Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-381/2022 (2-3580/2021;) ~ М-3568/2021 от 27.12.2021

Дело №2-381/2022.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 марта 2022 года                                                                                                   г.Улан-Удэ

    Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Тумуровой А.А., при помощнике судьи Тагласовой Б.В., секретаре судебного заседания Убашеевой Э.С.,

    при участии: представителя прокурора Потехина С.Б., представителя командира войсковой части 44286 по доверенности Ивановой А.Ю..,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Степановой Натальи Федоровны и Зырянова Игоря Сергеевича к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», Министерству обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части 44286 о защите трудовых прав,

установил:

заместитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона обратился в суд с исковыми заявлениями в интересах Степановой Н.Ф. и Зырянова И.С. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» (с учетом изменения требований) о признании незаконными действий ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с начислением заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, о возложении обязанности выплачивать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда без учета в ее составе выплат, предусмотренных приказом Министерства обороны от 26.07.2010 года №1010 и иных выплат материального стимулирования, о взыскании в пользу Степановой Н.Ф. задолженности по заработной плате за период с ., о взыскании в пользу Зырянова И.С. задолженности по заработной плате за

В обоснование иска прокурор указал, что по результатам проведенной проверки были выявлены нарушения трудового законодательства, в связи с выплатой истцам заработной платы ниже минимального размера оплаты труда. При этом при расчете минимального размера оплаты труда учитывалась премия, установленная приказом Министра обороны Российской Федерации №1010 от 26 июля 2010 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации». Истцы работают в войсковой части , указанная войсковая часть состоит на финансовом обеспечении в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», которое осуществляет начисление и выплату всех денежных средств в виде вознаграждения работникам за осуществление трудовой деятельности. Премия, выплачиваемая на основании приказа МО РФ № 1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала в/ч , поскольку является дополнительным материальным стимулированием, соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда.

Определением суда гражданские дела по искам заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Степановой Н.Ф. и Зырянова И.С. объединены в одно производство.

Определением суда в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика командир войсковой части

В судебное заседание истцы Степанова Н.Ф. и Зырянов И.С. не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представлено.

Представитель Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Потехин С.Б., действующий на основании доверенности, требования поддержал с учетом представленного суду уточнения.

Представители ответчиков ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», Министерства обороны Российской Федерации не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. В материалах дела имеются письменные возражения представителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», в которых указано на необоснованность заявленных требований, по мнению представителя выплаты стимулирующего характера, производимые за счет средств экономии фонда оплаты труда являются составной частью стимулирующих выплат в системе оплаты труда гражданского персонала, при этом в расчет фонда оплаты труда гражданского персонала не включаются, Приказами Министра обороны РФ № 545, приказом №1010 не установлено, что предусмотренные этими приказами выплаты стимулирующего характера должны начисляться и выплачиваться работнику только после доначисления ему заработной платы до размера МРОТ либо не подлежат учету при производстве доплаты до указанного размера, за оспариваемые периоды истцам начислена и выплачена заработная плата не менее установленного МРОТ, тем самым Управлением не допущено нарушений положений ч.3 ст.133 ТК РФ, указано на пропуск предусмотренного ст.392 ТК РФ срока на обращение в суд.

Представителем Министерства обороны Российской Федерации в суд направлено письменное возражение, в котором представитель указал на необоснованность заявленных требований, просил в иске отказать, при решении вопроса о доплате работнику до размера МРОТ должны учитываться все выплаты, произведенные работодателем работнику в качестве вознаграждения за исполнение должностных обязанностей, истцу начислена и выплачена заработная плата в размере не ниже установленного размера МРОТ.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика командира войсковой части 44286 Иванова А.Д., действующая на основании доверенности, пояснила, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, поскольку имело место нарушение трудовых прав истцов.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В силу статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -ТК РФ) работник имеет право, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (статья 22 ТК РФ).

Как следует из части 1 статьи 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Запрещается, какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Согласно части 3 статьи 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда составляет с 01 января 2021 года - 12792 руб. на основании ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2020 года № 473-ФЗ.

Статьей 1 регионального соглашения между Правительством Республики Бурятия, Союзом "Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия" и союзами работодателей Республики Бурятия от 14.03.2018 N 01.08-010-45/1 "О минимальной месячной заработной плате на территории Республики Бурятия" установлена минимальная месячная заработная плата на территории Республики Бурятия для работников, полностью отработавших месячную норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), в размере, равном минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленному федеральным законом, увеличенному на районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно части второй статьи 146, статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

В силу частей 1 и 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из материалов дела следует, что года между войсковой частью в лице командира войсковой части подполковника Пантелеева Е.Н. и Степановой Н.Ф. заключен трудовой договор, согласно которому она принята на должность слесаря-электрика по ремонту электрооборудования.

года между войсковой частью в лице командира войсковой части подполковника Пантелеева Е.Н. и Зыряновым И.С. заключен трудовой договор, согласно которому он принят на должность слесаря-ремонтника.

В силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 3910 командиры воинских частей являются представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно п.13 трудового договора Степановой Н.Ф. установлен должностной оклад в размере руб. в месяц, районный коэффициент - 30%, за выслугу лет – 20%, премиальные выплаты за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за месяц в размере 25 %, по итогам работы за год в размере 100 %, а также выплата стимулирующего характера по результатам исполнения должностных обязанностей в соответствии с приказом МО РФ №1010.

Работнику установлена нормальная продолжительность рабочего времени, пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.

Согласно п.13 трудового договора Зырянову И.С. установлен должностной оклад в размере руб. в месяц, районный коэффициент - 30%, за выслугу лет – 20%, премиальные выплаты за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за месяц в размере 25 %, по итогам работы за год в размере 100 %, а также выплата стимулирующего характера по результатам исполнения должностных обязанностей в соответствии с приказом МО РФ №1010.

Работнику установлена нормальная продолжительность рабочего времени.

01 октября 2020 года командиром войсковой части 44286 издан приказ о повышении размеров должностных окладов гражданскому персоналу войсковой части 44286.

В соответствии с данным приказом должностной оклад Степановой Н.Ф. составил           руб., Зырянова И.С. – руб.

Согласно договору на обслуживание от 20 декабря 2017 года, заключенному между ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» и войсковой частью учреждение обязуется осуществлять финансово - экономическое обеспечение войсковой части в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, которое включает в себя осуществление исполнителем операций с денежными средствами, в также ведение учета и составление отчетности и интересах заказчика по начислению и своевременному обеспечению личного состава заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления средств на лицевые счета, банковские карты личного состава или иным порядком, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.

Как следует из представленных расчетных листков, в спорные периоды истцам начислялись: премиальные выплаты по итогам работы за месяц в размере 25% от оклада, премия в соответствии с приказом Министра обороны РФ №1010.

Командиром войсковой части ежемесячно выносились приказы о премировании гражданского персонала войсковой части по итогам работы за каждый месяц, в размерах, согласно приложению к приказу.

Указанные приказы выносились в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации (далее - Порядок).

Пункт 2 Приказа от 26 июля 2010 г. N 1010 предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.

Как следует из возражений ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» при начислении заработной платы подлежащие выплате суммы премии, установленные приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. №1010, были учтены при определении минимального размера оплаты труда работников.

Между тем, дополнительная выплата, установленная Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты и премии, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, осуществляется за счет экономии бюджетных средств, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и не может быть включена при определении минимального размера заработной платы работников.

На основании изложенного судом установлено, что в спорные периоды времени истцам, отработавшим норму рабочего времени, была выплачена заработная плата ниже минимального размера оплаты труда, если не учитывать ежемесячно премию, установленную приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. №1010.

С учетом вышеприведенных положений закона за норму отработанного времени Степановой Н.Ф. подлежит начислению заработная плата за тогда как ей фактически начислено в указанные месяцы по 20 467,2 руб.

С учетом изложенного задолженность по заработной плате Степановой Н.Ф. составляет 11 816 руб.

За норму отработанного времени Зырянову И.С. подлежит начислению заработная плата за февраль 23 ., тогда как ему фактически начислено в указанные месяцы по 20 467,2 руб.

С учетом изложенного задолженность по заработной плате Зырянова И.С. составляет 14 850,01 руб.

Из указанной суммы работодателем подлежит удержанию налог на доходы физических лиц в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Доводы, изложенные в письменных возражениях представителей ответчиков, суд находит несостоятельными, принимая во внимание вышеизложенное.

Указание в возражениях на то, что приказами Министра обороны РФ № 255 и 545, № 1010 не установлено, что предусмотренные этими приказами выплаты стимулирующего характера должны начисляться и выплачиваться работнику только после доначисления ему заработной платы до размера МРОТ, либо не подлежат учету при производстве доплаты до указанного размера, несостоятельны.

Конституционный Суд РФ в своих Постановлениях от 27.11.2008 N 11-П, от 07.12.2017 N 38-П, определениях от 01.10.2009 N 1160-О-О и от 17.12.2009 N 1557-О-О сформулировал правовые позиции относительно института минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации: институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума, вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а, следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; положения ст. ст. 129 и 133 Трудового кодекса РФ не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных; в механизме правового регулирования оплаты труда дополнительная гарантия в виде минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации должна в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Заработная плата гражданского персонала войсковой части с учетом всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда, должна быть не меньше предусмотренного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами в связи с работой в особых климатических условиях. Соответственно установленная приказом Министра обороны РФ № 1010 премия не может быть учтена при исчислении размера минимальной заработной платы работника.

Ссылка представителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» о пропуске срока на обращение в суд не принимается во внимание.

Согласно ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Исковые заявления в суд поступило 27 декабря 2021 года, заявленные в исках спорные периоды - с февраля по август 2021 года. Таким образом, иск предъявлен в пределах срока для защиты права, пропущенным не является.

Согласно ст. 211 ГПК РФ решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев подлежит немедленному исполнению.

Учитывая изложенное, решение суда в части взыскания заработной платы в пользу Степановой Н.Ф. за три месяца в размере 9 048 руб., в пользу Зырянова И.С. – в размере 8 250 руб. подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Степановой Натальи Федоровны и Зырянова Игоря Сергеевича удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» по начислению заработной платы Степановой Наталье Федоровне и Зырянову Игорю Сергеевичу ниже минимального размера оплаты труда.

Возложить на ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» обязанность начислять Степановой Наталье Федоровне и Зырянову Игорю Сергеевичу заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда без учета в ее составе премии, предусмотренной приказом МО РФ от 26.07.2010 года №1010 и иных выплат дополнительного материального стимулирования, не предусмотренных системой оплаты труда.

Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» за счет фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в пользу Степановой Натальи Федоровны задолженность по заработной плате в размере 11 816 руб. с учетом налога на доходы физических лиц.

Решение суда в части взыскания в пользу Степановой Натальи Федоровны заработной платы за три месяца в размере 9 048 руб. подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» за счет фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в пользу Зырянова Игоря Сергеевича задолженность по заработной плате в размере 14 850,01 руб. с учетом налога на доходы физических лиц.

Решение суда в части взыскания в пользу Зырянова Игоря Сергеевича заработной платы за три месяца в размере 8 250 руб. подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья:                                                                                                       А.А. Тумурова

2-381/2022 (2-3580/2021;) ~ М-3568/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Степанова Наталья Федоровна
Зырянов Игорь Сергеевич
Заместитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона
Ответчики
ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
командир войсковой части № 44286
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Тумурова Анна Андреевна
Дело на странице суда
sovetsky--bur.sudrf.ru
27.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2021Передача материалов судье
28.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2022Подготовка дела (собеседование)
07.02.2022Подготовка дела (собеседование)
07.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2022Судебное заседание
16.03.2022Судебное заседание
31.03.2022Судебное заседание
07.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее