Дело № 2-2827/2013г
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Емельяново 14 ноября 2013 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
судьи Ивановой Л.В.,
при секретаре: Петухове М.В.
с участием представителя истца ФИО3,
представителя ответчика Зеледеевского сельсовета – главы администрации ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы по контролю в сфере природопользования <адрес> к администрации Зеледеевского сельсовета об обязании ликвидировать свалку бытовых отходов и мусора, организовать сбор и вывоз бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л :
Служба по контролю в сфере природопользования <адрес> обратилась с иском к администрации Зеледеевского сельсовета, в котором просят обязать администрацию Зеледеевского сельсовета в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу ликвидировать свалку бытовых отходов и организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
Свои требования истец мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ в Службу поступило обращение гражданки ФИО4, в котором указано о факте образования несанкционированных свалок отходов в районе пл. Лесной и ст. Крючково в <адрес>. Во исполнение приказа Службы от ДД.ММ.ГГГГ № СПР/Э-0119-ос в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка фактов, указанных в обращении гражданки ФИО4 В адрес администрации <адрес> направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации о местоположении несанкционированной свалки отходов с привязкой к местности, о зарегистрированных кадастровых номерах земельного участка, на котором расположены отходы, кроме того, о выделении специалиста для участия в контрольном мероприятии. В рамках указанного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ проведен натурный осмотр территории в районе пл. Лесной и ст. Крючково в <адрес> с привлечением специалиста администрации <адрес> ФИО5, в ходе которого установлено следующее. На территории <адрес> с правой стороны грунтовой дороги по направлению к станции Крючково (между платформой Лесной и станцией Крючково) установлено несанкционированное расположение отходов (полиэтиленовые мешки, стеклянная и полиэтиленовая тара, фрагменты мебели, бой шифера). Отходы расположены на почве навалом высотой ориентировочно 1 м. Место несанкционированного расположения отходов составляет ориентировочно 200 м длинной и от 3 м до 12 м шириной. Кроме того, напротив пруда в районе станции Крючково установлено два места несанкционированного расположения отходов (полиэтиленовые мешки, стеклянная, полиэтиленовая и жестяная тара, ветви деревьев, бой шифера). Отходы расположены на почве навалом. Первое место несанкционированного расположения отходов составляет ориентировочно 14 м длинной и 10 м шириной, второе место -9м длинной и 6 м шириной. Также с правой стороны грунтовой дороги по направлению к дачным участкам от станции Крючково установлено место несанкционированного расположения отходов (полиэтиленовые мешки, стеклянная, полиэтиленовая и жестяная тара, ветви деревьев). Отходы расположены на почве навалом. Место несанкционированного расположения отходов составляет ориентировочно 35 м длинной и 10 м шириной. На месте проведения осмотра территории произведена фотосъемка, составлен акт натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ № 0119. Таким образом, на момент выездного контрольного мероприятия установлен факт расположения отходов на почве. Для установления виновных лиц и привлечения их к административной ответственности, руководствуясь ст. 28,7 КоАП РФ, в связи с необходимыми процессуальными действиями, запросами по предоставлению дополнительной документации, для разрешения вопроса, требующих значительных временных затрат, было вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении административного расследования. Повторное обследование территории проводилось ДД.ММ.ГГГГ с участием специалиста администрации <адрес> ФИО5 с привлечением специалистов землеустроительной организации с целью установления местоположения несанкционированного расположения отходов с привязкой к местности. До настоящего момента администрация Зеледеевского сельсовета, не предприняло мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Территория свалки не обвалована, санитарно-защитная зона не организована, технология складирования не соблюдается, не подготовлено водонепроницаемое основание, не ведется сбор и очистка фильтрата, поступающего из толщи складируемых отходов, не предусмотрен отвод талых и атмосферных вод. Вследствие фильтрации сточных вод формируется постоянно расширяющаяся область загрязненных вод. Почва, как фактор окружающей среды, служит источником вторичного загрязнения подземных вод, атмосферного воздуха, сельскохозяйственной продукции. В почве кумулируются химические загрязнения, сохраняют жизнеспособность патогенная микрофлора и яйца гельминтов, что создает опасность для здоровья людей. Администрацией Зеледеевского сельсовета не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспортировке) бытовых и промышленных отходов, а значит, ответчиком неисполнены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
В судебном заседании представитель истца ФИО3, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, дал пояснения, соответствующие вышеизложенному.
Представитель ответчика администрации Зеледеевского сельсовета ФИО6 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, суду пояснил, что данную свалку создали члены садоводческих товариществ, находящихся на территории Зеледеевского сельсовета, в связи с чем, обязанность ликвидировать свалку бытовых отходов и организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора должна лежать на данных садоводческих товариществах.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В силу статьи 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
На территории <адрес>, таким субъектом, в силу пункта 3.15 Положения о службе по контролю в сфере природопользования <адрес> на Службу возложено осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор).
ДД.ММ.ГГГГ в Службу поступило обращение гражданки ФИО4, в котором указано о факте образования несанкционированных свалок отходов в районе пл. Лесной и ст. Крючково в <адрес>.
Во исполнение приказа Службы от ДД.ММ.ГГГГ № СПР/Э-0119-ос в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка фактов, указанных в обращении гражданки ФИО4
В адрес администрации <адрес> направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации о местоположении несанкционированной свалки отходов с привязкой к местности, о зарегистрированных кадастровых номерах земельного участка, на котором расположены отходы, кроме того, о выделении специалиста для участия в контрольном мероприятии.
В рамках указанного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ проведен натурный осмотр территории в районе пл. Лесной и ст. Крючково в <адрес> с привлечением специалиста администрации <адрес> ФИО5, в ходе которого установлено следующее.
На территории <адрес> с правой стороны грунтовой дороги по направлению к станции Крючково (между платформой Лесной и станцией Крючково) установлено несанкционированное расположение отходов (полиэтиленовые мешки, стеклянная и полиэтиленовая тара, фрагменты мебели, бой шифера). Отходы расположены на почве навалом высотой ориентировочно 1 м. Место несанкционированного расположения отходов составляет ориентировочно 200 м длинной и от 3 м до 12 м шириной. Кроме того, напротив пруда в районе станции Крючково установлено два места несанкционированного расположения отходов (полиэтиленовые мешки, стеклянная, полиэтиленовая и жестяная тара, ветви деревьев, бой шифера). Отходы расположены на почве навалом. Первое место несанкционированного расположения отходов составляет ориентировочно 14 м длинной и 10 м шириной, второе место -9м длинной и 6 м шириной. Также с правой стороны грунтовой дороги по направлению к дачным участкам от станции Крючково установлено место несанкционированного расположения отходов (полиэтиленовые мешки, стеклянная, полиэтиленовая и жестяная тара, ветви деревьев). Отходы расположены на почве навалом. Место несанкционированного расположения отходов составляет ориентировочно 35 м длинной и 10 м шириной. На месте проведения осмотра территории произведена фотосъемка, составлен акт натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ № 0119.
Для установления виновных лиц и привлечения их к административной ответственности, руководствуясь ст. 28,7 КоАП РФ, в связи с необходимыми процессуальными действиями, запросами по предоставлению дополнительной документации, для разрешения вопроса, требующих значительных временных затрат, было вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении административного расследования.
Повторное обследование территории проводилось ДД.ММ.ГГГГ с участием специалиста администрации <адрес> ФИО5 с привлечением специалистов землеустроительной организации с целью установления местоположения несанкционированного расположения отходов с привязкой к местности.
<адрес> представлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № 1464, в котором указано, что земельные участки, на которых расположены отходы (координаты в местной системе 167 МСК - X 641791, У 51535, X 641757, У 51536, X 641206, У 52199), на кадастровом учете не стоят.
В рамках проведения административного расследования с целью установления собственника земельных участков, на которых установлено несанкционированное расположение отходов. Службой направлен запрос в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» о предоставлении сведений о постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены свалки отходов.
Согласно представленной информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» от ДД.ММ.ГГГГ № в настоящее время на испрашиваемой территории границы земельных участков не установлены.
Таким образом, земельные участки, на которых установлено несанкционированное расположение отходов, не идентифицированы, не установлены их границы, земельные участки не поставлены на государственный кадастровый учет.
Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разъяснено сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Пунктом 18 частью 1 статьи 14 названного Закона предусмотрено правило, что к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ года. №7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно пункту 1 статьи 7 названного Федерального закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления поселений установлены пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления на почву.
Часть 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ:
- отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
- обращение с отходами;
-деятельность по сбору, накоплению, использованию,
обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статья 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в числе требований к объектам размещения отходов указывает, что захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается.
Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что:
территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Также статьёй 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами.
В соответствии с ГОСТом 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введён Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ № 607-ст) сбор отходов: Деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (пункт 5.26 ГОСТа).
Транспортирование отходов: Деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения (пункт 5.28 ГОСТа).
Кроме того, указанный объект не является полигоном ТБО, так как не отвечает гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01»).
В соответствии с названным Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов (пункт 2.1 раздела 2 Постановления).
Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно -эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам ( пункт 2.2. раздела 2 Постановления).
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривает, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
В судебном заседании установлено, что свалка расположена на территории Зеледеевского сельсовета, ответчик не предпринял мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Территория свалки не обвалована, санитарно-защитная зона не организована, технология складирования не соблюдается, не подготовлено водонепроницаемое основание, не ведется сбор и очистка фильтрата, поступающего из толщи складируемых отходов, не предусмотрен отвод талых и атмосферных вод. Вследствие фильтрации сточных вод формируется постоянно расширяющаяся область загрязненных вод. Почва, как фактор окружающей среды, служит источником вторичного загрязнения подземных вод, атмосферного воздуха, сельскохозяйственной продукции. В почве кумулируются химические загрязнения, сохраняют жизнеспособность патогенная микрофлора и яйца гельминтов, что создает опасность для здоровья людей. Администрацией Зеледеевского сельсовета не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспортировке) бытовых и промышленных отходов, а значит, ответчиком неисполнены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
Учитывая, что Администрацией Зеледеевского сельсовета не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспортировке) бытовых и промышленных отходов, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц) исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-197,235 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Службы по контролю в сфере природопользования <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию Зеледеевского сельсовета в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу ликвидировать свалку бытовых отходов, расположенную на территории Емельяновского района Красноярского края с правой стороны грунтовой дороги по направлению к станции Крючково (между платформой Лесной и станцией Крючково) 200 м длинной и от 3 м до 12 м шириной; два места несанкционированного расположения отходов в районе станции Крючково первое - 14 м длинной и 10 м шириной, второе место -9м длинной и 6 м шириной; место несанкционированного расположения отходов с правой стороны грунтовой дороги по направлению к дачным участкам от станции Крючково ориентировочно 35 м длинной и 10 м шириной и организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский Краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Мотивированное заочное решение составлено 19 ноября 2013 года.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.В. Иванова