрации Калининского района г. Уфы РБ признан факт невозможности проживания Чистяковой Е.С. в ранее занимаемом помещении.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Главы Администрации Калининского района г. Уфы РБ признан факт невозможности проживания Чистяковой М.С. в ранее занимаемом помещении.

Однако, впоследствии, вышеназванные Распоряжения были отменены с вынесением нового Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Главы Администрации Калининского района г. Уфы РБ об отказе в признании факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении на основании Протокола заседания межведомственной комиссии Администрации Калининского района г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ.

При рассмотрении обращения в ДД.ММ.ГГГГ года Межведомственной комиссией Администрации Калининского района г. Уфы РБ были суммированы площади Помещения и Квартиры, принадлежащей Л O.A. 9,5 кв.м.+ 7,48 кв.м. = 16,98 кв.м.

Однако, комиссией не было учтено то обстоятельство, что фактически не представляется возможным суммировать площади двух разных помещений - занимаемой комнаты по адресу: <адрес>, комната и квартиры по адресу: <адрес>.

    Истцы просят признать Решение Межведомственной комиссии Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании факта невозможности проживания Чистяковой Е. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Чистяковой М. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в ранее занимаемом помещении - незаконным;

    Признать Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ Главы Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ об отказе в признании факта невозможности проживания Чистяковой Е. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Чистяковой М. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в ранее занимаемом помещении - незаконным;

    Установить факт невозможности проживания Чистяковой Е. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Чистяковой М. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в жилом помещении по адресу: <адрес>, так как общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот.    

    Установить факт невозможности проживания Чистяковой Е. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Чистяковой М. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в жилом помещении по адресу: <адрес>, так как общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот.

    Обязать Ответчика Администрацию Калининского района ГО г. Уфа РБ включить Чистякову Е. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Чистякову М. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения в законную силу;

Обязать Ответчиков Администрацию Калининского района ГО г. Уфа РБ, Администрацию ГО г. Уфа РБ предоставить Чистяковой Е. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Чистяковой М. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не позднее 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

В судебное заседание истцы не явились, будучи извещенными надлежащим образом, просили о рассмотрении гражданского дела без их участия, при этом представители истцов исковые требования поддержали в полном объеме, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении, просили иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Администрация Калининского района ГО г. Уфа РБ исковые требования не признала, пояснив, что поскольку суммарная площадь двух жилых помещений находящихся в собственности истцов соответствует учетной норме, то и принятое решение об отказе в признании факта невозможности проживания является законным и обоснованным.

Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом.

В соответствии со ст.167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пунктом "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс Российской Федерации), Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ).

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определяются Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ (в редакции от 25.11.2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Чистякова Е.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Чистякова М.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются сиротами, остались без попечения родителей в связи с тем, что мать М умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, отец О умер (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ).

Постановлением Администрации Калининского района г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ Истцы переданы под опеку Л.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Истцам предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. Помещение состоит из 1 жилой    комнаты площадью 19 кв.м, без санузла и без места для приготовления пищи.

ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией Администрации Калининского района ГО г. Уфы РБ дано Заключение о признании факта невозможности проживания Истцов в ранее занимаемом помещении.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Главы Администрации Калининского района ГО г. Уфы РБ признан факт невозможности проживания Чистяковой Е.С. в ранее занимаемом помещении.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Главы Администрации Калининского района ГО г. Уфы РБ признан факт невозможности проживания Чистяковой М.С. в ранее занимаемом помещении.

Впоследствии, вышеназванные Распоряжения были отменены с вынесением нового Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Главы Администрации Калининского района ГО г. Уфы РБ об отказе в признании факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении на основании Протокола заседания межведомственной комиссии Администрации Калининского района г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ.

При рассмотрении вопроса об установлении факта невозможности проживания Истцов в занимаемом помещении Межведомственной комиссией Администрации Калининского района г. Уфы РБ были учтены только данные фактической площади занимаемого помещения в сравнении с учетной нормой.

Общая площадь Помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения 19/2= 9,5 кв.м.

Истцы на момент первичного обращения являлись и являются собственниками по 1/6 доли квартиры, принадлежащей бывшему опекуну Л O.A. по адресу: <адрес>, что составляет по 7,48 кв.м.

При рассмотрении обращения в ДД.ММ.ГГГГ года Межведомственной комиссией Администрации Калининского района г. Уфы РБ были суммированы площади Помещения и Квартиры, принадлежащей Л O.A. 9,5 кв.м.+ 7,48 кв.м. = 16,98 кв.м.

Однако, комиссией не было учтено то обстоятельство, что фактически не представляется возможным суммировать площади двух разных помещений - занимаемой комнаты по адресу: <адрес>, комната и квартиры по адресу: <адрес>.

Согласно ч.2, ч. 3 ст.2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и    детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей

нанимателей по договорам социального найма, либо собственниками которых они являются, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 сентября 2013 года №438 (ред. от 13.08.2015 года), проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если это не противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

- жилые помещения не пригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской федерации;

- общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот.

Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в жилом помещении, по адресу: <адрес>, менее учетной нормы и составляет 9,5 кв.м.

Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в жилом помещении, по адресу: <адрес>, также менее учетной нормы и составляет 7,48 кв.м.

Учитывая изложенные обстоятельства, как в отдельности, так и в совокупности, проживание заявителей Чистяковой Е. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Чистяковой М. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в помещении по адресу: <адрес> площадью по 9,5 кв.м, на каждого заявителя является невозможным.

Также как является невозможным проживание заявителей площади по 7,48 кв.м, что соответствует 1/6 доле в праве собственности, на каждого заявителя в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащего Л

Как установлено, Истцы относятся к категории детей оставшихся без попечения родителей и имеют право на обеспечение вне очереди жилым помещением.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение. Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72 п. «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе и в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российском Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российском Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).

В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федеральною закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.

Как указано в п. 9 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК Российской Федерации (в ред. Закона №15-ФЗ от 29 февраля 2012 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом Российской Федерации от 29.02.2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вступил в законную силу 01.01.2013 года, внесены измерения.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся бет попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилою помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Учитывая, что Чистяковой Е.С. и Чистяковой М.С. право на получение жилого помещения не было реализовано, они имеют право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

На основании вышеизложенного, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в части возложения обязанности на Администрацию ГО г. Уфа предоставить Чистяковой Е.С. и Чистяковой М.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чистяковой Е. С. и Чистяковой М. С. к Администрации городского округа г. Уфа и Администрации Калининского района ГО г. Уфа об обеспечении жилым помещением удовлетворить.

Признать Решение Межведомственной комиссии Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании факта невозможности проживания Чистяковой Е. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Чистяковой М. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в ранее занимаемом помещении - незаконным;

    Признать Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ Главы Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ об отказе в признании факта невозможности проживания Чистяковой Е. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Чистяковой М. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в ранее занимаемом помещении - незаконным;

Обязать Администрацию городского округа город Уфа включить Чистякову Е. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Чистякову М. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и предоставить им благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы, через Калининский районный суд г. Уфы РБ.

Судья Давыдов Д.В.

2-2856/2019 ~ М-1909/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чистякова Мария Сергеевна
Чистякова Елизавета Сергеевна
Ответчики
Министерство образования РБ
администрация городского округа г.Уфа
Администрация Калининского района ГО г.Уфа
Суд
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Давыдов Д.В.
Дело на сайте суда
kalininsky--bkr.sudrf.ru
21.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2019Передача материалов судье
21.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2019Подготовка дела (собеседование)
23.04.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.06.2019Предварительное судебное заседание
08.07.2019Судебное заседание
11.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2019Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее