Дело № 2-2231/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 ноября 2013 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
старшего помощника прокурора Пермского района Кашаповой Н.Н.,
при секретаре Брюховой Ю.В.,
с участием представителя ответчика Сидоровой Е.В. по доверенности,
представителя третьего лица Михалева Е.А. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кучева <данные изъяты> к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому району, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании суммы компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Кучев С.В. обратился в суд с исковым заявлением к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому району, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании суммы компенсации морального вреда.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечено Министерство Финансов Российской Федерации (л.д. 47).
В обоснование заявленных требований указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кучев С.В. содержался под стражей в ИВС ОВД Пермского района. В камере № ИВС размером 3*3 метра одновременно содержалось три человека. При этом на каждого приходилось около 3-х кв.м. площади. В камере отсутствовали необходимые сантехнические удобства – водопровод и канализация. Имевшийся в камере туалет (бак объемом около 40 литров) располагался в углу камеры и не был ничем отгорожен от жилой части камеры. Посещение туалета происходило на глазах всех находящихся в камере заключенных, при этом истец был вынужден присутствовать при использовании туалета другими заключенными. Бак не был подключен к системе канализации и не имел герметичной камеры. Полагает, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушениях прав истца со стороны администрации ИВС, в связи с чем просит взыскать с ответчика сумму компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.
Истец Кучев С.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд представил письменные пояснения в опровержение доводов возражений стороны ответчика, настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика Сидорова Е.В. в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований, поддержала доводы возражений представленные в письменном виде (л.д. 13-15).
Ответчик Министерство Финансов Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в суд представителя не направили.
Представитель третьего лица Михалев Е.А. в судебном заседании возражал об удовлетворении заявленных требований, указал, что истцом не представлено доказательств наличия причинно следственной связи и наступления неблагоприятных последствий для истца по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.
Третье лицо Министерство Финансов Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в суд представителя не направили, представлено возражение в письменном виде.
Суд, заслушав представителя ответчика, представителя третьего лица, прокурора, полагавшего, что заявленные требования обоснованны, исследовав материалы дела, установил следующее.
Согласно материалу об избрании меры пресечения по ходатайству следователя от ДД.ММ.ГГГГ года, Кучев С.В. задержан ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Кучев С.В. привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, возбужденному по пункту «а» части 2 статьи 105 УК РФ, ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кучева С.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии с книгой № учета лиц, содержащихся в ИВС статьи 91, 92 УПК РФ Кучев С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения водворен в ИВС ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов (л.д. 17-19).
Расположение, общая площадь камер № <данные изъяты> изолятора временного содержания отдела МВД России по Пермскому району на ДД.ММ.ГГГГ года подтверждено представленными планами, а также поэтажным планом здания ОВД (л.д. 20-22, 23-24).
Отсутствие водопровода и канализации в камерах изолятора временного содержания отдела МВД России по Пермскому району с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ подтверждено справкой начальника тыла отдела МВД России по Пермскому району (л.д. 25).
Согласно справке заместителя начальника ИВС ОМВД России по Пермскому району Кучев С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ИВС отдела МВД России по Пермскому району содержался в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по подозрению в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 105 УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ Кучев С.В. был принят в ИВС, после досмотра, помещен в камеру № <данные изъяты> где находились еще два подозреваемых. ДД.ММ.ГГГГ Кучев С.В. был переведен в камеру № <данные изъяты>, где также содержались еще два подозреваемых, и содержался Кучев С.В. в указанной камере до этапирования в СИЗО № г. Перми (этапирован ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов). В камере № Кучев С.В. не содержался. Среднесуточная наполняемость ИВС на <данные изъяты> года составляла 21 человек, при лимите наполняемости ИВС 24 человека. В период содержания в ИВС, Кучев С.В. за медицинской помощью не обращался, жалобы на условия содержания от него не поступали (л.д. 27).
В соответствии с журналом санитарного содержания ИВС ОВД по Пермскому муниципальному району в соответствии с проверками от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ замечаний не установлено (л.д. 28-29).
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно книге замечаний и предложений проверяющих ИВС ОВД по Пермскому муниципальному району замечаний не установлено (л.д. 30-40).
Согласно статье 3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 года никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со статьями 17 и 21 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно статье 4 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15.07.1995 года, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Согласно статье 15 названного Федерального закона, обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Положениями статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, получать информацию о своих правах и обязанностях, на восьми часовой сон в ночное время, получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей, а также настольными играми.
Согласно статье 23 названного Федерального закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно статье 24 указанного Федерального закона, администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 12, 42-45, 47, 83, 122, 130 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел России от 22.11.2005 года № 950.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что обстоятельства изложенные в исковом заявлении в части: - отсутствия в камерах ИВС МВД Пермского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года водопровода, канализации, санузла с соблюдением необходимых требований приватности; - не соблюдения нормы санитарной площади в камере на одного человека в размере 4-х квадратных метров, подтверждены документами, представленными в материалы настоящего гражданского дела.
Так согласно справке начальника тыла отдела МВД России по Пермскому району с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в камерах изолятора временного содержания отдела МВД России по Пермскому району отсутствовали: водопровод и канализация (л.д. 25).
Техническим паспортом здания подтверждена общая площадь камер № – <данные изъяты> кв.м., № – <данные изъяты> кв.м., № – <данные изъяты> кв.м., что свидетельствует о нарушении норматива санитарной площади в камере на одного человека в размере 4-х квадратных метров при размещении в любой из указанных камер трех и более человек (л.д. 23-24).
Установленные обстоятельства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года по не обеспечению в ИВС ОМВД Пермского района надлежащих условий содержания, соответствующих требованиям Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 года и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от 22.11.2005 года № 950, свидетельствуют о причинении морального вреда истцу.
Таким образом, Кучев С.В. в период его содержания в ИВС находился в условиях, не соответствующих установленным нормам, при отсутствии в камере: водопровода, канализации, при не возможности пользования санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, при нарушениях норматива санитарной площади в камере на одного человека, что само по себе свидетельствует о нарушении личных неимущественных прав истца, гарантированных законом, и является достаточным для того, чтобы причинить страдания или переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, и вызвать у истца чувство страдания и унижения, которые могли оскорбить и унизить его.
Данные обстоятельства в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами является основанием для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.
С учетом положения приведенных норм права, принимая во внимание правовое положение отдела МВД России по Пермскому району, взыскание необходимо производить с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Определяя размер денежной компенсации причиненного морального вреда, суд в соответствии с требованиями статьей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходит из характера и степени причиненных истцу нравственных страданий, а также учитывает, что факт причинения каких-либо физических страданий и возникновение у истца нарушений состояния здоровья, связанных с ненадлежащими условиями содержания, не подтвержден доказательствами, принимает во внимание период содержания истца в ненадлежащих условиях в камерах ИВС и то, обстоятельство, что каких-либо негативных последствий в связи с такими условиями содержания для истца не наступило, а также принцип разумности и справедливости и приходит к выводу, что причиненный истцу моральный вред подлежит денежной компенсации в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кучева <данные изъяты> к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому району, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании суммы компенсации морального вреда – удовлетворить в части.
Взыскать с казны Российской Федерации в пользу Кучева <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>) рублей.
Исполнение решения возложить на Министерство финансов Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части исковых требований Кучева <данные изъяты> – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Р.В. Буланков
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>