КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3а-1220/2020
УИД 23OS0000-01-2020-000967-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2020 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Аняновой О.П.
при секретаре
судебного заседания Масюк А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску акционерного общества «Тандер» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной рыночной,
установил:
акционерное общество «Тандер» (далее – АО «Тандер», Общество) обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором оспаривает результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений: с кадастровым номером <№...>, площадью 555,5 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>; с кадастровым номером <№...>, площадью 76,2 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости – 1 января 2018 года.
В обоснование заявленных требований указано, что кадастровая стоимость нежилых помещений не соответствует их рыночной стоимости, это нарушает права Общества, поскольку влечет необходимость оплаты налоговых платежей в завышенном размере.
В подтверждение правовой позиции административный истец предоставил выписки из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым кадастровая стоимость спорного объекта недвижимого имущества с кадастровым номерном <№...> по состоянию на 1 января 2018 года составляет 17 920 717 рублей 13 копеек, а объекта недвижимого имущества с кадастровым номерном <№...> по состоянию на 1 января 2018 года составляет 2 305 371 рубль 56 копеек. Тогда как в соответствии с отчетом об оценке <№...> от <Дата ...>, подготовленным оценщиком - индивидуальным предпринимателем Кондратьевым Е.П., рыночная стоимость помещения с кадастровым номерном <№...> определена в размере 11 046 000 рублей, рыночная стоимость помещения с кадастровым номерном <№...> определена в размере 1 570 000 рублей.
В судебное заседание 23 ноября 2020 года лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе, посредством направления по электронной почте определения суда о возобновлении производства по административному делу и назначении судебного заседания (л.д. 150), путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Краснодарского краевого суда, с учетом положений частей 8, 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и разъяснений, изложенных в пунктах 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 57 от 26 декабря 2017 года «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов».
От представителя административного истца Штомпеля А.Н., действующего на основании доверенности, поступило ходатайство, в котором он просил рассмотреть дело в его отсутствие и установить кадастровую стоимость вышеуказанного помещения в размере равной рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы, на отчете об оценке, приложенном к административному исковому заявлению не настаивал.
Представителем административного ответчика – Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю Рудь М.В., действующей на основании доверенности, направлен отзыв на административное исковое заявление, содержащий ходатайства о рассмотрении административного дела без ее участия, исключении учреждения из числа административных ответчиков и привлечении в качестве заинтересованного лица. Относительно удовлетворения заявленных административным истцом требований – полагалась на усмотрение суда.
Представителем административного ответчика – ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» Мордовиным Р.В., действующим на основании доверенности, направлен отзыв на административное исковое заявление, содержащий ходатайство о рассмотрении административного дела без его участия. Относительно удовлетворения заявленных административным истцом требований полагался на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на наличие уважительных причин неявки, суду не представили, какой – либо правовой позиции по административному делу не выразили.
Вышеуказанные ходатайства лиц, участвующих в деле, судом рассмотрены, что отражено в протоколе судебного заседания от <Дата ...>.
Иные лица, участвующие в деле, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на наличие уважительных причин неявки, суду не представили, какой – либо правовой позиции по административному делу не выразили.
С учетом положений части 4 статьи 247 КАС РФ, административное дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив доводы административного искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований с учетом их уточнений по следующим основаниям.
Принимая во внимание положения, закрепленные в частях 1, 3 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее по тексту - Закон № 237-ФЗ), Постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 318 от 27 апреля 2017 года, а также принимая во внимания, дату определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами <№...>, <№...> (1 января 2018 года) и дату внесения (1 января 2019 года) ее в Единый государственный реестр недвижимости, правоотношения, связанные с пересмотром кадастровой стоимости таких объектов, подлежат регулированию в соответствии с нормами Закона № 237-ФЗ.
Так, из содержания положений статьи 3 указанного Закона следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьями 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться, в том числе, юридические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 1 статьи 245, пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, части 1, 7 статьи 22 Закона № 237-ФЗ).
Как следует из материалов дела, АО «Тандер» на праве собственности принадлежат нежилые помещения: с кадастровым номером <№...>, площадью 555,5 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>; с кадастровым номером <№...>, площадью 76,2 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>,
В силу положений 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года № 620-КЗ «О налоге на имущество организаций» административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого исчисляется, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, являющегося объектом налогообложения.
Государственная кадастровая оценка зданий, помещений объектов незавершенного строительства, машино-мест, земель водного и лесного фонда на территории Краснодарского края проведена на основании приказа департамента имущественных отношений от 21 сентября 2017 года № 2197 «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Краснодарского края в 2018 году».
Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществлялось в соответствии с требованиями Закона № 237-ФЗ, а также Методическими указаниями о проведении государственной кадастровой оценки, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226 (далее по тексту – Методические указания).
Результаты государственной кадастровой оценки были утверждены приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 01 ноября 2018 года № 2368 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, земельных участков из состава земель лесного фонда, земельных участков из состава земель водного фонда».
Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость нежилых помещений определена в результате проведения массовой государственной кадастровой оценки помещений по состоянию на 1 января 2018 года, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов от 20 и 23 марта 2020 года.
При изложенных выше обстоятельствах, АО «Тандер» наделен правом на оспаривание кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, в том числе, в судебном порядке. Указанное обстоятельство никем из лиц, участвующих в деле, в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Частью 5 статьи 247 КАС РФ установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Заявляя требования об установлении кадастровой стоимости спорных нежилых помещений в размере рыночной стоимости, административный истец представил в суд отчет об оценке <№...> от <Дата ...>, подготовленным оценщиком - индивидуальным предпринимателем Кондратьевым Е.П. Согласно данному отчету рыночная стоимость помещения с кадастровым номерном <№...> по состоянию на 01 января 2018 года определена в размере 11 046 000 рублей, рыночная стоимость помещения с кадастровым номерном <№...> по состоянию на <Дата ...> определена в размере 1 570 000 рублей.
Указанный отчет об оценке в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не предоставлялся, подготовлен по заказу административного истца на платной основе, во время его составления оценщик не предупрежден об уголовной ответственности за заведомо неправдивое заключение. Положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков на данный отчёт не представлен.
В силу статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об оценочной деятельности) и федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 11 Закона об оценочной деятельности отчёт об оценке объекта недвижимости не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте должны содержаться все сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 20, 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», оценивая предоставленный в материалы административного дела отчет об оценке как доказательство, в целях устранения каких-либо сомнений относительно обоснованности, суд на основании определения от 21 сентября 2020 года назначил судебную оценочную экспертизу, поручив ее производство обществу с ограниченной ответственностью «Краснодарский центр оценки и правовых экспертиз». Перед экспертом поставлен вопрос о величине рыночной стоимости нежилых помещений по состоянию на 01 января 2018 года.
По смыслу части 2 статьи 84, статьи 168 КАС РФ экспертное заключение не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами.
В ходе проведения экспертизы должны соблюдаться определенные принципы ее проведения и требования к эксперту, предусмотренные как КАС РФ, так и другими федеральными законами, в частности Федеральным законом от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно – экспертной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (статья 9).
Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями (статья 7).
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8).
При этом, в силу статьи 25 этого же Закона в заключении эксперта должны быть отражены содержание и результаты исследований, указаны примененные методы, приведена оценка результатов исследований, обоснованы выводы по поставленным вопросам. К нему должны быть приложены материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Согласно заключению судебной экспертизы № 3а-1220/2020 от 22 октября 2020 года, выполненному экспертом общества с ограниченной ответственностью «Краснодарский центр оценки и правовых экспертиз» Устименко Е.А., размер рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№...>, площадью 555,5 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, по состоянию на 01 января 2018 года составляет 12 710 000 рублей; размер рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№...>, площадью 76,2 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, по состоянию на 01 января 2018 года составляет 1 660 000 рублей.
В силу присущего административному судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право и в каком объеме требовать от суда защиты (часть первая статьи 178 КАС РФ).
Исходя из широкой диспозитивности поведения административного истца, именно последний наделен исключительным правом на формирование предмета судебной проверки в пределах компетенции соответствующего суда.
Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен административным истцом.
С учетом приведенных правовых норм, суд принимает во внимание, что в судебном заседании представитель административного истца Штомпель А.Н. не настаивал на том, что отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и в порядке статьи 46 КАС РФ просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере рыночной на основании заключения судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах у суда имеются основания для вывода о том, что отчет об оценке не может служить доказательством, объективно подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости.
Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу, что экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости спорного нежилого помещения. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов. Экспертное заключение полностью соответствует положениям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, пунктам 10, 15 - 17 ФСО № 1, приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Так, из содержания заключения следует, что определение рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами <№...>, <№...> проводилось посредством использования доходного подхода. Такой выбор эксперта является обоснованным, мотивированным и корректным. Отказ от применения затратного и сравнительного подходов обоснован, соответствует требованиям пункта 18 ФСО № 4.
Суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных им выводов на базе общепринятых научных и практических данных; существо проведенных исследований и высказанных суждений является ясным и понятным, выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и с представленными в материалы дела доказательствами.
Кроме этого, эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем дала подписку, которая представлена вместе с заключением по результатам оценочной экспертизы и приобщена к материалам дела.
Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, суд не находит. Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Каких-либо доказательств, которые опровергли бы установленную в судебном порядке рыночную стоимость, лицами, участвующими в деле, представлено не было, в связи с чем, суд не находит оснований ставить под сомнение содержание и выводы заключения судебной экспертизы от 22 октября 2020 года, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью «Краснодарский центр оценки и правовых экспертиз».
Оснований, предусмотренных статьей 83 КАС РФ для назначения по административному делу повторной или дополнительной судебной экспертизы не установлено, кроме этого, лица, участвующие в деле, обоснованных ходатайств не заявляли.
При изложенных обстоятельствах суд, проанализировав полученное в ходе рассмотрения дела заключение судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает возможным: установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <№...>, площадью 555,5 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, в размере его рыночной стоимости 12 710 000 рублей по состоянию на дату определения кадастровой стоимости – 1 января 2018 года; установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <№...>, площадью 76,2 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...> в размере его рыночной стоимости 1 660 000 (один миллион шестьсот шестьдесят тысяч) рублей по состоянию на дату определения кадастровой стоимости –1 января 2018 года.
Таким образом, суд считает, что административный истец исполнил возложенные на него обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 247 КАС РФ, им доказан факт несоответствия кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером <№...> его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную (29%), кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <№...> также превышает рыночную (27%), что затрагивает права и обязанности административного истца как налогоплательщика.
В связи с чем, требования, заявленные в административном исковом заявлении с учетом их уточнений подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами <№...>, <№...> на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению органом кадастрового учета в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с учетом абзаца 4 части 1.1 статьи 391 НК РФ).
Датой обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости является 19 августа 2020 года (дата направления административного искового заявления в суд). Сведений об обращении административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости материалы дела не содержат. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 19 августа 2020 года.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 245 – 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества «Тандер» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной рыночной – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <№...>, площадью 555,5 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, в размере его рыночной стоимости 12 710 000 (двенадцать миллионов семьсот десять тысяч) рублей по состоянию на дату определения кадастровой стоимости – 1 января 2018 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <№...>, площадью 76,2 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...> в размере его рыночной стоимости 1 660 000 (один миллион шестьсот шестьдесят тысяч) рублей по состоянию на дату определения кадастровой стоимости – 1 января 2018 года.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами <№...>, <№...> считать 19 августа 2020 года.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Краснодарского
краевого суда О.П. Анянова