Дело № 2-1170/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2012 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Быстрянцевой И.И.,
при секретаре Кононенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панченко ТВ, Комаровой НГ, Тимченко НВ, Загорновой ТВ к муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению детский сад № 19 (МДОБУ д/с № 19) о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Истцы и МДОБУ д/с № 19 г.Зеи состоят в трудовых правоотношениях.
Истица Панченко Т.В. с 8 февраля 2012 года принята на работу на должность <данные изъяты>.
Истица Тимченко Н.В. с 1 июля 2002 года принята на работу на должность <данные изъяты>, с 2 октября 2002 года переведена <данные изъяты>
Истица Комарова Н.Г. принята на работу кастеляншей, с 15 ноября 1982 года переведена <данные изъяты> белья.
Истица Загорнова Т.В. с 21 января 2008 года принята на работу на должность <данные изъяты>.
В соответствии с Приказом МДОБУ д/с № 19 г.Зеи от 31 августа 2011 г № 114 л/с Загорновой Т.В. с 1 сентября 2011 года производится доплата в размере 75% за расширенную зону обслуживания.
В соответствии с Приказом МДОБУ д/с № 19 г.Зеи от 31 августа 2011 г № 119 л/с Тимченко Н.В. с 1 сентября 2011 года производится доплата в размере 100,5% за совмещение <данные изъяты>.
В соответствии с Приказом МДОБУ д/с № 19 г.Зеи от 31 августа 2011 г № 114 л/с Комаровой Н.Г. с 1 сентября 2011 года производится доплата в размере 75% за расширенную зону обслуживания.
Истица Панченко Т.В. обратилась в суд и просит взыскать недоначисленную заработную плату за период с 1 апреля 2012 г по 30 июня 2012 года в сумме 19390 рублей, то есть в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и северных надбавок и с 1 июля 2012 года обязать ответчика выплачивать заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и северных надбавок.
Истица Загорнова Т.В. просит взыскать недоначисленную заработную плату за период с 1 апреля 2012 г по 30 июня 2012 года в сумме 21088 рублей 80 коп, то есть в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и северных надбавок и с 1 июля 2012 года обязать ответчика выплачивать заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и северных надбавок.
Истица Тимченко Н.В. просит взыскать недоначисленную заработную плату за период с 1 апреля 2012 г по 30 июня 2012 года в сумме 20668 рублей 89 коп, то есть в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и северных надбавок и с 1 июля 2012 года обязать ответчика выплачивать заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и северных надбавок.
Истица Комарова Н.Г. просит взыскать недоначисленную заработную плату за период с 1 апреля 2012 г по 30 июня 2012 года в сумме 8368 рублей 38 коп, то есть в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и северных надбавок и с 1 июля 2012 года обязать ответчика выплачивать заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и северных надбавок.
Представитель ответчика - Гусева Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что учреждение финансируется администрацией города Зеи на основании муниципального задания и плана финансово-хозяйственной деятельности на 2012 год. Дополнительных доходов для выплаты работникам заработной платы в повышенном размере учреждение не имеет.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – отдела образования администрации города Зеи в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - финансового управления администрации города Зеи в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст.133 ТК РФ).
Действующей в настоящее время ч. 3 ст.133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 ТК РФ находятся в особенной части Кодекса; устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда; не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изменениями и дополнениями) с 1 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 611 рублей в месяц.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утверждённому постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029, город Зея Амурской области, относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Кроме того, статьей 2 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 471-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области» определено, что на территории области к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесены Зейский, Селемджинский, Тындинский районы, города Зея и Тында и подчиненные его администрации населенные пункты.
В судебном заседании установлено, что истцы работают в муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении детский сад № 19 общеразвивающего вида, которое находится в г. Зея Амурской области, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
п.2.2.1 Положения об оплате труда работников МДОБУ детский сад № 19 общеразвивающего вида установлено, что работникам установлены компенсационные выплаты, в том числе – выплаты за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно п. 2.2.5 указанного Положения, выплаты за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера устанавливаются путём применения к заработной плате районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в данных местностях, которые в соответствии с Положением «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории города Зеи», утвержденным решением Зейского городского Собрания от 03.02.2005 года №57/9 (в редакции решения Зейского городского Совета народных депутатов от 30.09.3009 №13/134) составляют: а) районный коэффициент в размере 1,7 заработной платы работника, б) процентная надбавка за стаж работы в размере до 50% заработной платы работника.
Истцами заявлены требования о перерасчете заработной платы и ее взыскании исходя из установленного минимального размера оплаты труда в Амурской области 5995 рублей.
Как указано выше, Федеральным законом № 106-ФЗ от 01 июня 2011 г. с 1 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 611 рублей в месяц.
В соответствии с Соглашением «О минимальной заработной плате в Амурской области», (зарегистрированным управлением труда министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, рег.№ 104 от 27 января 2012 г.), заключенным между Федерацией профсоюзов Амурской области, объединением работодателей Амурской области, Правительством Амурской области, на территории Амурской области установлен минимальный размер оплаты труда для работников, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 5995 руб., для работников, работающих на территории, относящейся к южным районам Амурской области, - 5535 руб.
Таким образом, указанным трехсторонним соглашением для работников, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера Амурской области, установлен минимальный размер оплаты труда в размере 5995 руб. с учетом районного коэффициента и северных надбавок.
В связи с изложенным, оснований для повторного начисления на региональный минимальный размер оплаты труда районного коэффициента и северных надбавок, как требуют истцы, не имеется.
Вместе с тем, в соответствии со ст.133.1 Трудового Кодекса РФ, размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В то же время, за вычетом районного коэффициента и северной надбавки за стаж работы в районе, приравненном к Крайнему Северу, размер минимальной заработной платы, установленный данным соглашением, составляет сумму значительно ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом № 106-ФЗ от 01 июня 2011 г.
При таких обстоятельствах упомянутое соглашение не подлежит применению, поскольку в силу ст.6 Трудового Кодекса РФ в случаях, если закон или иной нормативный акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Как следует из трудовых договоров, заключенных с истцами к их заработной плате должен начисляться районный коэффициент в размере 70 % и северные надбавки в размере 50%. Размер северных надбавок также подтвержден справкой, представленной ответчиком.
Таким образом, с 1 апреля 2012 г. заработная плата истцов при условии полного выполнения ими нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей), с учетом установленного Федеральным законом № 106-ФЗ от 01 июня 2011 г. минимального размера оплаты труда – 4611 руб., должна быть не менее 10144 руб. 20 коп. (4611 руб. х 70% х 50%).
Судом были исследованы расчетные листы по заработной плате за апрель, май, июнь 2012 г., представленные истцами, из которых следует, что истцы действительно получают заработную плату ниже установленного законом минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента в размере 70% и северной надбавки в размере 50%.
Таким образом, в пользу истиц подлежат взысканию следующие суммы:
в пользу Панченко Т.В. 10838 рублей 60 коп, исходя из следующего расчета: за апрель 2012 г за 18 дней 10144, 20 : 21 (день) х 18 дн = 8965 рублей 03 коп – 5430 рублей 96 коп (начислена заработная плата по расчетному листу) = 3264 рублей 07 коп; за май 2012 г за 20 дней 10144,20 : 21 х 20 дн = 9661 рублей 14 коп – 6034,41 (начислена заработная плата фактически) = 3626 рублей 73 коп; за июнь 2012 г при норме 20 дней 10144,20 – 6196,40 (начислена фактически зарплата) = 3947 рублей 80 коп.
в пользу Загорновой Т.В. 11954 рублей 46 коп, исходя из следующего расчета: за апрель 2012 г при норме 10144, 20 – 6159 рублей 38 коп (начислена заработная плата по расчетному листу без учета доплаты за совмещение) = 3984 рублей 82 коп; за май 2012 г при норме 10144,20 – 6159,38 (начислена заработная плата фактически без учета доплаты за совмещение) = 3984 рублей 82 коп; за июнь 2012 г при норме 10144,20 – 6159,38 (начислена фактически зарплата без учета доплаты за совмещение) = 3984 рублей 82 коп.
в пользу Тимченко Н.В. 11534 рублей 49 коп, исходя из следующего расчета: за апрель 2012 г при норме 10144, 20 – 6299 рублей 37 коп (начислена заработная плата по расчетному листу без учета доплаты за совмещение) = 3844 рублей 83 коп; за май 2012 г при норме 10144,20 – 6299,37 (начислена заработная плата фактически без учета доплаты за совмещение) = 3844 рублей 83 коп; за июнь 2012 г при норме 10144,20 – 6299,37 (начислена фактически зарплата без учета доплаты за совмещение) = 3844 рублей 83 коп.
в пользу Комаровой Н.Г. 4743 рублей 83 коп, исходя из следующего расчета: за апрель 2012 г 10144, 20 – 6159 рублей 38 коп (начислена заработная плата по расчетному листу без учета доплаты за совмещение) = 3984 рублей 82 коп; за май 2012 г за 4 дня 10144,20 : 21 х 4 дн = 1932,23 – 1173,22 (начислена заработная плата фактически без учета доплаты за совмещение) = 759 рублей 01 коп.
Поскольку трудовым законодательством установлено, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях, суд считает подлежащими удовлетворению требования истиц о возложении на ответчика обязанности выплачивать им с 1 июля 2012 года заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на неё районного коэффициента и северных надбавок.
Отделом образования администрации города Зеи, привлеченным для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, заявлено о пропуске истцами срока исковой давности.
Давая оценку указанным доводам суд отмечает, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ). Согласно статье 33 ГПК РСФСР и части 1 статьи 34 АПК РФ сторонами в деле являются истец и ответчик. В силу пункта 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, включая право заявить в суде об истечении срока исковой давности. Поэтому заявление о пропуске срока исковой давности, сделанное третьим лицом, не является основанием для применения судом исковой давности, если соответствующее заявление не сделано стороной по спору. (п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
В связи с чем, доводы третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, о пропуске срока исковой давности, судом не рассматриваются.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Панченко ТВ, Комаровой НГ, Тимченко НВ, Загорновой ТВ удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад № 19 общеразвивающего вида в пользу Панченко ТВ недоначисленную заработную плату за период с апреля по июнь 2012 года в сумме 10838 рублей 60 коп (десять тысяч восемьсот тридцать восемь рублей 60 коп).
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад № 19 общеразвивающего вида в пользу Загорновой ТВ недоначисленную заработную плату за период с апреля по июнь 2012 года в сумме 11954 рублей 46 коп (одиннадцать тысяч девятьсот пятьдесят четыре рублей 46 коп).
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад № 19 общеразвивающего вида в пользу Тимченко НВ недоначисленную заработную плату за период с апреля по июнь 2012 года в сумме 11534 рублей 49 коп (одиннадцать тысяч пятьсот тридцать четыре рублей 49 коп).
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад № 19 общеразвивающего вида в пользу Комаровой НГ недоначисленную заработную плату за период с апреля по июнь 2012 года в сумме 4743 рублей 83 коп (четыре тысячи семьсот сорок три рублей 83 коп).
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 19 общеразвивающего вида выплачивать Панченко ТВ, Комаровой НГ, Тимченко НВ, Загорновой ТВ с 1 июля 2012 года заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на неё районного коэффициента и северных надбавок при условии полного выполнения норм рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей).
В удовлетворении остальной части исковых требований истцам отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий