Дело № 2-618/12 05 марта 2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Тараканова О.А.,
при секретаре Барышевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Шульгина А.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о понуждении к перерасчету размера пенсии с учетом работы в районах Крайнего Севера,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (далее ГУ - УПФ в г. Архангельске) о понуждении к перерасчету размера пенсии с учетом работы в районах Крайнего Севера. В обоснование требований указано, что является пенсионером по возрасту с 23.11.2008 года. В ноябре 2011 года обратился в отдел Пенсионного фонда с заявлением о перерасчете размера пенсии. В перерасчете размера пенсии было отказано в связи с тем, что истец состоял в трудовых отношениях с ОАО «Северное морское пароходство», порт приписки судов которого - г.Архангельск, а поэтому местом работы членов экипажей этих судов является г.Архангельск, отнесенный перечнем к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. В период работы в Северном морском пароходстве, работая на т/х «Петрозаводск», он исполнял обязанности в районах Крайнего Севера. С <Дата> по <Дата> находился в составе экипажа в порту Нарьян-Мар. Просит обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с учетом того обстоятельства, что он работал в районах Крайнего Севера.
В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования. В обоснование приведены доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Архангельске, будучи своевременно и надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Из представленного суду отзыва следует, что полагает требования истца необоснованными, просит в удовлетворении исковых требований отказать. (л.д. 19-22).
По определению суда, с учетом мнения истца дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
В судебном заседании установлено, что Шульгин А.Н. является получателем трудовой пенсии по старости с <Дата> (л.д.19).
Решением отдела Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе ... от <Дата> истцу отказано в удовлетворении заявления о перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости, поскольку суда ОАО «Северное морское пароходство» приписаны к порту Архангельск, местом работы указанных в справках членов экипажей этих судов является г.Архангельск, отнесенный перечнем к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. (л.д. 6).
Как следует из имеющихся в материалах дела копии личной карточки и копии трудовой книжки истца в 1988 году он работал в плавсоставе Северного морского пароходства. (л.д. 8, 16-18).
При этом из справки <№> от <Дата>, выданной ОАО «Северное морское пароходство» следует, что в период с <Дата> по <Дата> истец работал в составе экипажа т/х «Петрозаводск». В судовом журнале т/х «Петрозаводск» <№><Дата> год значится порт Наряьн-Мар с <Дата> по <Дата> (л.д. 7).
Порядок исчисления и перерасчета пенсии регулируется Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 24 июля 2009г.) лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами 1 труппы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 руб. в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При этом лицам, имеющим смешанный стаж (периоды работы, как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к ним), при наличии при перерасчете достаточного стажа может быть установлен размер базовой части трудовой пенсии как лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера.
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. № 516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня.
Территориальная принадлежность морского судна определяется месторасположением порта приписки судна. Под портом приписки судна понимается порт, в котором осуществлена регистрация судна (ч.1 ст. 130 ГК РФ, ст. 33 КТМ РФ, Правила регистрации судов прав на них в морских торговых портах, утверждённые Приказом Минтранса России от 21 июля 2006г. № 87). На основании этого же правила определяется территориальность трудовой деятельности членов экипажа судна.
Как следует из материалов дела, истец осуществлял свою трудовую деятельность в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Кроме того, истец выполнял работы на судах, портом приписки которых является г. Архангельск, отнесенный к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, а территориальность трудовой деятельности членов экипажей морских судов определяется исходя из территориальной принадлежности судна.
В деле имеется выписка из судового журнала т/х «Петрозаводск» <№><Дата> год, из которой следует, что в период с <Дата> по <Дата> указанное судно находилось в порту Нарьян-Мар. (л.д. 9-12).
Согласно перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 № 1029 с последующими изменениями, п. Нарьян-Мар относится к районам Крайнего Севера.
При отнесении территории к районам Крайнего Севера или к приравненным к ним местностям применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029 (с последующими изменениями) (далее - Перечень). Перечень является исчерпывающим и произвольному расширительному толкованию не подлежит. Перечнем не предусмотрены моря и океаны и соответственно в целях пенсионного обеспечения они не могут быть отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
На основании статей 29, 33 и 35 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации судно приобретает право плавания под Государственным Флагом Российской Федерации с момента регистрации в Государственном судовом реестре в одном из морских торговых портов Российской Федерации, при проведении которой определяется район его плавания и выдаются соответствующие основные документы.
Таким образом, законодательно закреплено, что территориальная принадлежность судна определяется по порту приписки конкретного судна, являющегося местом выполнения трудовых обязанностей членов его экипажа.
Портом приписки судна, на котором работал истец, являлся г. Архангельск, относящийся по Перечню к местности, приравненной к району Крайнего Севера.
Действующее законодательство, устанавливая перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не предусматривает включение в их состав морей и океанов, в связи с чем как время нахождения судна в плавании, так и время его краткосрочной стоянки в портах, расположенных в таких местностях, не могут быть засчитаны в специальный стаж.
Истец состоял в трудовых отношениях с ОАО «Северное морское пароходство» в г. Архангельске и исполнял свои трудовые обязанности на принадлежащем этой организации судне. То обстоятельство, что это судно во время совершаемых рейсов заходило в порты, расположенные в районах Крайнего Севера, не может служить основанием для вывода о смешанном стаже работы истца в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, поскольку в таком порядке исчисляется пенсионный стаж в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах. Для расчёта пенсионного стажа моряков, находящихся в плавании, такой порядок неприменим потому, что в этом случае пришлось бы исключать из этого стажа все периоды нахождения судна в местах, не отнесённых к районам Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, включая время нахождения судна в открытом море или время стоянки его в несеверных портах. Такой расчет пенсионного стажа привёл бы к его неизбежному уменьшению и ухудшению правового положения работников.
Доказательств, опровергающих доводы ответчика о порте приписки судна в г. Архангельске, истцом суду не представлено, в связи с чем, оснований для исчисления стажа работы истца в период стоянки судна в порту Нарьян-Мар, как в районе Крайнего Севера, не имеется.
Кроме того, в деле имеется копия лицевого счета, представленная истцом, (л.д.13) согласно которому оплата труда истцу в спорный период произведена с учетом районного коэффициента.
Вместе с тем, районные коэффициенты к заработной плате плавсостава судов морского флота и работников береговых предприятий и организаций морского транспорта, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 № 458/9 в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 13.01.1960 №45, введены в целях улучшения использования техники, повышения рентабельности работы морского транспорта и роста производительности труда, повышения материального благосостояния работников морского транспорта.
Районные коэффициенты плавсоставу начисляются также в размерах, установленных по месту фактической работы в районе промысла судна, независимо от порта приписки судна.
Таким образом, сведения о выплате районного коэффициента к заработной плате работников плавсостава, сами по себе не могут служить доказательством факта работы в районах Крайнего Севера.
Поскольку истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о возникновении права на исчисление базовой части трудовой пенсий в повышенном размере, то оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Шульгина А.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о понуждении к перерасчету размера пенсии с учетом работы в районах Крайнего Севера отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Тараканов