Мировой судья Гошкоева Ю.В. Дело № 12-60/2011
РЕШЕНИЕ
30.08.2011 г. Сегежа
Судья Сегежского городского суда Республики Карелия Соляников Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Сегежского муниципального района на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Сегежского района Республики Карелия от 23.05.2011 г. по делу об административном правонарушении по ст. 20.6 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи администрация Сегежского муниципального района привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в сумме ... руб.
В жалобе заявитель просит отменить состоявшееся судебное постановление. В обоснование жалобы указывает, что действующее законодательство не предусматривает, муниципальное образование какого уровня должно создавать единые дежурно-диспетчерские службы. Кроме того, создание единой дежурно-диспетчерской службы на уровне муниципального района возможно двумя путями: создание нового муниципального учреждения либо внесение изменений в учредительные документы созданного муниципального учреждения. Однако принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений является исключительной компетенцией Совета Сегежского муниципального района, именно учредитель определяет предмет и основные цели деятельности учреждения. В связи с этим создание единой дежурно-диспетчерской службы не входит в компетенцию администрации Сегежского муниципального района. Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель просил отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель администрации Сегежского муниципального района Х. поддержала жалобу. Дополнительно пояснила, что решением Совета Сегежского муниципального района от 27 января 2011 года № 152 Муниципальное учреждение «Хозяйственно-эксплуатационная группа по обслуживанию муниципальных образовательных учреждений Сегежского района» было переименовано в Муниципальное учреждение «Хозяйственно-эксплуатационная группа», а в качестве одной из основных целей его деятельности было определено осуществление функций единой дежурно-диспетчерской службы Сегежского района. Решением Совета Сегежского муниципального района от 28 февраля 2011 года № 153 в бюджет муниципального образования внесены изменения в части финансирования Муниципального учреждения «Хозяйственно-эксплуатационная группа» по осуществлению функции единой дежурно-диспетчерской службы Сегежского района. В феврале - марте 2011 года администрацией и названным учреждением велась подготовка к началу деятельности диспетчерской службы, разрабатывалось, согласовывалось и утверждалось Положение о службе, штатное расписание, график работы, проекты трудовых договоров, подбирались кадры, оборудовались рабочие места. С 1 апреля 2011 года единая дежурно-диспетчерская служба Сегежского района начала свою работу. Кроме того, пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" завершение работы по созданию единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований рекомендовано осуществить до 31 декабря 2012 года.
Представитель Отдела надзорной деятельности Сегежского района УНД ГУ МЧС России по Республике Карелия С. в судебном заседании пояснил, что протокол по делу об административном правонарушении был составлен сотрудником вышестоящего органа в ходе проведенной им проверки.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Как указано в протоколе об административном правонарушении от ХХ.ХХ.ХХ. года, составленном ведущим специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области ГО и ЗНТЧС УНД ГУ МЧС России по Республики Карелия К., администрация Сегежского муниципального района нарушила обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выразившиеся в том, что органом местного самоуправления не созданы аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования; не создано формирование для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; работники администрации и созданных ею муниципальных предприятий и учреждений не обеспечены средствами индивидуальной защиты - дополнительными патронами к противогазам, индивидуальными противохимическими пакетами; не в полной мере проводится обучение неработающего населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; не поддерживается в готовности система оповещения населения на территории муниципального образования; руководитель, уполномоченный работник и председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям администрации муниципального района не прошли обучение в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации; не создана единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования (не утверждено положение о службе, отсутствует штат работников).
При рассмотрении дела мировой судья пришел к выводу, что из всех приведенных выше нарушений нашло свое подтверждение только отсутствие в Сегежском муниципальном районе единой дежурно-диспетчерской службы. Поскольку со стороны государственного органа, составившего протокол, жалоба не подана, судья проверяет наличие состава правонарушения только по вышеобозначенному эпизоду.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, согласно пункту 11 которого на муниципальном уровне органами повседневного управления единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
На момент составления протокола об административном правонарушении такая служба на территории муниципального образования «Сегежский муниципальный район» окончательно создана не была, что позволило мировому судье прийти к выводу о наличии в действиях администрации Сегежского муниципального района состава вменяемого ей административного правонарушения.
Между тем мировым судьей не принято во внимание следующее.
Как следует из приведенных выше нормативно-правовых актов, единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований являются составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Пунктом 22 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлено, что информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 894 в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации начиная с 2008 года назначен номер "112". При этом разделом 6 Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 1240-р, предусмотрено, что система-112 является территориально-распределенной информационной системой и объединяет на основе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб.
В целях реализации данной задачи Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 1632 Правительству Российской Федерации было поручено в 6-месячный срок утвердить положение о системе 112, а также сроки создания указанной системы. Этим же Указом органам местного самоуправления до 31 декабря 2012 года было рекомендовано завершить работу по созданию единых дежурно-диспетчерских служб (пункт 4).
Изложенное выше позволяет прийти к выводу, что создание единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования является составной частью развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, окончательное формирование которой должно быть завершено к 31 декабря 2012 года.
Следовательно, отсутствие в Сегежском муниципальном районе единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования на момент составления протокола не образовывало состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ. Органами местного самоуправления Сегежского муниципального района систематически предпринимались меры по созданию названной службы, о чем свидетельствуют решение Совета Сегежского муниципального района от 27 января 2011 года № 152 «О переименовании Муниципального учреждения «Хозяйственно-эксплуатационная группа по обслуживанию муниципальных образовательных учреждений Сегежского района», решение Совета Сегежского муниципального района от 28 февраля 2011 года № 153 «О внесении изменений в решение Совета Сегежского муниципального района 5 созыва от 9 декабря 2010 года № 126 «О бюджете Сегежского муниципального района на 2011 год», постановление администрации Сегежского муниципального района от 22 марта 2011 года № 320 «Об утверждении Положения о единой дежурно-диспетчерской службе Сегежского муниципального района». С 1 апреля 2011 года названная служба начала функционировать на территории муниципального образования.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи по настоящему делу подлежит отмене, а производство по делу - прекращению по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Сегежского района Республики Карелия от 23.05.2011 г. по делу об административном правонарушении № 5-304 по ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ в отношении администрации Сегежского муниципального района отменить.
Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Р.В. Соляников