Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-811/2021 ~ М-755/2021 от 11.08.2021

Дело №2-811/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2021 года г. Колпашево Томской области

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Шачневой А.А.,

при секретаре Великжаниной Е.С.,

помощнике судьи Ледовских Ю.Н.,

с участием истца Кудрявцева О.М., его представителя – адвоката Ячменевой Г.Н., предоставившей удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) Шапиловой Ю.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудрявцева О.М. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о признании права на назначение страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты, о зачете периода работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в страховой стаж, периода работы в страховой, северный стаж, назначении страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Кудрявцев О.М. обратился в Колпашевский городской суд Томской области с исковым заявлением к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное), в котором с учетом дальнейшего уточнения требований просит признать за ним право на назначение страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» и п.6 ч.3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; обязать ГУ-УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) засчитать ему период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в общий страховой стаж в полуторном размере; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общий страховой и северный стаж; обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости без учета фиксированной выплаты в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ГУ-УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) расходы на юридические услуги адвоката в сумме 20 000 рублей, на оплату госпошлины в сумме 300 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что первый раз с заявлением о назначении страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» и п.6 ч.3 Федерального закона «О государственной пенсионном обеспечении в РФ» как лицу, достигшему возраста <данные изъяты> лет, имеющему страховой стаж не менее <данные изъяты> лет и проработавшему не менее <данные изъяты> лет в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, он обратился в ГУ-УПФР в Колпашевском районе ДД.ММ.ГГГГ. Решением ГУ-УПФ РФ в Колпашевском районе (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии по старости без учета фиксированной выплаты было отказано в виду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа. По подсчетам Пенсионного фонда на ДД.ММ.ГГГГ страховой стаж составил календарных <данные изъяты>, северный стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера- <данные изъяты>. Пенсионный фонд периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитал в календарном порядке, в связи с тем, что у него нет данных о наличии срочного трудового договора, так как в указанный период действовал Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях». Также отказ мотивировал со ссылкой на п. 110 Положения № 590 от 03.08.1972 «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», которым работа в Северных районах с 01.03.1960 засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные ст.5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Согласно данному Указу льгота предоставлялась работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Севера из других местностей страны, при условии заключения ими срочных трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет. Исчисление стажа в полуторном размере было предусмотрено с 01.01.1992 по 31.12.2001 в период действия закона от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РФ». Правовая позиция Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П при исчислении страхового стажа военным пенсионерам в целях назначения им страховой пенсии (без фиксированной выплаты) не применяется, поскольку право на одновременное получение пенсий возникло с ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона РФ от 22.07.2008 № 156-ФЗ. Проработав больше года, обратился повторно ДД.ММ.ГГГГ с той же просьбой, решением ГУ-УПФ РФ в Колпашевском районе (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ему также отказано в назначении страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты в виду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа. По подсчетам Пенсионного фонда на дату обращения страховой стаж составил <данные изъяты>, северный стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – <данные изъяты>. Мотивировка отказа такая же, как и в решении от ДД.ММ.ГГГГ. Считает указанные решения Пенсионного фонда незаконными в связи с тем, что в них неверно дано толкование пенсионного законодательства, это новое прочтение закона, также не применены нормы закона, подлежащие применению. Он подпадает под льготу любой категории граждан: как местный житель, как гражданин, приехавший по собственной инициативе, а также демобилизованный в запас после срочной службы в Армии. Если его приняли на работу, значит, заключили трудовой договор. На момент принятия Закона о государственных пенсиях и Закона о льготах он продолжал работать и проживал в Северной местности. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проработал в одной организации – АО «Вираж» (правопреемник Колпашевский ПМК-11 и АТК-5), т.е. с ним были заключены бессрочные трудовые договоры (вместе с переводами), и на момент принятия Законов он имел статус работающего гражданина и к нему должно быть применено требование, в том числе ст. 1 Закона РФ от 19 февраля № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Кроме этого, в оспариваемом решении Пенсионный фонд не привел обоснования со ссылкой на закон, ограничивающий военных пенсионеров на применение к гражданской трудовой деятельности до службы в Армии позицию Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П по оценке пенсионных прав путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Давая толкование п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» об обратной силе на исчисление страхового стажа в полуторном размере для северян, Конституционный Суд никакими оговорками в отношении граждан РФ, которые работали и служили, не отметил. Он является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно. Для назначения пенсии были учтены периоды службы в Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В заявлениях, поданных в Пенсионный фонд, он просил назначить ему страховую пенсию по старости без учета фиксированной выплаты за период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Периоды службы в Армии и периоды трудовой деятельности в северной местности не совпадают. По его мнению, с учетом снижения пенсионного возраста при неполном северном стаже в МКС в размере <данные изъяты>, пенсия может быть назначена по достижению <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца при наличии общего стажа <данные изъяты> лет. На дату подачи заявления, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 56 лет, северный стаж составлял календарных 18 лет 11 месяцев 10 дней. Общий страховой стаж для назначения пенсии по старости по его подсчетам за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил календарных <данные изъяты>, с применением северного коэффициента 1,5 – <данные изъяты>, плюс <данные изъяты> (время работы по окончанию службы в Армии с ДД.ММ.ГГГГ года), всего <данные изъяты>. До 25 лет недоставало 20 дней. Принимая во внимание, что в ДД.ММ.ГГГГ году он работал и работает по настоящее время в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа », общий страховой стаж в размере 25 лет в льготном и календарном исчислении он выработал ДД.ММ.ГГГГ и с этой даты Пенсионный фонд, по его мнению, обязан был назначить страховую пенсию по старости без учета фиксированной выплаты.

Истец Кудрявцев О.М. в судебном заседании исковые требования поддержал с учетом их дальнейшего уточнения по указанным в иске и уточнениях основаниям.

Представитель истца Кудрявцева О.М. – адвокат Ячменева Г.Н. исковые требования Кудрявцева О.М. поддержала с учетом их уточнений. Дополнительно пояснила, что основанием к подаче данного иска явился отказ Пенсионного фонда РФ рассчитать страховую часть пенсии в гражданской службе. Кудрявцев О.М. имеет военную пенсию. В соответствии с законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», где он более <данные изъяты> лет проработал, и ему был зачтен период работы в армии по призыву и период работы по контракту: с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год - по контракту, и с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год - служба в армии. Он получает пенсию, они в этот период не оспаривают. Когда он работал до контракта, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год на предприятии ПМК – 11, как он пришел, устроился, так он и работал. Затем он пошел в армию, отслужил. В ДД.ММ.ГГГГ году, вероятнее всего, его сократили в воинской части. После этого он снова устроился на работу, где он работал сторожем, охранником. Когда он посчитал, что достиг северного возраста, у него уже было достаточно северного стажа - <данные изъяты> лет, достаточно страхового стажа – <данные изъяты> лет с применением северного коэффициента до ДД.ММ.ГГГГ года, где он работал на предприятии ПМК -11, в Вираже, он обратился с заявлением о назначении пенсии. Пенсионный фонд РФ отказал ему с учетом того, что он мотивирует таким образом, что уполуторивание общего стажа в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера, не предусмотрено до ДД.ММ.ГГГГ, что эта льгота действует только в связи с принятием закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», с принятием закона с 1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях», принимая во внимание то, что на него не распространяется разъяснение Конституционного суда от 29.01.2004 по применению п.4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», который говорит о том, что при подсчете общего трудового стажа для северных, уполуторивается. Эта льгота распространяется на всех до ДД.ММ.ГГГГ года. Пенсионный фонд РФ посчитал иначе, что определение Конституционного суда не применимо конкретно к пенсионеру, у которого есть военная пенсия, и что эта дополнительная льгота иметь право на страховую пенсию без фиксированной выплаты, которая была предусмотрена законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в ДД.ММ.ГГГГ году. И они считают, что если это в ДД.ММ.ГГГГ году, то те периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ года, они не могут засчитываться в страховой стаж. Считает, что в данном случае Пенсионный фонд РФ не прав. Полагает, что пенсионным органом применено новое прочтение закона. Такого в законе нет, что военному пенсионеру по другому должна рассчитываться страховая часть пенсии. С учетом того, что не предусмотрено уполуторивание до ДД.ММ.ГГГГ года также отсутствуют соответствующие положения в законодательстве. Позицию Пенсионного фонда о том, что согласно Постановлению «О порядке применения порядка подсчета стажа работы» от 1972 года, который говорит о том, что уполуторивается только для лиц, у которых имеется срочный трудовой договор, считает ошибочной, так как на тот период времени применялись три нормативных акта, которые дополняли друг друга и противоречия не содержали. Это п.43 Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 16.12.1967 №503П-28, в котором говорится, что для местных жителей, желающих и работающих в северной местности, и лиц, прибывших на постоянное место жительство и по собственной инициативе, 1 год работы засчитывается за 1, 6 месяцев. Данный документ утратил силу 12.11.2009. В п.44 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий, компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативным актами, утвержденной Приказом Минтруда от 22.11.1990 говорится о том, что общий трудовой стаж исчислялся в полуторном размере при назначении пенсии в районах Севера. До настоящего времени эта инструкция не отменена. Данная инструкция дает анализ всем тем нормативным документам, где речь идет о стаже для северян. Это Указы Президиума от 1960 года и от 1967 года. Льгота как была, так и осталась. И пункт 110 Постановления «Об утверждении положения о порядке назначения», на который ссылается Пенсионный фонд РФ, где говорится о том, что засчитывается при условии, если с ними на месте заключался срочный трудовой договор на определенный срок, в соответствии с Указами от 1960 года и 1967 года. Но это были отдельные льготы для лиц, которые проживали в благоприятных климатических условиях, а затем поехали, как раньше называли, на заработки. Вот они приезжали, и с ними заключался срочный трудовой договор. И при наличии такого договора им тоже уполуторивался этот период работы. Но они проживали временно здесь, потому что там за ними бронировалось жилье, здесь им предоставлялось временное жилье без очереди. Это отдельная категория граждан, которых привлекали для работы на севере, специалистов из других регионов, поэтому им была отдельная льгота. Но наравне с п.110 Постановления «Об утверждении положения о порядке назначения» от 1972 года, тогда действовало Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 16.12.1967 №503П-28. Если из п.110 следовало, что только для определенной категории граждан, которые не являлись постоянными жителями Севера и для северян, которые здесь родились, жили и работали, вот постановление 1967 года. А потом все разъяснилось, была принята Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами №2 от 22.11.1990. Инструкция до настоящего времени не отменена. Данный документ включен в НПА, на который не распространяется требование об отмене с ДД.ММ.ГГГГ, установленного Федеральным законом. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в данном документе оценивается при осуществлении государственного контроля. Приказ об утверждении данной Инструкции все так же применяется до настоящего времени. Отдельным блоком выделено как рассчитать общий стаж для назначения пенсии. Есть Указание от 16 июля 1991 г. № 1-76-У «О порядке применения некоторых статей закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в котором приводится пример расчета пенсии. Как считает Пенсионный фонд РФ, если человек отработал, закон принят и вступил с 1992 года, то эта норма закона не распространяется на период времени, когда человек работал. Но, в то же время, этого и нет в законе, что данная норма не применяется на трудовую деятельность, которая была до 1992 года. А у человека право на пенсию наступило в ДД.ММ.ГГГГ году. Исходя из всех этих указаний, если норма закона закреплена, если право на пенсию не наступило, то должны применяться эти нормы закона. Поэтому истец попадает под льготу как местный житель, как гражданин, приехавший по собственной инициативе, как демобилизованный в запас. И приняли его на работу на постоянной основе, заключив с ним бессрочный трудовой договор. В разъяснениях по применению этих указов говорится о том, что льготы распространяются независимо от того в какой форме заключен трудовой договор и распространяется на всех жителей. Определение Конституционного суда от 21.01.2004 отдельной строкой выделяет, что эта норма не распространяется на лиц, у которых уже имеется пенсия, то есть они одинаковы для всех. В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» лица, проходившие военную службу, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или на пенсию по инвалидности, предусмотренную законом, и на страховую пенсию по старости, за исключением фиксированных выплат по устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях». На трудовую деятельность истца, которая была до армии и после, распространяются те же самые права, которые предусмотрены для всех остальных граждан. Пункт 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О практике рассмотрения судами говорит о том, что на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ года, конкретно по военным пенсионерам, страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть, засчитываются периоды, имевшие место как до ДД.ММ.ГГГГ года так и после ДД.ММ.ГГГГ года. Все эти доводы она изложила в исковом заявлении. С учетом того, что истцу пенсия назначается в порядке и на условиях, предусмотренным Федеральным законом, она посчитала, на дату подачи при неполном северном стаже он считается по другому, в размере <данные изъяты>, пенсия может быть назначена по достижению <данные изъяты>, при наличии общего страхового стажа <данные изъяты> лет. <данные изъяты> лет составляет на ДД.ММ.ГГГГ. На день подачи заявления было <данные изъяты> дней общего стажа с применением северного коэффициента 1,5 до ДД.ММ.ГГГГ года, у него получилось <данные изъяты>. Пенсия назначается с момента возникновения права, и прибавляя <данные изъяты> дней, в конечном итоге право у него на пенсию возникает с ДД.ММ.ГГГГ, потому что на тот период он работал и до сих пор продолжает работать. В лицевом счете застрахованного лица имеются сведения о том, что на ДД.ММ.ГГГГ год он работал, точно также засчитывался северный стаж по ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях». С учетом изложенного, прсит признать за истцом право на пенсию по п.6 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» как на назначение страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты, на основании п.6 ч.3 ФЗ «О пенсионном обеспечении». Также просит взыскать с Пенсионного фонда РФ затраты за юридические услуги в размере 20 000 рублей. Считает, что эта сумма соразмерна тому объему работ, который выполнен с учетом того, что проанализировано очень много законодательной базы.

    Представитель ответчика государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) Шапилова Ю.А., действующая на основании доверенности, исковые требования, с учетом их уточнения, не признала в полном объеме, указав, что Кудрявцев О.М. обратился в Управление Пенсионного фонда в Колпашевском районе Томской области ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии по пункту 6 ч.1 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» без учета фиксированной выплаты. Периоды, которые истец просит зачесть в полуторном размере, с <данные изъяты> год не учтены в связи с тем, что в соответствии с п.110 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные ст.5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960. Согласно норме данного Указа льгота предоставлялась работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими срочных трудовых договоров о работе в этих районах на срок 5 лет. Таким образом, в период действия закона от ДД.ММ.ГГГГ в общий стаж работы, дающий право на назначение пенсии, было предусмотрено льготное исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 1 за 1,5 только при условии заключении срочного трудового договора. В период действия Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1 согласно ст.94 при подсчете трудового стажа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляется в полуторном размере. Те периоды, которые с <данные изъяты> год истцу зачислены в полуторном размере, то есть в льготном исчислении. ДД.ММ.ГГГГ год не учтен в связи с тем, что у них сведения с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно сдаются в налоговую инспекцию. Им сдаются сведения до ДД.ММ.ГГГГ следующего отчетного года. То есть за ДД.ММ.ГГГГ год предоставляются сведения до ДД.ММ.ГГГГ. У ответчика на тот момент сведений о том, продолжал ли истец свою трудовую деятельность или нет, не было. Поэтому зачтены только те сведения, которые имелись и которые были представлены работодателем, то есть на ДД.ММ.ГГГГ. Сейчас сведения предоставляются ежегодно. Если раньше предоставляли ежеквартально до ДД.ММ.ГГГГ, то после ДД.ММ.ГГГГ они им предоставляются ежеквартально до ДД.ММ.ГГГГ следующего за отчетным годом. После того, как истец обратился повторно в ДД.ММ.ГГГГ году, период за ДД.ММ.ГГГГ год учтен в страховой стаж, в связи с тем, что работодателем эти сведения были поданы в Управление Пенсионного фонда РФ. На ДД.ММ.ГГГГ год они были учтены. Но поскольку на данный момент рассматривается решение, которое было вынесено в ДД.ММ.ГГГГ году об отказе в назначении пенсии, поэтому на этот период времени они не выносили это решение. Истец просит назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, но на момент назначения пенсии уже должен быть выработан тот стаж, и должно уже быть право на назначение пенсии по состоянию на на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на эту дату должна быть необходимая продолжительность стажа. Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 16.12.1967 №503П-28 конкретно к рассматриваемой ситуации по обращению о назначении пенсии без учета фиксированной выплаты не применяется. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 указан перечень тех претендентов, которые имеют право на пенсию, и те работы, которые должны быть учтены. В этот перечень как раз таки входит служба истца. Раз он служил, является получателем военной пенсии, можно ему уполуторивать данный северный стаж, только если он будет по призыву, либо работать по контракту не менее 5 лет.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 1 января 2015 года устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ст.8 от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В силу ч. 4 ст. 13 Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 данного Федерального закона).

В спорный период выполнения работы истцом действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий. Утвержденное Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590.

Согласно абз. 2 п. 110 данного Положения работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".

В силу п. «д» ст. 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставлены дополнительно следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.

Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.

Порядок предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, был также установлен Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 года. № 530/П-28, введенной в действие с 01 января 1968 года.

В соответствии с абз. 2 п. 1 раздела I Общие положения указанной Инструкции льготы предоставляются на территориях, включенных в состав районов, предусмотренных Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029.

Льготы, предусмотренные статьей 5 Указа от 10 февраля 1960 г. и статьей 3 Указа от 26 сентября 1967 г., предоставляются дополнительно работникам, прибывшим на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года (абз 2 п. 2 Инструкции, утвержденной Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 года. № 530/П-28).

Пунктом 7, 8 раздела II данной Инструкции трудовые договоры на определенный срок (три или два года) заключаются министерствами, ведомствами, центральными учреждениями, а также предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Трудовые договоры могут заключаться со всеми рабочими и служащими, прибывшими на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других районов страны. Трудовые договоры заключаются в письменной форме в двух экземплярах, причем один экземпляр выдается работнику. В договорах, в частности, указывается: дата и место заключения договора; наименование сторон; срок действия договора; должность или работа, для выполнения которой приглашается работник; должностной оклад или тарифная ставка; льготы, предоставляемые работнику, а также место постоянного жительства.

С 01 января 1991 года введена в действие утвержденная Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2 Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, определяющая аналогичный порядок предоставления льготы, предусмотренной статьей 5 Указа от 10 февраля 1960 года.

Постановлением Верховного Совета РФ от 19.02.1993 № 4521-1 с 01 июня 1993 года введен в действие Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», который не распространяется на действовавшие до его принятия правоотношения.

Исходя из смысла приведенных правовых норм, действующих в спорный период работы, юридически значимыми обстоятельствами для зачета работнику его периодов работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях в льготном порядке при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости, являются обстоятельства заключения с таким работником срочного трудового договора в зависимости от оснований прибытия такого работника для работы на территорию района Крайнего Севера или приравненного к такому району местности.

Как установлено в судебном заседании согласно справке Военного комиссариата Томской области Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцев О.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно. Периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцев О.М. обратился в УПФР в Колпашевском районе Томкой области (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Решением государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области от ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцеву О.М. в назначении страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ было отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа. Согласно приведенному решению на дату обращения страховой стаж Кудрявцева О.М. составил <данные изъяты>, в том числе ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ – в календарном порядке, т.к. нет данных о наличии срочного трудового договора, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ – в льготном исчислении 1 год за 1,5, в соответствии с нормами Закона № 340-I, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ – в календарном порядке. Стаж заявителя в районах приравненных к районам Крайнего Севера составляет <данные изъяты>. Не включены в подсчет страхового и северного стажа периоды, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцев О.М. повторно обратился в УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты по указанному основанию.

    Решением государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцеву О.М. было отказано в назначении страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты по заявленному основанию ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа. При этом согласно приведенному решению на дату обращения страховой стаж Кудрявцева О.М. составил <данные изъяты>, в том числе по периодам ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ – в календарном порядке, т.к. нет данных о наличии срочного трудового договора, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ – в льготном исчислении 1 год за 1,5, в соответствии с нормами Закона № 340-I, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ – в календарном порядке. Стаж заявителя в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет <данные изъяты>. Не включены в подсчет страхового и северного стажа периоды, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представленные ГУ – ОПФ РФ по Томской области на запрос суда сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Кудрявцева О.М. от ДД.ММ.ГГГГ отражают данные об учете спорных периодов работы в страховой стаж в календарном порядке и северный стаж (по п.6 ч. 1 ст.32 период в МАОУ «СОШ » <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как <данные изъяты> год) истца.

Предоставленная трудовая книжка Кудрявцева О.М. с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ содержит следующие сведения о спорных периодах работы:

Служба в рядах Сов. Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (в/билет НА );

Колпашевская ПМК-11

ДД.ММ.ГГГГ – принят шофером 3 класса (Пр. );

ДД.ММ.ГГГГ – присвоен 2 класс шофера; (Пр. от ДД.ММ.ГГГГ)

ДД.ММ.ГГГГ – в связи с реорганизацией переведен в ПТК-5 автообъединения «Союзтомскмелиостройтранс» (Пр. от ДД.ММ.ГГГГ);

Колпашевская АТК

ДД.ММ.ГГГГ – принят водителем 2-ого класса на все виды а/транспорта (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ);

ДД.ММ.ГГГГ – на базе АТК создано Акционерное общество «Вираж» (Пост. гл.адм. от ДД.ММ.ГГГГ);

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа »

ДД.ММ.ГГГГ – принят в группу дошкольного образования на должность сторожа (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ);

ДД.ММ.ГГГГ – в связи с изменением учредительных документов изменить название на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ);

ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время продолжает работать в МАОУ «СОШ » сторожем.

Согласно выданной МКУ «Архив» архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ в документах архивного фонда МП «ЖКХ» (правопреемник Колпашевского ПМК-11)? согласно приказам по личному составу за ДД.ММ.ГГГГ годы, имеются сведения о работе Кудрявцева О.М.:

принять с ДД.ММ.ГГГГ шофером третьего класса (приказ о принятии от ДД.ММ.ГГГГ),

уволить переводом с ДД.ММ.ГГГГ в АТК-5 следующих работников: Кудрявцева О.М. (приказ об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ). Другие работники с фамилией, именем и отчеством Кудрявцев О.М. в документах по личному составу за указанный период не значатся.

Как следует из архивных справок МКУ «Архив» от ДД.ММ.ГГГГ в документах архивного фонда МП «ЖКХ» (правопреемник Колпашевского ПМК-11), в лицевых счетах по заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ годы имеются сведения о размере заработной платы Кудрявцева О.М.

Архивная справка МКУ «Архив» от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения о нахождении Колпашевского АТК-5, АО «Вираж» на территории <адрес>. В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севра, утвержденным Постановлением Совета Министров ССР от ДД.ММ.ГГГГ , на которые распространяется Указ Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о льготном исчислении стажа работы, территория <адрес> и сам <адрес> относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Вместе с тем представленные в материалы стороной истца письменные доказательства работы истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по мнению суда, не свидетельствуют о наличии оснований для исчисления истцу, осуществляющему трудовую деятельность в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, зачета рассматриваемого периода в общий страховой стаж в полуторном размере, потому как представленные данные трудовой книжки, архивного фонда не содержат сведений о том, истец прибыл самостоятельно либо был переведен из другой местности на работу в приравненную к районам Крайнего Севера местность на условиях срочного трудового договора, иные доказательства, подтверждающие его право на предоставление соответствующей льготы суду не представлено. Таким образом оснований для зачета периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общий страховой стаж в льготном исчислении не усматривается.

Аналогичная правовая позиция приведена в определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ .

Доводы стороны истца о том, что до ДД.ММ.ГГГГ право на льготное исчисление страхового стажа было предоставлено всем работающим гражданам на Севере не состоятельны, т.к. истец подпадает под категорию лиц, которым предоставлены льготы на условиях, предусмотренных п.«д» статьей (частью) 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года. Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», ст. 94 которого было предусмотрено исчисление в полуторном размере периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при подсчете общего трудового стажа без предусмотренных ранее действующим законодательством условий, вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ и соответственно в заявленный спорный период еще не применялся.

Кроме того применение Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П исходя из его содержания и выраженной в нем правовой позиции Суда, является принцип учета указанной в нем позиции только в отношении условий пенсионного обеспечения, которые существовали по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому, если в пенсионное законодательство начиная с указанной даты были введены нормы, устанавливающие новые условия назначения пенсий, то Постановление не применяется.

Таким образом, поскольку право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости без фиксированной выплаты (ранее - страховой части трудовой пенсии по старости) было предоставлено военным пенсионерам на основании Федерального закона от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», действия которого в этой части распространялись на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, позиция в Постановлении № 2-П при исчислении страхового стажа истца, претендующего на назначение страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты не применяется.

Не имеется оснований и зачета Кудрявцеву О.М. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общий страховой и северный стаж.

Так, как усматривается из содержания вынесенного пенсионным органом решения от ДД.ММ.ГГГГ в связи с повторным обращением истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты спорный период засчитан в страховой стаж в календарном порядке, а также в северный стаж, что подтверждается и сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированными ДД.ММ.ГГГГ. Зачет периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при принятии пенсионным органом решения по первоначальному обращению истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ не мог быть осуществлен, т.к. обращение истца с таким заявлением последовало ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание, что требования о зачете периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общий страховой стаж в льготном исчислении, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общий страховой и северный стаж оставлены без удовлетворения, следует отказать и в удовлетворении требований о признании за истцом права на назначение страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», п.6 ч.3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», назначении пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по заявленному основанию и взыскании расходов на юридические услуги адвоката в сумме 20 000 рублей, по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 06 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

2-811/2021 ~ М-755/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кудрявцев Олег Михайлович
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Колпашевском районе (межрайонное)
Другие
Ячменева Галина Николаевна
Суд
Колпашевский городской суд Томской области
Судья
Шачнева Александра Александровна
Дело на сайте суда
kolpashevsky--tms.sudrf.ru
11.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2021Передача материалов судье
13.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2021Подготовка дела (собеседование)
26.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2021Судебное заседание
24.09.2021Судебное заседание
06.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2021Дело оформлено
03.02.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее