Дело № 2-1135/15
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
09 декабря 2015 года город Оха Сахалинской области
Охинский городской суд Сахалинской области
В составе: председательствующего судьи – Асмадяровой Е.Л.,
при секретаре – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Охинского городского прокурора в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании незаконным использования земельного участка,
у с т а н о в и л :
Охинский городской прокурор в интересах Российской Федерации обратился в Охинский городской суд с иском к ООО «<данные изъяты>» о признании незаконным использования земельного участка, расположенного на территории заказника регионального значения «<данные изъяты>» в районе мыса Нокси, возложении обязанности прекратить использование данного земельного участка и снести самовольные постройки, возведенные на этом земельном участке, в течение месяца после вступления решения суда.
В обоснование исковых требований Охинский городской прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной сотрудниками филиала ГКУ «<данные изъяты>» проверки установлено, что в нарушение режима особо охраняемой территории заказника регионального значения «<данные изъяты>» в районе мыса Нокси расположен стан ООО «<данные изъяты>», а именно: в отсутствие документов, подтверждающих законность нахождения в заказнике, на территории данного заказника установлены две палатки армейского типа и находятся люди с целью добычи рыбы лососевых пород.
Определением Охинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по настоящему гражданскому делу в части возложения на ООО «<данные изъяты>» обязанности прекратить использование земельного участка, расположенного на территории заказника регионального значения «<данные изъяты>» в районе мыса Нокси, и снести самовольные постройки прекращено в связи с принятием судом отказа прокурора от данных требований ввиду их добровольного исполнения ответчиком.
В судебном заседании старший помощник Охинского городского прокурора ФИО4 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Министерства лесного и охотничьего хозяйства <адрес> (далее по тексту – Министерство) – ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Охинского городского прокурора поддержала.
Представители ответчика – ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела ответчик извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – ГКУ «<данные изъяты>», в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела третье лицо извещено надлежащим образом, о причинах неявки своих представителей суду не сообщило, об отложении судебного разбирательства дела не ходатайствовало.
Поэтому суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие представителей ответчика, третьего лица.
Выслушав объяснения старшего помощника Охинского городского прокурора, исследовав материалы дела и оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на категорию земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом
В силу пункта 2 части 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Частями 2, 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно частям 1, 3 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
В силу пунктов б, г статьи 2 Закона Сахалинской области от 21.12.2006 года № 120-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области» образование, охрана и использование особо охраняемых природных территорий регионального значения в Сахалинской области осуществляются в соответствии со следующими принципами: преобладание интересов сохранения особо охраняемых природных территорий над интересами их использования и недопустимость хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, способной причинить вред охраняемым объектам и несовместимой с режимом особо охраняемых природных территорий (кроме деятельности, обеспечивающей сохранение биологического разнообразия и экологического равновесия).
Статьей 6 Закона Сахалинской области от 21.12.2006 года № 120-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области» установлено, что на территории Сахалинской области создаются особо охраняемые природные территории регионального значения различных категорий, в том числе государственные природные заказники.
В соответствии с пунктами 1.2, 3 Положения о государственном природном биологическом заказнике регионального значения «<данные изъяты>» (далее – Положение), утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 08.10.2008 года № 320-па, государственный природный биологический заказник регионального значения «<данные изъяты>» (далее - Заказник) расположен на территории муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области на площади 189895 га. Профиль Заказника - биологический. Заказник образован с целью: поддержания целостности естественных природных сообществ; охраны мест гнездования, массового скопления и отдыха во время перелета водоплавающих и других перелетных птиц; сохранения и воспроизводства редких и исчезающих видов животных и растений, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области, и мест их обитания; охраны исконной среды обитания северо-западной популяции дикого северного оленя; сохранения и воспроизводства ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении видов зверей и птиц: бурого медведя, дикого северного оленя, выдры, соболя, американской норки, рябчика, уток и других; охраны среды мест обитания и путей миграций ценных охотничьих зверей и птиц; охраны и сохранения в естественном состоянии лесных сообществ северной тайги и тундровых ландшафтов.
Согласно пункту 5.1 Положения на всей территории Заказника запрещается деятельность, противоречащая целям и задачам создания Заказника, причиняющая вред природным комплексам и их компонентам, расположенным на территории Заказника, нарушающая экологический баланс территории, препятствующая сохранению, восстановлению природных комплексов и их компонентов, в том числе: проезд и стоянка автомототранспорта, в том числе вездеходного, маломерных судов и иных плавучих транспортных средств, без специального разрешения, выдаваемого Министерством; движение механических транспортных средств вне существующих дорог; посещение и пребывание на территории Заказника граждан в любых целях без специального разрешения (пропуска), выдаваемого Министерством.
Пунктами 2.2, 2.4 Положения установлено, что государственное управление в сфере охраны и функционирования Заказника осуществляет специально уполномоченный исполнительный орган государственной власти Сахалинской области – министерство лесного и охотничьего хозяйства <адрес>. Функции администрации Заказника осуществляют: подведомственное Министерству ГКУ «<данные изъяты>», Охинское лесничество – филиал ГКУ «<данные изъяты>».
Как следует из объяснений старшего помощника Охинского городского прокурора, подтверждается материалами дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной сотрудниками филиала ГКУ «<данные изъяты>» проверки установлено, что в нарушение режима особо охраняемой территории заказника регионального значения «<данные изъяты>» в районе мыса Нокси расположен стан ООО «<данные изъяты>», а именно: в отсутствие документов, подтверждающих законность нахождения в заказнике, на территории данного заказника установлены две палатки армейского типа и находятся люди с целью добычи рыбы лососевых пород.
При этом факт заявленного к признанию незаконным использования ООО «<данные изъяты>» земельного участка, расположенного на территории заказника регионального значения «<данные изъяты>» в районе мыса Нокси ответчиком не оспаривается, материалами гражданского дела подтверждается.
Доказательств, достоверно подтверждающих иное, участвующими в деле лицами суду не указано и не представлено.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что на момент проведения сотрудниками филиала ГКУ «<данные изъяты>» проверки ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» в нарушение указанных выше положений действующего законодательства, а, следовательно – незаконно, использовался земельный участок, расположенный на территории заказника регионального значения «<данные изъяты>» в районе мыса Нокси.
Поэтому предъявленные в интересах Российской Федерации требования Охинского городского прокурора к ООО «<данные изъяты>» о признании использования земельного участка, расположенного на территории заказника регионального значения «<данные изъяты>» в районе мыса Нокси незаконным подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Охинского городского прокурора в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании использования земельного участка незаконным – удовлетворить.
Признать незаконным использование обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» земельного участка, расположенного на территории заказника регионального значения «<данные изъяты>» в районе мыса Нокси.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Охинский городской суд <адрес> в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Л. Асмадярова
Решение в окончательной форме принято 14 декабря 2015 года.
Судья Е.Л. Асмадярова
Копия верна: судья Е.Л. Асмадярова