Дело №12-90
УИД 26RS0028-01-2020-001630-26
РЕШЕНИЕ
04 августа 2020 года г.Светлоград
Петровский районный суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Черноволенко С.И.
с участием:
лица, привлекаемого к административной ответственности Ромащенко В.А.,
представителя Ромащенко В.А.- адвоката Двалишвили Г.Г., представившего ордер --- от ***., удостоверение --- выданное УМЮ/УФРС РФ по СК,
представителя Отдела МВД России по Петровскому городскому округу Пупышева А.П., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ромащенко В.А. на постановление по делу об административном правонарушении --- от *** вынесенное ИДПС ОГИБДД ОМВД России по Петровскому городскому округу ФИО1 о наложении административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Ромащенко В.А.,
УСТАНОВИЛ:
Ромащенко В.А. обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении --- от *** вынесенное ИДПС ОГИБДД ОМВД России по Петровскому городскому округу ФИО1 о наложении административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении него, в которой просит постановление отменить, признать незаконными действия ИДПС ОГИБДД ОМВД России по Петровскому городскому округу ФИО1 по составлению административных протоколов: --- от *** об отстранении от управления транспортным средством; --- от *** об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; --- от *** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; --- от *** (время 12.07) о задержании транспортного средства.
Свои требования обосновывает тем, что *** он был остановлен инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Петровскому городскому округу ФИО1 на 506 км. автодороги Астрахань-Элиста-Ставрополь по причине того, что он управлял транспортным средством марки Toyota Camry в кузове белого цвета в отсутствие регистрационных знаков. Данный автомобиль Ромащенко В.А. приобрел на основании договора купли-продажи --- от ***. Согласно акта приема-передачи автомобиль забрал из автосалона Тойота Центр (г. Ставрополь, пр. Кулакова, 32) ***. При выдаче автомобиля в автосалоне Ромащенко В.А. зарегистрировать автомобиль на месте по правилам, предусмотренным ФЗ № 283 от 03.08.2018 не было возможности, так как дилер не имеет ни оборудования, ни аккредитации на данные действия.
Невзирая на объяснения Ромащенко В.А. и предъявленные документы о приобретении автомобиля, инспектор ФИО1 составил протокол --- от *** (время 11.25) об отстранении от управления транспортным средством; постановление --- от *** (время 11.35) о наложении административного штрафа по ч. 1 ст.12.3 КоАП РФ.
В связи с несогласием с указанным постановлением, инспектором были составлены протоколы --- от *** (время 11.50) об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.ст. 12.3 КоАП РФ и 26 --- от *** (время 12.20) об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ. А также составлен протокол --- от *** (время 12.07) о задержании транспортного средства.
Ромащенко В.А. считает, что указанные действия ИДПС ОГИБДД ОМВД России по Петровскому городскому округу ФИО1 незаконны, а вынесенное им постановление, подлежащим отмене.
Ромащенко В.А. управлял новым автомобилем, купленным у официального дилера, ранее нигде не зарегистрированным.
У Ромащенко В.А. как у приобретателя нового транспортного средства имелось 10 суток с момента приобретения транспортного средства для обращения с соответствующим заявлением в регистрационное подразделение ГИБДД, которые на момент вменяемого правонарушения (да и на сегодняшний день) не истекли.
Согласно разъяснениям ГИБДД, опубликованным в Российской Газете (№ 8058 от 14.01.2020) у автовладельца, купившего машину, есть обязанность в течение десяти дней зарегистрировать машину и получить на нее госзнаки. Ответственность возникает только на 11-й день за нарушение правил регистрации. Ответственность за это - от 1,5 до 2 тысяч рублей штрафа. А за управление незарегистрированной машиной, спустя 10 дней после покупки, положен штраф от 500 до 800 рублей. Если автомобилист попадется повторно, то ему будет грозить уже штраф 5 тысяч или лишение прав на 1-3 месяца.
Таким образом, оснований для привлечения Ромащенко В.А. к административной ответственности не имелось.
Вследствие вышеуказанных незаконных действий Ромащенко В.А. фактически был лишен возможности в установленном законом порядке произвести регистрацию автомобиля, что является грубым нарушением прав, в связи с чем обратился в суд данной жалобой.
В судебном заседании Ромащенко В.А., представитель Ромащенко В.А.- адвокат Двалишвили Г.Г. настаивали на удовлетворении жалобы в полном объеме, просили отменить постановление от *** --- о наложении административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Ромащенко В.А. и прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Ромащенко В.А.
Представитель Отдела МВД России по Петровскому городскому округу Пупышев А.П. в судебном заседании пояснил, что при рассмотрении дела об административном правонарушении по ч. 1 статьи 12.3 КоАП РФ в отношении Ромащенко В.А. были установлены все доказательства по делу об административном правонарушении и вынесено объективное решение о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей, а также указал, что Ромащенко В.А. купив автомобиль должен был его доставить из салона только на эвакуаторе, а двигаясь по автодороге, выезхав за пределы салона он нарушил правила дорожного движения. Кроме того, он подержал доводы изложенные в возражении инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Петровскому городскому округу ФИО1, из которых следует, что ФЗ № 283, определяет правовую, и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств и обязывает граждан Российской Федерации производить регистрационные действия, но не осуществляет допуск к участию в дорожном движении без регистрационных документов и государственных регистрационных знаков транспортного средства. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 «О безопасности дорожного движения». В соответствии с пунктом 3 статьи 15 ФЗ № 196 (п. 3 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ (ред. 30.07.2019), транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен, и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленными Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяется на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года. Правила дорожного движения Российской Федерации, утверждённые постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
В соответствии с частью 1 статьи 27.13 КоАП РФ при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3 - 4, 6 статьи 12.19, частями 1 - 3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 14.38, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
В Правилах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России, утвержденных приказом МВД России от 26.06.2018 N 399, указано: пункт 14 «Сведения о транспортном средстве и его владельце, указываемые в свидетельстве о регистрации транспортного средства, а также техническом паспорте (техническом талоне) транспортного средства, подлежат обязательному учету с внесением в банки данных о владельцах транспортных средств. Пункт 38 «При регистрации транспортного средства «На зарегистрированное транспортное средство выдаются: свидетельство о регистрации транспортного средства; государственные регистрационные знаки; паспорт транспортного средства (при отсутствии электронного паспорта) - в случаях, установленных настоящими Правилами».
*** на момент проверки инспектором ДПС транспортного средства марки Тойота Камри без регистрационного знака под управлением Ромащенко В.А., были предъявлены: договор купли-продажи транспортного средства, копия акта приема-передачи автомобиля по договору купли-продажи транспортного средства, выписка из электронного паспорта транспортного средства. Документов подтверждающих регистрацию транспортного средства (свидетельства о регистрации транспортного средства) предъявлено не было. Указанных в пункте 2.1.1 ПДД РФ «регистрационных документов на транспортное средство» не имелось, в соответствии с пунктом 2 ОП ПДД РФ на транспортном средстве отсутствовали государственные регистрационные знаки транспортного средства.
Изучив материалы дела, выслушав участника процесса, суд приходит к следующему.
Из ст.30.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении следует, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства.
В п.п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации приводится перечень документов, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки, в том числе регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов),- а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам).
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Ромащенко В.А. к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные должностным лицом ГИБДД в протоколе об административном правонарушении --- и в постановлении о наложений административного штрафа --- от ***, выводы о том, что *** в 11 час. 35 мин. водитель Ромащенко В.А. управлял транспортным средством марки Тойота Камри без регистрационных знаков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств., предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется. в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Порядок регистрации транспортных средств регламентирован, как было указано выше, Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденными приказом МВД России от 26 июня 2018 года № 399, согласно пункту 6 которого владелец транспортного средства обязан в установленном настоящими Правилами порядке зарегистрировать транспортное средство или внести изменения в регистрационные данные транспортного средства в течение 10 суток после приобретения, выпуска в обращение транспортного средства в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Таким образом, законодателем предусмотрен максимальный период времени (10 суток), в течение которого транспортное средство, не прошедшее государственную регистрацию, может считаться допущенным к участию в дорожном движении.
Для вывоза за пределы Российской Федерации в целях постоянного использования транспортных средств, которые не состояли на регистрационном учете или регистрация которых была прекращена, выдаются свидетельства о регистрации транспортного средства и регистрационные знаки "транзит". Они выдаются, если представлены (п. 44 Правил №399): договоры купли-продажи, дарения или ( иные документы, удостоверяющие право собственности иностранного физического или юридического лица, не зарегистрированного в Российской Федерации; полис страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (если есть сведения о выданных паспортах транспортных средств, электронных паспортах).
С учетом вышеизложенного, обязанность получения сразу же после покупки транспортного средства временных государственных регистрационных знаков «транзит» возложена только на покупателей, являющихся субъектами предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, профессионально занимающихся продажей автомобилей и перегоном их к месту продажи или доработки, а так же для физических лиц, производящих вывоз приобретенного транспортного средства за пределы Российской Федерации.
В иных случаях физическим лицам регистрационный знак «ТРАНЗИТ» не выдается, для них действует разрешение управлять транспортным средством без регистрации в течение 10 суток после его приобретения. Такая новелла действующего законодательства вызвана тем, что теперь разрешается поставить автомобиль на регистрационный учет в органах ГИБДД в любом месте, а не только в регионе проживания, как было до введения нового правового регулирования. Чтобы физические лица могли управлять автомобилем без транзитных или постоянных регистрационных знаков, им необходимо иметь при себе документ, подтверждающий, что 10 суток с момента покупки еще не истекло, и предъявить его инспектору ДПС (например, договор дарения, договор купли-продажи либо свидетельство о наследовании, акт приема-передачи автомобиля и т.п.).
Если автомобиль юридического лица или индивидуального предпринимателя используется без государственных регистрационных знаков (временных или постоянных), то сотрудники ГИБДД имеют право принимать его за незарегистрированное транспортное средство. То же самое касается физических лиц, которые осуществляют поездки на приобретенном автомобиле без номеров более 10 суток, не позаботившись о перерегистрации и постановке на учет.
В силу п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). С момента фактической передачи автомобиля продавцом покупателю:
продавец является исполнившим свои обязательства, предусмотренные договором и положениями ст. 456 ГК РФ; риск случайной гибели товара, в силу п. 1 ст. 459 ГК РФ, переходит к покупателю; у покупателя возникает право собственности на автомобиль, поскольку по общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 223 ГК РФ, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела, пунктом 4.5 договора купли-продажи --- от *** стороны согласовали, что передача автомобиля покупателя оформляется актом приема-передачи, подписываемый сторонами. С момента подписания акта приема-передачи *** обязанность продавца по передаче автомобиля считается выполненной, право собственности на автомобиль и риск его случайной гибели переходит от продавца к покупателю.
Таким образом, стороны на основании статей 421, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации оговорили существенное условие о сроке возникновения права собственности на автомобиль, приобретаемый по возмездной сделке.
В связи с этим, учитывая, что фактическая передача транспортного средства продавцом ООО «Ставрополь-Авто» покупателю Ромащенко В.А. состоялась *** (л.д.20), то именно указанная дата считается датой приобретения автомобиля, с которой подлежит исчислению десятидневный срок для его государственной регистрации в Госавтоинспекции.
При этом согласно п. 7 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении наряду с другими обстоятельствами выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частями 1 и 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела
В судебном заседании установлено, что Ромащенко В.А. не относится к числу лиц, которые обязаны получить временный регистрационный знак "транзит" при покупке нового автомобиля (п. 33, п. 44 Правил № 399).
Ответственность по ч.1 ст. 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть возложена на лиц, у которых регистрационных документов нет при себе, но предполагается их наличие, а, соответственно, и наличие регистрации транспортного средства.
Учитывая, что автомобиль зарегистрирован в установленном законом порядке и сроки – ---, что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства серии ---, по состоянию на ***. у Ромащенко В.А. на момент остановки его автомобиля инспектором ГИБДД и привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельства о регистрации транспортного средства TOYTA CAMRY при себе быть и не могло.
Разъяснение о регистрации транспортных средств изложены в Российской газете №3(8058) от 13.01.2020.
Кроме того, решением Ставропольского краевого суда ---г. от ***, Постановлении Пятого кассационного суда общей юрисдикции --- от ***, указано, чтозаконодателем предусмотрен максимальный период времени (10 суток), в течение которого транспортное средство, ранее не прошедшее государственную регистрацию( приобретенное в салоне), может считаться допущенным к участию в дорожном движении.
Изложенное исключает наличие в действиях Ромащенко В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем постановление от --- от ***. ИДПС ОГИБДД ОМВД России по Петровскому городскому округу ФИО1, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ромащенко В.А. не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая доводы жалобы в которой содержатся требования: признать незаконными действия ИДПС ОГИБДД ОМВД России по Петровскому городскому округу ФИО1 по составлению административных протоколов: --- от *** об отстранении от управления транспортным средством; --- от *** об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; --- от *** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; --- от *** (время 12.07) о задержании транспортного средства, суд считает данные доводы незаконными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.30.1, 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу Ромащенко В.А. - удовлетворить частично.
Постановление инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Петровскому городскому округу ГУ МВД России по Ставропольскому краю ФИО1 от ***. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ромащенко В.А.- отменить.
Производство по настоящему делу об административных
правонарушениях прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с
отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного
ч.1 ст.12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части жалобу Ромащенко В.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копия решения.
Судья