№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2023 г. г. Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Пудовкиной Е.С.,
при помощнике судьи, ведущего протокол судебного заседания, Ивановой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску ООО «Комета» к судебным приставам-исполнителям ОСП <адрес> ГУФССП России по Самарской области Долматовой ОВ, Ходотовой СИ, врио начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Промышленного района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Тимаеву ВГ, ГУФССП России по Самарской области о признании незаконным бездействие, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Комета» обратилось в Промышленный районный суд г. Самары с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП Промышленного района г.Самары ГУФССП России по Самарской области Долматовой О.В., врио начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Промышленного района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Тимаеву В.Г., ГУФССП России по Самарской области о признании незаконным бездействие, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на исполнении в ОСП Промышленного района г.Самары находилось исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании судебного приказа № о взыскании задолженности с Новичковой А.Ю. в пользу ООО «Комета». ДД.ММ.ГГГГ по информации Банка данных исполнительных производств стало известно, что исполнительное производство окончено ДД.ММ.ГГГГ по п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановление об окончании исполнительного производства в адрес взыскателя в нарушение ч. 6 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебным приставом-исполнителем направлено не было. Исполнительный документ взыскателю не возвращен. Полагает, что действиями судебного пристава ОСП Промышленного района г. Самары существенно нарушаются права взыскателя на повторное предъявление исполнительного документа для принудительного исполнения в установленные законом порядке и сроки, а в последующем может привести к невозможности исполнения. В связи с отсутствием контроля начальника отдела – старшего судебного пристава за направлением в адрес взыскателя подлинников исполнительных документов, взыскатель лишен возможности как предъявить их повторно в службу судебных приставов, так и направить их для исполнения в организации по месту получения дохода напрямую.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд признать незаконным бездействие начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Промышленного района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Тимаева В.Г., выразившееся в отсутствии контроля за направлением взыскателю в установленные сроки постановления об окончании исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ и подлинника исполнительного документа № в отношении должника Новичковой А.Ю., признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района г.Самары Долматовой О.В., выразившееся в не направлении взыскателю в установленные сроки постановления об окончании исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ и подлинника исполнительного документа № в отношении должника Новичковой А.Ю.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечен судебный пристав-исполнитель ОСП Промышленного района г.Самары ГУФССП России по Самарской области Ходотова С.И., в качестве заинтересованного лица Новичкова А.Ю.
Административный истец, ООО «Комета», в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом, в административном иске ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя вне зависимости от даты и времени судебного заседания.
Административные ответчики - судебные приставы-исполнители ОСП Промышленного района г.Самары ГУФССП России по Самарской области Долматова О.В., Ходотова С.И., врио начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Промышленного района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Тимаев В.Г., ГУФССП России по Самарской области, заинтересованное лицо Новичкова А.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11).
В силу части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
На основании статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со статьей 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 1).
Согласно части 1 статьи 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В связи с оспариванием бездействий, имеющих длительный характер, срок предусмотренный, статьей 219 КАС РФ, для обращения в суд административным истцом не пропущен.
Судом установлено и следует из представленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Промышленного района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Долматовой О.В., на основании исполнительного документа – судебного приказа №, выданного мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> Республики о взыскании с должника Новичковой А.Ю. денежных средств в пользу ООО «Комета», возбуждено исполнительное производство №-ИП. Предмет исполнения: задолженность в размере 38 765,31 руб.
В рамках указанного исполнительного производства СПИ Долматовой О.В. были направлены запросы в регистрирующие органы, кредитные организации, органы ПФР, ЗАГС, что подтверждается сводкой по исполнительному производству.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ СПИ Долматовой О.В., вынесены постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ СПИ Долматовой О.В., вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника находящиеся на счетах ПАО «МТС-БАНК».
ДД.ММ.ГГГГ СПИ Долматовой О.В. осуществлен выход по месту жительства должника, о чем составлен акт.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ОСП Промышленного района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Долматова О.В. в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях составила акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю и на основании пункта 3 части 1 статьи 46, пункта 3 части 1 статьи 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесла постановление № об окончании исполнительного производства №-ИП и о возвращении исполнительного документа взыскателю.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
На основании пункта 3 части 1 статьи 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель извещается о невозможности взыскания по исполнительному документу, по которому взыскание не производилось или произведено частично, путем направления постановления об окончании исполнительного производства или постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (далее - извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу) в том числе в случае, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
В случаях, предусмотренных пунктами 2-7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем (ч. 2).
Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (ч. 3).
Как указано в пункте 3 части 1 статьи 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в том числе в случае, извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 6 статьи 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются в том числе, взыскателю и должнику.
В соответствии с частью 5 статьи 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 46 взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.
Установлено, что до настоящего времени постановление об окончании исполнительного производства и подлинник исполнительного документа – судебного приказа №, выданный мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> Республики о взыскании задолженности с Новичковой А.Ю., не направлены взыскателю ООО «Комета».
Разрешая требования административного истца о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района г.о. Самара Долматовой О.В. выразившееся в не направлении взыскателю постановления об окончании исполнительного производства №-ИП и подлинника исполнительного документа – судебного приказа №, выданного мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> Республики, суд приходит к следующему.
Доказательств своевременного направления в адрес взыскателя постановления об окончании исполнительного производства №-ИП и оригинала исполнительного документа 2-191/2013, выданного мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> Республики, в сроки установленные ФЗ «Об исполнительном производстве», административными ответчиками суду не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем ОСП Промышленного района г.Самары Долматовой О.В., нарушены права взыскателя на получение постановления об окончании исполнительного производства и оригинала исполнительного документа в установленный законом срок, что не способствует достижению задач исполнительного производства по правильному и своевременному исполнению судебного акта.
Представленный административным ответчиком в суд список № от ДД.ММ.ГГГГ простых почтовых отправлений, содержащий печать оператора почтовой связи от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждает факт направления взыскателю постановления об окончании исполнительного производства №-ИП и подлинника вышеуказанного исполнительного документа, поскольку не содержит список направляемых документов, имеются лишь сведения об общем количестве направляемых документов и их весе.
Таким образом, предусмотренная частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, административным ответчиком в ходе рассмотрения дела не исполнена.
Поскольку сведений о направлении взыскателю постановления об окончании исполнительного производства и оригинала исполнительного документа в деле не имеется, списком № простых почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ факт направления взыскателю указанного постановления и оригинала исполнительного листа не подтвержден, а административный истец указывает на не получение исполнительного документа, оспариваемое административным истцом бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района г.о. Самара Долматовой О.В. по ненаправлению постановления об окончании исполнительного подлинника названного исполнительного документа нашло свое подтверждение в ходе слушания дела.
В данном случае, несвоевременное направление постановления об окончании исполнительного производства и подлинника названного исполнительного документа взыскателю нарушает право последнего на своевременное обжалование указанного постановления, а также право на повторное, в соответствии с частью 4 статьи 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», предъявление его к исполнению.
В силу положений части 3 статьи 227 КАС РФ на административного ответчика необходимо возложить обязанность устранить нарушения прав административного истца, путем направления в адрес взыскателя испрашиваемых документов. В случае утраты исполнительного документа - организовать работу по его восстановлению.
Частями 1 и 2 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» определено, что старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения и территориального органа принудительного исполнения по непосредственному осуществлению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов принудительного исполнения.
Старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану; взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов; организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений органов принудительного исполнения; организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, розыск на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка, межгосударственный розыск лиц, осуществляемый в соответствии с международными договорами Российской Федерации; издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; в случае принятия решения о необходимости открытия подразделению территориального органа принудительного исполнения депозитного счета службы судебных приставов обеспечивает открытие такого счета; является распорядителем денежных средств, находящихся на депозитном счете службы судебных приставов, открытом подразделению территориального органа принудительного исполнения; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; при необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя, а в случае, если он прошел специальную подготовку, - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов; при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Поскольку судебный пристав-исполнитель ОСП Промышленного района г.Самары Долматова О.В. является самостоятельным должностным лицом, обладает самостоятельным процессуальным статусом при принятии решения, при этом судом установлено его незаконное бездействие в части не направления в адрес взыскателя копии постановления об окончании исполнительного производства и подлинника исполнительного документа, в рамках исполнительного производства №-ИП, суд не усматривает оснований для установления в указанной части незаконного бездействия начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП Промышленного района г.Самары Тимаева В.Г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО «Комета» - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Долматовой ОВ, выразившееся в не направлении в адрес взыскателя ООО «Комета» в установленный законом срок постановления об окончании исполнительного производства №-ИП и подлинника исполнительного документа №, выданного мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> Республики в отношении должника Новичковой АЮ.
Возложить на судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Долматову ОВ, а в случае ее отсутствия, на судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района г. Самары ГУФССП России по Самарской области ее замещающего, обязанность устранить допущенные нарушения в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», направив в адрес взыскателя ООО «Комета» постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства №-ИП и подлинник исполнительного документа №, выданный мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> Республики в отношении должника Новичковой АЮ. В случае утраты исполнительного документа - организовать работу по его восстановлению.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.С. Пудовкина