Дело № 2-7842/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июня 2018 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Севрюкова С.И.,
при секретаре Назаркиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайленко А.А. к Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, Красноярской прокуратуре по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Главному управлению ФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Михайленко А.А. обратился с иском к Министерству Финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, Красноярской прокуратуре по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о взыскании денежной компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что 16.03.2018 г. Михайленко А.А. направлен в ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю для отбывания наказания в виде принудительных работ, где не предусмотрено помещение для приема пищи, не выдавались индивидуальные гигиен-наборы, форма, обувь, средства индивидуальной защиты (перчатки, маска, респиратор и т.п.). Осужденные питаются в здании «инструменталки» на втором этаже, указанное помещение не пригодно для приема пищи; проживают в общежитии с осужденными, отбывающими наказание в КП-31; не предоставляется возможность использования гаджетов, телефонных разговоров. Вышеуказанные нарушения, по мнению истца, привели к нарушению его личных прав. Вследствие допущенных нарушений истец претерпел физически и нравственные страдания и просит взыскать с ответчиков за счет казны РФ денежную компенсацию морального вреда в размере 350 000 руб.
Истец Михайленко А.А., участие которого обеспечено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи на территории колонии, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю - Сазанакова Т.Т. (по доверенности от 26.12.2016 г.) заявленные требования не признала, пояснила, что истцом не представлено никаких доказательств наступления последствий содержания его в ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, также указала на то, что истцом предъявлены требования к ненадлежащему ответчику, поскольку главным распорядителем средств федерального бюджета является ФСИН России.
Представитель ответчика ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю - Щербак Д.А. (по доверенности от 05.12.2016 г.) заявленные требования не признал, пояснил, что истцом не представлено никаких доказательств того, что истец претерпел физические и нравственные страдания в период отбывания наказания в виде принудительных работ, поскольку выдача гигиенических принадлежностей не предусмотрена, спецодежда и обувь выдается по заявлению, с которым осужденный не обращался, средства индивидуальной защиты не выданы, поскольку истец был трудоустроен у ИП Л.А.Е., где от прохождения инструктажа отказался, за что был уволен на следующий день.
Представитель ответчика ГУФСИН России по Красноярскому краю - Щербак Д.А. (по доверенности от 29.08.2017 г.) заявленные требования не признал, пояснил, что истцом не представлено доказательств того, что истец претерпел физические и нравственные страдания в период отбывания наказания в виде принудительных работ.
Представитель ответчика ФСИН России - Щербак Д.А. (по доверенности от 02.08.2017 г.) заявленные требования не признал, пояснив, что истцом не представлено доказательств претерпевания физических и нравственных страдания в период отбывания наказания в виде принудительных работ.
Представитель ответчика Красноярской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом; перед началом судебного заседания представил сообщение о том, что судебное извещение было направлено в прокуратуру Советского района г. Красноярска, для участия в судебном заседании, поскольку в соответствии с приказом прокурора Красноярского края от 02.02.2018 г. №33 надзор за соблюдением законов администрацией изолированного участка при ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, функционирующего как исправительный центр, при исполнении наказаний в виде принудительных работ, а также администрациями организаций, в которых работают осужденные к принудительным работам возложен на прокуратуру Советского района г. Красноярска.
Представитель ответчика прокуратуры Советского района г. Красноярска – помощник прокурора Советского района г. Красноярска Гайдук П.Н. заявленные требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству; при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По тем же правилам возмещается причиненный моральный вред - физические и нравственные страдания. Согласно п. 2 ст. 151, ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. В соответствии с разъяснением п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В силу п. 2 ст. 151, п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10, размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
В соответствии с п.п. 2,3 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 08.04.2014 г. № 8 «Об утверждении порядка создания при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы изолированных участков, функционирующих как исправительные центры» изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, создаются при исправительных учреждениях. Решение о создании изолированного участка, функционирующего как исправительный центр, принимается Федеральной службой исполнения наказаний на основании предложений территориального органа ФСИН России.
Согласно положениям ст. 60.5 УИК РФ в общежитиях исправительных центров осужденным к принудительным работам предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к принудительным работам не может быть менее четырех квадратных метров. Обеспечение осужденных к принудительным работам одеждой, обувью, за исключением одежды и обуви, являющихся средствами индивидуальной защиты, и питанием осуществляется за счет их собственных средств. При отсутствии у осужденных к принудительным работам собственных средств обеспечение их одеждой, обувью и питанием осуществляется за счет средств федерального бюджета по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные к принудительным работам ежемесячно возмещают из собственных средств расходы исправительных центров на оплату коммунально-бытовых услуг и содержание имущества в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. Осужденные к принудительным работам при отсутствии у них собственных средств указанные расходы исправительных центров не возмещают. Осужденные к принудительным работам, находящиеся в исправительных центрах, вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими, а также приобретать, хранить и использовать все предметы, изделия и вещества, за исключением предметов, изделий и веществ, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего распорядка исправительных центров.
Постановлением Правительства РФ от 25.05.2012 г. № 514 утверждены нормы обеспечения одеждой, обувью и питанием осужденных к принудительным работам при отсутствии у них собственных средств, согласно которым осужденным выдается следующие одежда и обувь: головной убор зимний 1 штука срок носки 3 года; головной убор летний 1 штука срок носки 2 года 6 месяцев; куртка на утепленной подкладке 1 штука срок носки 2 года; костюм 2 комплекта срок носки 2 года 6 месяцев; сорочка верхняя 2 штуки срок носки 2 года; белье нательное 2 комплекта срок носки 2 года; майка трикотажная 2 штуки срок носки 1 год; трусы из бязи хлопчатобумажной 2 штуки срок носки 1 год; белье нательное теплое 1 комплект срок носки 2 года; носки хлопчатобумажные 4 пары срок носки 1 год; носки полушерстяные 2 пары срок носки 1 год; брюки на подкладке утепленной 1 штука срок носки 2 года 6 месяцев; рукавицы утепленные 1 пара срок носки 1 год; ботинки комбинированные 1 пара срок носки 3 года; полуботинки летние 1 пара срок носки 3 года; сапоги мужские комбинированный зимние 1 пара срок носки 2 года 6 месяцев; тапочки 1 пара срок носки 2 года.
Согласно пунктам 9, 10, 11, 12 приказа Минюста России от 29.12.2016 г. № 329 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» по решению начальника ИЦ осужденные размещаются в жилых комнатах общежития. По прибытии в ИЦ осужденному предоставляется время для проведения помывки в течение 45 минут. Осужденные обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями. Осужденные, не имеющие собственных средств для приобретения одежды, обуви, питания, обеспечиваются одеждой, обувью и питанием за счет средств федерального бюджета по нормам обеспечения одеждой, обувью и питанием осужденных к принудительным работам при отсутствии у них собственных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2012 г. № 514 «Об утверждении норм обеспечения одеждой, обувью и питанием осужденных к принудительным работам при отсутствии у них собственных средств». Осужденные приготавливают, разогревают и принимают пищу в специально отведенных помещениях ИЦ, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, в часы, установленные распорядком дня ИЦ. В течение рабочего дня осужденным, работающим в ИЦ, предоставляется обеденный перерыв, установленный распорядком дня ИЦ.
Исходя из положений приказа ФСИН России от 02.09.2016 г. № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» организация лечебного питания в лечебных учреждениях УИС является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий. Лечебное питание для больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, находящихся на стационарном и амбулаторном лечении в лечебных учреждениях УИС, осуществляется по норме питания, утвержденной в установленном порядке. С целью оптимизации лечебного питания, совершенствования организации и улучшения управления его качеством в лечебных учреждениях УИС применяется номенклатура диет (система стандартных диет). Диеты назначаются при различных заболеваниях в зависимости от стадии, степени тяжести болезни или осложнений со стороны различных органов и систем. Наряду с основной стандартной диетой и ее вариантами в лечебных учреждениях УИС в соответствии с их профилем используются: хирургические диеты (0-I; 0-II; 0-III; 0-IV; диета при язвенном кровотечении, диета при стенозе желудка) и др.; специализированные диеты: высокобелковая диета при активном туберкулезе; разгрузочные диеты (чайная, сахарная, яблочная, рисово-компотная, картофельная, творожная, соковая, мясная и др.); специальные рационы (диета калиевая, магниевая, зондовая, диеты при инфаркте миокарда, рационы для разгрузочно-диетической терапии, вегетарианская диета и др.). Больным, нуждающимся в специальных диетах, по заключению врача в зависимости от характера заболевания разрешается производить замену одних продуктов на другие, а также закупать отдельные из них в пределах стоимости продуктов по соответствующей норме. В лечебных учреждениях УИС врач-диетолог совместно с начальником ОИХО участвует в составлении раскладки продуктов учреждения УИС, консультирует больных по вопросам лечебного питания, проводит проверку по соответствию назначаемых диет, анализирует эффективность лечебного питания диетическая сестра либо прошедший специальное обучение медицинский работник медицинского подразделения (например, главная или старшая медицинская сестра). Такой специалист проходит специальную подготовку по лечебному питанию и имеет сертификат по специальности "диетология". В стационарах лечебных учреждений УИС лечебное питание назначается начальником филиала медико-санитарной части ФСИН России (врачом-специалистом). Оптимальным вариантом для больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, находящихся на стационарном лечении, является пятиразовое питание. Калорийность в течение суток распределяется следующим образом: завтрак - 25%, 2-й завтрак - 10%, обед - 35%, полдник - 10%, ужин - 20%. Минимальная калорийность по норме питания для больных варьируется в зависимости от вида, степени тяжести, течения заболевания и определяется врачом-специалистом индивидуально. При поступлении больного осужденного, подозреваемого и обвиняемого в лечебное учреждение УИС лечебное питание назначается дежурным врачом. Назначенная диета вносится в историю болезни и одновременно в сводный заказ на всех поступивших больных, который направляется на столовую (пищеблок) в установленное время. Больным осужденным, подозреваемым и обвиняемым, страдающим болезнями, указанных в приложение к утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, повышенной норме питания больных, выдается лечебное питание. Назначение на лечебное питание производится по заключению медицинского подразделения и приказа, издаваемого в учреждении УИС, на период нахождения больного на лечении. В списках указываются фамилия, имя, отчество осужденного, подозреваемого и обвиняемого, и положено ли ему дополнительное питание к повышенной норме питания больных. При необходимости медицинским переосвидетельствованием срок лечебного питания может быть продлен. При назначении питания ВИЧ-инфицированным учитывается, что все больные данным заболеванием (вне зависимости от стадии заболевания, проведения лечения или его отсутствия) получают пожизненно питание согласно примечанию к утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации повышенной норме питания для больных. Общее руководство и ответственность за организацию лечебного питания возлагаются: в лечебных учреждениях УИС - на начальника лечебного учреждения, его заместителя курирующего вопросы тылового обеспечения, врача-диетолога (фельдшера); в медицинских подразделениях учреждений УИС - на начальника филиала МСЧ ФСИН России. Начальник ОИХО учреждения УИС при организации лечебного питания несет ответственность за правильное составление раскладки продуктов, рациональное использование продуктов, качество приготовляемой пищи, соблюдение санитарно-гигиенических требований в столовой (пищеблоке) учреждения УИС.
Судом установлено, что Михайленко А.А. в период с 16.03.2018 г. по 10.04.2018 г. находился в ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, 11.04.2018 г. убыл в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Согласно ответу заместителя начальника ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю П.М.А. от 04.06.2018 г. на судебный запрос, в соответствии со ст. 60.5 УИК РФ осужденным к принудительным работам предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности, обеспечение осужденных к принудительным работам одеждой, обувью, за исключением одежды и обуви, являющихся средствами индивидуальной защиты, и питанием осуществляется за счет их собственных средств. При отсутствии у осужденных к принудительным работам собственных средств обеспечение их одеждой, обувью и питанием осуществляется за счет средств федерального бюджета по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Постановлением Правительства РФ от 25.05.2012 г. №514 «Об утверждении норм обеспечения одеждой, обувью и питанием осужденных к принудительным работам при отсутствии у них собственных средств» установлены вышеупомянутые нормы обеспечения осужденных. Иного материально-бытового обеспечения осужденных положениями уголовно-исполнительного законодательства не установлено. Порядок обеспечения осужденных одеждой и обувью установлен Приказом Минюста России от 24.10.2016 г. № 241 «Об утверждении Порядка обеспечения осужденных к принудительным работам одеждой, обувью и питанием при отсутствии у них собственных средств». Выдача гигиенических наборов осужденным к принудительным работам, администрацией учреждения в котором осужденные отбывают наказание не предусмотрена уголовно-исполнительным законодательством. В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса РФ работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену. В период отбывания наказания в виде принудительных работ в изолированном участке функционирующем как исправительный центр ИК-27 (Далее - ИУФИЦ ИК-27) осужденный Михайленко А.А. был трудоустроен с 21.03.2018 г. подсобным рабочим 1 разряда с повременной оплатой труда в бригаду по договору с ИП Л.А.Е. на основании приказа ИК-27 от 20.03.2018 г. №37-ос, что подтверждается справкой специалиста группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных К.Е.Н. Его работодателем на момент трудоустройства являлся ИП Л.А.Е., который в силу действующего трудового законодательства был обязан предоставлять ему средства индивидуальной защиты, в случае выполнения Михайленко А.А. работ, требующих применения средств индивидуальной защиты. Однако, как следует из пояснений Л.А.Е., выдача средств индивидуальной защиты осужденному Михайленко А.А. осуществлялась. В соответствии с п. 3 ст. 60.5 УИК РФ осужденные к принудительным работам, находящиеся в исправительных центрах, вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими, а также приобретать, хранить и использовать все предметы, изделия и вещества, за исключением предметов, изделий и веществ, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В отношении сведений реверсной системы СВН и регистрационных систем за период с 16.03.2018 г. на основании указания ГУФСИН России от 08.06.2015 г. № 24/ТО/5/3-140 хранение видеоархивов СОТ и персональных регистраторов осуществляется за период не менее 15 суток, а архив на объектах повышенного внимания и требующих особого контроля хранится не менее 30 суток. ИУФИЦ ИК-27 не относится к объектам повышенного внимания и требующих особого контроля, срок хранения архива составляет 15 суток. В связи с тем, что осужденный Михайленко А.А. 11.04.2018 г. убыл из ИУФИЦ ИК-27, предоставить архив за период его отбывания в ИУФИЦ ИК-27 не предоставляется возможным. Иная информация в распоряжении ИК-27 отсутствует.
Согласно справке начальника отдела специального учета ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю О.О.Н.: Михайленко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден: 05.06.2013 Норильским городским судом Красноярского края по ст. 30ч3-105ч1 УК РФ 6 годам лишения свободы строго режима. По постановлению Минусинского городского суда Красноярского края от 11.12.2017 г., заменить оставшуюся часть наказания по приговору от 05.06.2013 г. по от 30ч3-105ч1 УК РФ в виде 7 месяцев 24 дней лишения свободы на 7 месяцев 24 дня принудительных работ с удержанием 10% з/п в госдоход зачесть в срок отбытия принудительных работ время содержания под стражей и время следования в исправцентр, исчисляя срок с 11.12.2017 г. до прибытия в иеправцентр (постановление вступило в з/с 20.02.2018 г.). Начало срока: 11.12.2017 г.; конец срока: 03.08.2018 г. Неотбытая часть наказания на 11.04.2018 г. составляет 3 месяца 24 дня. В ФКУ ИУФИЦ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю отбывал наказание с 16.03.2018 г. по 11.04.2018 г. убыл в СИЗО-1 ГУФСИН России по КК.
Согласно справке специалиста ГСХ и УТСО К.Е.Н. Осужденный Михайленко А.А., в ИК-27 трудоустроен согласно приказа № 37-ос от 20.03.2018 г. с 21.03.2018 г. подсобным рабочим 1 разряда с повременной оплатой труда с должностным окладом 3473 руб., в бригаду по договору с ИП Л.А.Е.; уволен приказом № 40-ос от 22.03.2018 г., в связи с прекращением трудоиспользования, без выплаты компенсации.
Согласно справке начальника МЧ-9 ФКУЗ МСЧ № 24 ФСИН России Сауткина А.С. приказом Минюста России от 24.10.2016 г. № 241 «Об утверждении Порядка обеспечения осужденных к принудительным работам одеждой, обувью и питанием при отсутствии у них собственных средств» регламентирован порядок обеспечение осужденных к принудительным работам питанием при отсутствии у них собственных средств. Питание осужденных к принудительным работам осуществляется в соответствии с действующими нормами уголовно-исполнительного наказания. Пища приготавливается на территории столовой ИК-27 и доставляется на территорию изолированного участка функционирующего как исправительный центр ИК-27 в термосах. Раздача горячей пищи осуществляется в помещении для приема пищи осужденных, расположенных на территории изолированного участка функционирующего как исправительный центр ИК-27. Данное помещение ежедневно проверяется сотрудниками Медико-санитарной части №9 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России на соответствии санитарным нормам и правилам. Само приготовление пищи в столовой ИК-27 осуществляется осужденными, имеющим в обязательном порядке санитарные книжки, под контролем сотрудников администрации ИК-27, а также сотрудников Медико-санитарной части № 9 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России; жалоб осужденных на качество пищи, и санитарно-бытовые условия не поступало.
Согласно справке старшего инспектора группы безопасности УКП ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю М.Х.Х. на участке колонии-поселения Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 31 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (далее - УКП ИК-31) отбывают наказание осужденные к лишению свободы. На основании договора между ИК-31 и ИК-27 о подборе и предоставлении рабочей силы из числа спецконтингента осужденные УПК ИК-31 трудоустраиваются на хозяйственные объекты ИК-27 для выполнения работ различного типа, в соответствии с должностями, на которых трудоустроены. Выполнение трудовых функций осужденных УПК ИК-31 осуществляются в период времени установленным распорядком дня и разнарядкой на вывод осужденных на работы. Вывод осужденных УПК ИК-31 на работу, а также съем с работы осуществляется на территории УКП ИК-31 в соответствии с разнарядкой на вывод осужденных на работы, утверждаемой Начальником ИК-31. Проживают осужденные УКП ИК-31 на территории УКП ИК-31 и ежедневно в течение рабочей недели доставляются в ИК-27 для осуществления своих трудовых функций на возмездной основе.
Согласно пояснениям ИП Л.А.Е. от 01.06.2018 г. по факту выдачи осужденному Михайленко А.А., трудоустроенному подсобным рабочим 1 разряда с повременной оплатой труда на основании договора между ИП Л.А.Е. и ФКУ ИК-27, с 21.03.2018 г. по 22.03.2018 г.: в связи с тем, что осужденный Михайленко А.А. отказался от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, он не был допущен к выполнению работ в соответствии со ст. 76 ТК РФ; вследствие чего, выдача средств индивидуальной защиты, а именно: костюм х/б, сапоги, рукавицы, ботинки, произведена не была; на следующий день после трудоустройства, осужденный Михайленко А.А. отказался от работ, в связи с чем, был уволен.
Согласно справке начальника ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю М.А.В. осужденные к принудительным работам имеют право пользоваться средствами телефонной связи и другими техническими устройствами в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством. В период отбывания наказания в изолированном участке, функционирующем как исправительный центр ФКУ «Исправительная колония №27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (далее - ИУФИЦ ИК-27) право осужденных на пользование средствами телефонной связи и другими техническими устройствами не ограничивается со стороны администрации ИУФИЦ ИК-27 и действует в полном объеме.
Согласно акту 21.03.2018 г. осужденный Михайленко А.А., трудоустроенный на участок по переработке стекла приказом ФКУ ИК-27 № 37-ос от 20.03.2018 г. подсобным рабочим, отказался от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте со стажировкой 10 смен. Работников, которые не прошли обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, работодатель должен отстранить от работы (ст. 76 ТК РФ). Отстранение производится без предоставления другой работы.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями статей 151, 1064, 1069, 1099 ГК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, поскольку истцом, исходя из требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии вреда и причинно-следственной связи между действиями должностных лиц и наступившими последствиями. Нарушений каких-либо нематериальных благ истца, подлежащих восстановлению путем их компенсации в денежном выражении, судом не установлено.
Суд исходит из того, что доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для предоставления истцу одежды, обуви и питания, как для осужденного к принудительным работам в ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю в период его отбывания наказания в виде принудительных работ с 16.03.2018 г. по 11.04.2018 г., истцом не представлено, материалы дела не содержат.
Ссылки истца на нарушение администрацией ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю норм уголовно-исполнительного законодательства, а также законодательства об утверждении норм обеспечения одеждой, обувью и питанием осужденных к принудительным работам, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку, согласно постановлению Правительства РФ от 25.05.2012 г. № 514, утверждены нормы обеспечения одеждой, обувью и питанием осужденных к принудительным работам при отсутствии у них собственных средств, однако, истцом не представлено доказательств отсутствия собственных денежных средств в период отбывания наказания в виде принудительных работ в ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю для обеспечения себя одеждой, обувью и питанием.
Ссылки истца на усиленное питание, в связи с наличием у него заболевания «<данные изъяты>», судом не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с приказом ФСИН России от 02.09.2016 г. № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» назначение на лечебное питание производится по заключению медицинского подразделения и приказа, издаваемого в учреждении УИС, на период нахождения больного на лечении, однако, истцом доказательств о наличии у него заболевания «<данные изъяты>», а также заключения врача о необходимости назначения истцу лечебного питания, не представлено.
Ссылки истца на необеспечение его спецодеждой и средствами индивидуальной защиты при выполнении работ, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену. Учитывая изложенное, а также тот факт, что 21.03.2018 г. осужденный Михайленко А.А. отказался от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, он не был допущен к выполнению работ в соответствии со статьей 76 ТК РФ, вследствие чего выдача средств индивидуальной защиты произведена не была; при этом, 22.03.2018 г. осужденный Михайленко А.А. отказался от работ, в связи с чем, был уволен, средства индивидуальной защиты и спецодежда осужденному не выдавались.
Учитывая, что суду не представлено доказательств нарушения принадлежащих истцу каких-либо личных неимущественных прав и личных нематериальных благ, наличия причинно-следственной связи между содержанием его в ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю и нарушением каких-либо его прав, принимая во внимание, что обстоятельства иска в части ненадлежащего его содержания в ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю не содержат указаний на наступление последствий, предусмотренных пунктом 1 ст. 1070 ГК РФ, когда ответственность органов и должностных лиц наступает независимо от их вины, - суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возмещения вреда Михайленко А.А. в период его отбывания наказания в виде принудительных работ в ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю по заявленным в иске основаниям.
Неудобства, которые Михайленко А.А. мог претерпеть, в связи с нахождением его в ИУФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, связаны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение преступления, что ведет к ограничению привычного образа жизни, бытовым неудобствам, пребывании в состоянии стресса, ограничению свободы передвижения, вынужденному нахождению в замкнутом пространстве в условиях камеры и другим последствиям, которые являются следствием противоправного поведения самого истца, а не действий должностных лиц.
Конституционный суд РФ в своих определениях (от 16.10.2003 г. № 371-О, от 19.07.2007 г. № 480-О-О, от 20.03.2006 г. № 162-О-О) указал, что в любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на неприкосновенность частной жизни, личной, семейной тайны, свободы передвижения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возмещения вреда Михайленко А.А., следовательно, и оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Михайленко А.А. к Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, Красноярской прокуратуре по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Главному управлению ФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.И. Севрюков