185910, г. Петрозаводск, ул. Красная, 33 Дело №5-829/16-12
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Петрозаводск 01 ноября 2016 года
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Парамонов Р.Ю., при секретаре Коваль М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО РЦ "Квартал", <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведения административного расследования в период ДД.ММ.ГГГГ было выявлено, что ООО РЦ «Квартал» при управлении многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в нарушение ст.11, п.3 ст.23, п.1 ст.24 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.18 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», не обеспечило в полном объеме (эффективное) проведение профилактических мероприятий по борьбе с грызунами, то есть допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В судебном заседании законный представитель ООО РЦ «Квартал» ФИО1 виновность юридического лица в инкриминируемом правонарушении признала, сообщила, что нарушение допущено не умышленно ввиду неосведомленности Общества о принадлежности контейнерной площадки, заявила о принятии мер по устранению выявленных нарушений норм санитарного законодательства.
Представитель административного органа ФИО2 поддержала составленный протокол и настаивала на привлечении юридического лица к административной ответственности.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав участвующих лиц, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст.6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровья человека, а также угрозу возникновения или распространения заболевания.
В силу положений ст.ст.24,25 вышеуказанного Закона, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязанность по соблюдению требований санитарного законодательства закреплена в том, числе за юридическим лицами (ст.11 Закона).
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда в силу ст.32 Закона возложен на юридических лиц и преследует цель обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Как следует из содержания пунктов 7.1, 7.3 МУ 3.5.3.2949-11 «Дератизация. Борьба с грызунами в населенных пунктах, на железнодорожном, водном, воздушном транспорте. Методические указания" (утв. Роспотребнадзором 27.07.2011) организация дератизационных мероприятий проводится юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, специалистами специализированных организаций, занимающихся дезинфекционной деятельностью, а также гражданами в помещениях, строениях и прилегающей к ним территории, находящейся в их собственности. Профилактические мероприятия организуют и проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие объекты и прилегающую к ним территорию. Они должны поддерживать санитарно-техническое состояние и санитарное содержание объектов и территории на уровне, соответствующем санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В соответствии с пунктом 2.3 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» на объектах и на транспорте, имеющих особое эпидемиологическое значение, юридическими и физическими лицами должны проводиться систематические или экстренные дератизационные мероприятия. В рекреационных зонах населенного пункта, природных и антропургических очагах в течение года должны проводиться систематические дератизационные мероприятия, в весенний и осенний периоды, экстренные мероприятия - по эпидемическим и санитарно-гигиеническим показаниям, определяемым органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Объектами, имеющими особое эпидемиологическое значение, являются, в том числе, жилые здания, предназначенные для постоянного проживания или временного пребывания людей, в том числе гостиницы, общежития, и образовательные организации.
Согласно п.3.3 СП3.5.3.3223-14, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны обеспечивать: регулярное обследование и оценку состояния объектов с целью учета численности грызунов, определения заселенности объектов и территории грызунами, их технического и санитарного состояния; определение объемов дератизации (площадь строения и территории); проведение дератизационных мероприятий на эксплуатируемых объектах, в том числе: профилактические мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами; дератизационные мероприятия в жилых зданиях, помещениях, сооружениях, балансодержателями которых они являются, и на прилегающей к ним территории; мероприятия по истреблению грызунов с использованием физических, химических и биологических методов с учетом контроля эффективности.
Обследование объектов и прилегающей к ним территории, транспортных средств, рекреационной зоны населенного пункта, природных и антропургических очагов (далее - объекты) направлено на обнаружение грызунов, определение их видовой принадлежности, численности, особенностей размещения, путей передвижения с целью выбора оптимальной тактики снижения численности грызунов, а также на оценку санитарно-гигиенического и инженерно-технического состояния объекта. (п.3.4).
В соответствии с п.3.15 СП3.5.3.3223-14 дератизационные мероприятия проводятся на заселенных грызунами объектах и прилегающей к ним территории, а также территории строящихся объектов (от момента начала до завершения строительства).
Контроль эффективности истребительных мероприятий осуществляют на основании учетов численности грызунов в объектах или на территории до начала обработки и через 30 дней после ее окончания.
Основными показателями эффективности истребительных работ являются:
- в зданиях и строениях - процент площади, освобожденной от грызунов в данном месяце,
- на незастроенных территориях населенного пункта - процент смертности грызунов в результате обработок (снижение численности на 80% и более). (п.3.17)
Согласно п.3.18 СП3.5.3.3223-14 эффективной считается дератизация, обеспечивающая:
- отсутствие грызунов на объекте в течение не менее трех месяцев со дня проведения дератизации при условии выполнения на объекте защитных санитарно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий;
- снижение численности грызунов на территории населенного пункта до 3% попаданий грызунов в течение суток в установленные ловушки.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по <адрес> возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, в рамках которого осуществлен осмотр нежилых помещений и придомовой территории домов № по <адрес> и № по <адрес> в <адрес>, а также проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза с целью проверки выполнения управляющей организацией основных профилактических (инженерно-технических, санитарно-гигиенических) мероприятий по защите от грызунов, созданию неблагоприятных для их жизнедеятельности условий, препятствующих их миграции (расселению).
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило обращение ФИО3, проживающей в <адрес> по <адрес> в <адрес>, о наличии крыс на прилегающей дворовой территории и контейнерной площадке.
В ходе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и территорий, проведенному ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ на контейнерной площадке, предназначенной для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>Б, обнаружены множественные жилые норы грызунов.
Указанные обстоятельства и виновность ООО РЦ «Квартал» в совершении административного правонарушения, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении, который существенных недостатков не имеет и соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, протоколами осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и территорий с фототаблицами, письменным обращением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ и иными письменными материалами дела.
Собранные доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости, сомнений в достоверности не вызывают.
Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, принимая во внимание, то обстоятельство, что никакие доказательства не имеют заранее установленную силу, судья приходит к выводу, что по делу имеется достаточно доказательств вины ООО РЦ «Квартал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО РЦ «Квартал» в силу договора управления многоквартирным домом приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащему содержанию общего имущества дома, что предполагает публично-правовую ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, соблюдение которого обусловлено характером предоставляемых услуг. У общества имелась возможность для соблюдения санитарных норм и надлежащего выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, однако им не были приняты все меры к соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства.
Доказательств, подтверждающих, что привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры по недопущению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, материалы дела не содержат, а выявленное административное правонарушение свидетельствует о виновном характере бездействия правонарушителя.
Обстоятельств, исключающих ответственность юридического лица, в том числе ввиду малозначительности содеянного, не установлено.
В качестве обстоятельства, смягчающего наказание, судья учитывает полное признание вины, принятие мер по устранению нарушений санитарного законодательства.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не имеется.
При определении вида и размера административного наказания, судьей принимается во внимание характер административного правонарушения, обстоятельства его совершения, данные о привлекаемом лице, его имущественное и финансовое положение.
С учетом характера правонарушения, допущенного юридическим лицом впервые, совокупности смягчающих наказание обстоятельств и отсутствия отягчающих, и иных, влияющих на меру ответственности обстоятельств, судья считает возможным применить административное наказание в виде административного штрафа.
Оснований для приостановления деятельности юридического лица судом не усматривается.
Руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО РЦ "Квартал" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Р.Ю. Парамонов