Судья Зимина А.Е. Дело <данные изъяты>
УИД 50RS0<данные изъяты>-90
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам М. областного суда в составе:
председательствующего Цуркан Л.С.,
судей Шишкина И.В., Мизюлина Е.В.,
при помощнике судьи Кузнецовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 февраля 2020 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Пушкинского городского суда Московской области от 27 ноября 2019 года по делу по иску Шагидулиной С. Н., действующей и в интересах несовершеннолетних <данные изъяты>, <данные изъяты>, к Министерству социального развития Московской области об установлении факта проживания на территории Московской области, признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шагидулина С.Н. обратилась в суд с иском Министерству социального развития М. <данные изъяты>, которым просила: установить факт проживания ее несовершеннолетних детей <данные изъяты> <данные изъяты>. на территории Московской области, обязать выдать удостоверение многодетной семьи.
Требования мотивированы тем, что она является матерью троих несовершеннолетних детей – <данные изъяты> г.р., <данные изъяты> г.р., <данные изъяты> 2017 г.р. Истец находится в разводе. На ее обращение за выдачей удостоверения многодетной семьи, <данные изъяты> Пушкинским Управлением социальной защиты населения было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги «удостоверение многодетной семьи» по причине отсутствия у ее старших детей места жительства в Московской области. Указывает, что, дети постоянно живут с ней в г. Пушкино, где она зарегистрирована по месту жительства, ходят в Пушкинскую школу. Считает отказ в выдаче удостоверения многодетной семьи незаконным.
В ходе рассмотрения дела судом с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика с Пушкинского управления социальной защиты населения на Министерство социального развития Московской области.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала, ответчик иск не признал.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от <данные изъяты> исковые требования Шагидулиной С.Н. удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе ответчик просит его отменить и принять по делу новое судебное решение.
На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные З. и принимаемые в соответствии с ними З. и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным З..
Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" предписано субъектам Российской Федерации определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.
Меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные Законом Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца) (часть 4 данного закона).
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно Закона Московской области от 12.01.2006 года №1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
В соответствии со статьёй 2 Закона Московской области от 12.01.2006г. №1/2006-03 многодетная семья – лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
Постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 г. №1029/45 утверждён Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи.
Согласно пункта 3 данного порядка, удостоверение выдаётся, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области, и в силу положений пункта 17 отсутствие у кого-либо из членов многодетной семьи места жительства в Московской области является основанием для отказа в выдаче удостоверения.
Судом установлено, что истица имеет троих детей – <данные изъяты> г.р., <данные изъяты> г.р., <данные изъяты> г.р.
Истица разведена, зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>
<данные изъяты> Все дети проживают с матерью. Старшие дети зарегистрированы в <данные изъяты>.
Сведений о получении семьей истца мер социальной поддержки как многодетной семьи на территории иного субъекта Российской Федерации материалы дела не содержат.
На обращение истицы в Пушкинское Управление Минсоцразвития с заявлением о выдаче удостоверения многодетной матери вынесено решение об отказе в выдаче удовлетворения многодетной семьи по причине отсутствия у членов семьи места жительства на территории Московской области.
Несмотря на то, что старшие дети имеют постоянную регистрацию по месту жительства в другом субъекте Российской Федерации - в <данные изъяты>, факт их постоянного проживания с матерью в <данные изъяты> подтвержден как документально, так и при опросе свидетеля Панфиловой Г.А., проживающей по адресу: по адресу: <данные изъяты>
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от <данные изъяты>.
N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Суд на основании представленных в дело доказательств, оценив их по правилам ст.67 ГПК РФ, принимая во внимание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, установив, что все члены семьи Шагидулиной С.Н. постоянно проживают на территории Московской области, возложил обязанность на Министерство социального развития Московской области выдать истцу удостоверение многодетной семьи.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что получение мер социальной поддержки в Московской области находится в прямой зависимости от наличия у граждан, заявивших о праве на их получение, регистрации по месту жительства в Московской области является необоснованным и противоречит положениям приведенных выше нормативных правовых актов регионального и федерального уровня, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ по данному вопросу.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пушкинского городского суда Московской области от
<данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области, - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи