Дело № 2-899/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 января 2020 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Рожновой О.Е.
при секретаре Бозаджи Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джаваковой Татьяны Анатольевны к Гайсинюк Екатерине Васильевне, Кочеткову Алексею Васильевичу, Кочетковой Зое Петровне о включении иска в круг наследников, признании наследников недостойными, признании права собственности,
у с т а н о в и л:
Истец Джавакова Т.А. обратилась в суд с иском к ответчикам об установлении факта брачных отношений между истцом и Кочетковым Василием Викторовичем, установлении факта принятия наследства после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ признании Гайсинюк Е.В., Кочеткова А.В. недостойными наследниками, включении Джаваковой Т.А. в круг наследников первой очереди по закону и признании за ней права на доли в наследуемом имуществе наравне с наследниками первой очереди.
Свои требования истица мотивирует тем, что с 2009 года состояла в фактических брачных отношениях с ФИО1 до момента его смерти ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по адресу: АДРЕС Находясь в устойчивых семейных отношениях, истица считала ФИО1. своим мужем, они совместно вкладывали средства и силы в поддержание дома и земельного участка, однако, обстоятельства сложились так, что отношения так и остались незарегистрированными. На протяжении всего указанного времени, истица находилась на иждивении ФИО1 который имел статус ИП и полностью ее содержал. С момента выявления заболевания у ФИО1. в 2015 году истец осуществляла уход за ним, оказывала необходимую помощь. Дети ФИО1 от первого брака уклонялись от исполнения обязанностей по отношению к нетрудоспособному отцу, о состоянии его здоровья не беспокоились. С учетом изложенного, истица обратилась в суд с указанными требованиями.
Истец и ее представитель в судебном заседании настаивали на иске.
Ответчик Кочетков А.В. и его представитель, Гайсинюк Е.В., представитель Кочетковой З.П. возражали против заявленных требований, поскольку в силу закона ответчики не могут быть признаны недостойными наследниками ФИО1 кроме того, оказывали материальную и иную помощь ФИО1 требования о признании факта брачных отношений также не основаны на законе; требование о включении истца в круг наследников по закону первой очереди не может быть удовлетворено, поскольку в родственных отношениях с ФИО1 истец не состояла, супругой не являлась, завещание в пользу истца не составлялось, а также истец не является нетрудоспособным иждивенцем.
Третье лицо нотариус Иванова Н.Б. В судебное заседание не явилась, просила рассматривать дело в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина, право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Из положений п. 2 ст. 1148 ГК РФ следует, что к наследникам по закону также относятся граждане, которые не входят в круг наследников, указанных в статьях 1142 - 1145 настоящего Кодекса, но ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним.
При наличии других наследников по закону они наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию.
По п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
На основании ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, проживавший по адресу: АДРЕС. К его имуществу открыто наследственное дело №, согласно которому наследниками, принявшими наследство являются: мать — Кочеткова З.П., дочь — Гайсинюк Е.В., сын — Кочетков А.В.
Согласно представленным справкам 2НДФЛ и налоговым декларациям за период с 2015 года по 2019 год ФИО1. осуществлял трудовую деятельность и являлся индивидуальным предпринимателем, в указанный период получал доход.
Истец Джавакова Т.А. является индивидуальным предпринимателем, документы, подтверждающие, что она ко дню открытия наследства являлась нетрудоспособной в материалы дела не представлены, а представленные (в т.ч. заявления Стрелковой Т.А., Мишагина М.Ю., Вершининых, Кочетковой О.Н.) объективно не свидетельствуют о том, что наследодатель при жизни оказывал Джаваковой Т.А. постоянную материальную поддержку и эта помощь являлась для нее основным источником средств к существованию. В связи с чем оснований для включения Джаваковой Т.А. в круг наследников первой очереди по закону и признании за ней права на доли в наследуемом имуществе наравне с наследниками первой очереди, не имеется.
Согласно ст. 10 СК РФ брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 17.05.1995 N 26-0, правовое регулирование брачных отношений в РФ осуществляется только государством, которое на законодательном уровне не признает незарегистрированный брак.
Таким образом, требования об установлении факта брачных отношений (направленные на возникновение у истца прав в отношении имущества наследодателя) не могут быть удовлетворены судом, учитывая, что действующее законодательство не содержит такого понятия, как незарегистрированный брак, и не считает браком совместное проживание мужчины и женщины, которое не порождает для сторон юридических последствий в отношении их личных и имущественных прав.
Доводы истца о совместном проживании и ведении общего хозяйства с ФИО1 не состоявшими в браке, сами по себе не являются достаточным основанием для возникновения прав на имущество наследодателя.
С учетом указанных выше положений Гражданского кодекса Российской Федерации о наследовании и установленных обстоятельств, истец не может быть признан наследником к имуществу ФИО1., а потому установление факта принятия наследства невозможно, требования в указанной части удовлетворению также не подлежат.
В части требований о признании недостойными наследниками Гайсинюк Е.В. и Кочеткова А.В. оснований для удовлетворения суд также не усматривает.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 1117 ГК РФ не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке. Однако граждане, которым наследодатель после утраты ими права наследования завещал имущество, вправе наследовать это имущество.
По требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя (ч. 2 ст. 1117 ГК РФ).
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" при рассмотрении требований об отстранении от наследования по закону в соответствии с пунктом 2 статьи 1117 ГК РФ судам следует учитывать, что указанные в нем обязанности по содержанию наследодателя, злостное уклонение от выполнения которых является основанием для удовлетворения таких требований, определяются алиментными обязательствами членов семьи, установленными СК РФ между родителями и детьми, супругами, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и внуками, пасынками и падчерицами и отчимом и мачехой (статьи 80, 85, 87, 89, 93 - 95 и 97). Граждане могут быть отстранены от наследования по указанному основанию, если обязанность по содержанию наследодателя установлена решением суда о взыскании алиментов. Такое решение суда не требуется только в случаях, касающихся предоставления содержания родителями своим несовершеннолетним детям.
Из анализа указанных норм права следует, что наследник может быть отстранен от наследования в случае злостного уклонения от содержания наследодателя, которое должно быть подтверждено решением суда о взыскании алиментов, такого решения суда в материалы дела не представлено.
Показания допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО2 (допрошена по ходайству стороны истца, показала, что действительно ее брат ФИО1 проживал с Джаваковой, в том числе в доме, который принадлежал Гусевой и ФИО1, дети (ответчики) с ФИО1 общались, навещали в больнице), ФИО3 (показала, что приходится знакомой Джаваковой, познакомилась с ней и ФИО1. при лечении супруга в онкоцентре, в период лечения, общения в 2017-2018г.г. лечением ФИО1 занималась Джавакова), ФИО4. (показал, что является сыном Джаваковой, которая проживала с 2009г. с ФИО1 после заболевания ФИО1 занималась его лечением, уходом за ним, вела совместное хозяйство), и ФИО5 (показала, что является сестрой Джаваковой, которая проживала совместно с ФИО1, занималась его лечением, сын Кочеткова Алексей приходил, видела его раза три-четыре) не могут служить основанием для удовлетворения иска с учетом приведенных выше обстоятельств (в связи с отсутствием правовых оснований для удовлетворения иска).
В силу положений ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Ссылки истца на оплату коммунальных услуг по дому, где Джавакова проживала, правового значения не имеют.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Джаваковой Татьяны Анатольевны к Гайсинюк Екатерине Васильевне, Кочеткову Алексею Васильевичу, Кочетковой Зое Петровне об установлении факта брачных отношений между Джаваковой Татьяной Анатольевной и ФИО1, установлении факта принятия наследства после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ признании Гайсинюк Е.В., Кочеткова А.В. недостойными наследниками, включении Джаваковой Т.А. в круг наследников первой очереди по закону и признании за ней права на доли в наследуемом имуществе наравне с наследниками первой очереди оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья