25RS0<номер>-73 Дело № 2 – 123/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2021 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе судьи Мошкиной И.Н., при секретаре Хачатрян Э.З., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Владивостока к Администрации г. Владивостока о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Владивостока обратился в суд с исковым заявлением в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Владивостока о возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой города по обращению гражданина проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории города Владивостока, по результатам которой установлено, что покрытие проезжей части участка дороги вдоль дома № <адрес> в г. Владивостоке от подъезда № 3 до подъезда № 6 имеет дефекты в виде многочисленных проломов, просадок и выбоин длиною 1 5 см, глубиной - 5 см, что не соответствует требованиям, предъявляемым п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». По информации управляющей многоквартирным домом № <адрес> в г. Владивостоке организации - ООО «Управляющая компания Советского района», земельный участок в районе указанного дома в состав общедомового имущества не входит. Также, по результатам проведенных проверочных мероприятий по обращению гражданина Отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Владивостоку <дата> администрации г. Владивостока внесено предписание <номер> об устранении нарушений п. 5.2.4 ГОСТР 50597-2017. Учитывая изложенное, просит суд признать участок проезжей части дороги от подъезда № 3 до подъезда № 6 по дома № <адрес> в г. Владивостоке – бесхозяйным, а также принять меры по постановке бесхозяйного объекта транспортной инфраструктуры - участка проезжей части дороги от подъезда 3 до подъезда № 6 по дома № <адрес> в г. Владивостоке, предназначенной для движения транспортных средств, на учет в качестве бесхозяйных объектов в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в последующем принять вышеуказанные объекты в муниципальную собственность, обязать обязанность на управление дорог и благоустройства администрации г. Владивостока организовать выполнение работ но приведению покрытия проезжей дороги от подъезда № 3 до подъезда № 6 по дома № <адрес> в г.Владивостоке в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца Вакуленко О.А. в судебном заседании настаивала на исковых требованиях в полном объеме, по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика по доверенности Сухова Ю.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, в полном объем, по основаниям указанным в письменном отзыве, согласно которого требования о признании участка проезжей части дороги от подъезда <номер> до подъезда <номер> дома № <адрес> – бесхозяйным; принять меры по постановке бесхозяйного объекта транспортной инфраструктуры - участка проезжей части дороги от подъезда <номер> до подъезда <номер> дома № <адрес>, предназначенной для движения транспортных средств, на учет в качестве бесхозяйного объекта и последующем принять вышеуказанный объект в муниципальную собственность являются необоснованными, поскольку в настоящее время собственники многоквартирного дома <номер> по ул. Кирова пользуются указанной территорией открыто, добросовестно, и непрерывно как своим собственным, производят его эксплуатацию, за счет средств собственников многоквартирного дома управляющая организация ООО УК «Советского района» производит ремонт и обслуживание общего имущества многоквартирного дома, получает оплату за оказанные услуги, фактически пользуется всеми правами от имени собственников многоквартирного дома на основании договора управления. Кроме того, в данной ситуации по техническим характеристикам участок дороги вдоль подъездов №№ 3, 4, 5, 6 дома № <адрес> является придомовой территорией, включающей пешеходные пути к входам, подъезды к дому и площадки для жильцов данного дома – детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгул собак и т.п. (п. Б.33 СП 59.13330.2012). Спорный участок дороги не является дорогой общего пользования, не относится к улично-дорожной сети Владивостокского городского округа, потому как предназначен исключительно для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома № <адрес>. Участок дороги, на котором требуется проведение ремонта, относится к придомовой территории многоквартирного дома №<адрес> и не является дорогой местного значения. Таким образом, обязанность по выполнению ремонта и восстановления дорожного покрытия придомовой территории дома возложена на управляющую компанию. С учетом изложенного, участок дороги вдоль подъездов №№ 3, 4, 5, 6 дома № <адрес> проездом не является, территориально относится к дому № <адрес> и фактически используется только жителями вышеуказанных подъездов данного дома и не является бесхозяйным объектом. Придомовая территория, к которой относится участок дороги вдоль подъездов №№ 3-6 № <адрес>, не являются дорогой общего пользования, не относятся к улично-дорожной сети Владивостокского городского округа, потому как предназначена для обслуживания, эксплуатации и благоустройства вышеуказанного дома, поэтому их ремонт не может финансироваться за счет средств городского бюджета.
Представитель, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, без заявления самостоятельных требований ООО «УК Советского района» в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении слушания дела в суд не поступало, в связи с чем, суд в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствии.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.20Q7 №.,257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» (далее. -"Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в’ области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
На основании ч. 1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств но автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Частью 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, ч то органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Частями 1, 2 стати 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность но обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается па лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Решением Думы г. Владивостока от <дата> № <номер> утверждено Положение об управлении дорог и благоустройства администрации г. Владивостока (далее - Положение), согласно которому указанное управление является отраслевым органом администрации города Владивостока, в своей деятельности подчиняется главе города Владивостока и заместителю главы администрации города Владивостока, курирующему вопросы дорожного хозяйства на территории города Владивостока.
В соответствии с п. 2.1. Положения основными целями работы управления дорог и благоустройства администрации, г. Владивостока является дорожная деятельность и благоустройство в "отношении дорог местного значения в границах Владивостокского городского округа.
В силу п. 2.2. Положения основными задачами Управления является, содержание автомобильных дорог местного значения в границах Владивостокского городского округа и искусственных сооружений па них; капитальный ремонт, аварийно-восстановительный ремонт, ремонт автомобильных дорог местного значения Владивостокского городского округа.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города по обращению гражданина проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории города Владивостока, по результатам которой установлено покрытие проезжей части участка дороги вдоль дома № <адрес> в г. Владивостоке от подъезда № 3 до подъезда № 6 имеет дефекты в виде многочисленных проломов, просадок и выбоин длиною 15 см, глубиной - 5 см, что не соответствует требованиям, предъявляемым п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Согласно информации ООО «Управляющая компания Советского района» № <номер> от <дата> следует, что собственниками многоквартирного дома № <адрес> в г. Владивостоке земельный участок, входящий в состав общего имущества, не сформирован, придомовая территория отсутствует.
Кроме того, участок автомобильной дороги вдоль дома № <адрес> автомобильной дорогой общего пользования федерального, регионального, межмуниципального значения и частной автомобильной дорогой не является, что подтверждается Перечнем автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденным 1 Установлением Правительства Российской Федерации от <дата> № <номер>, Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденным постановлением администрации Приморского края от <дата> № 357-па, а также сведениями из публичной кадастровой карты Росреестра.
Согласно,ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Роостандарта от <дата> № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Пунктом 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин и иных повреждений.
Таблицей 5.3. ГОСТ Р 50597-2017 установлены сроки устранения отдельных повреждений (длина 15 см и более, глубина 5 см и более и площадью равно или более 0.06 кв.м).
Согласно, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанностью управляющей организации является оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в состав которою входит и земельный участок, на котором расположен этот дом (ст. 36 ЖК РФ). При этом указания на придомовые или прилегающие территории и обеспечение их надлежащего содержания в ст. 162 ЖК РФ не содержится, равно как и в п. 11 Правил содержания общего имущества. Следовательно, ЖК РФ не устанавливает для управляющих организаций никаких требований в части уборки придомовых территорий, если таковые не включены в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в качестве земельного участка.
Законом Приморского края от <дата> № 313-K3 «О порядке определения границ прилегающих территорий и вопросах, регулируемых правилами благоустройства территорий муниципальных образований Приморского края» устанавливается порядок определения органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края границ прилегающих территорий - территорий общего пользования, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, -земельным участкам (за исключением многоквартирных домов, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), а также определяются вопросы, регулируемые правилами благоустройства территорий муниципальных образований Приморского края.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты Росреестра земельный участок под многоквартирным домом № <адрес> в г.Владивостоке не образован, в связи с чем положения п. 1 3 Правил благоустройства территории Владивостокского городского округа, утвержденных муниципальным правовым актом города Владивостока от <дата> № 45-МПА (далее - Правила), к обеспечению организации работ по благоустройству территории в районе дома № <адрес> в г. Владивостоке организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, не применимы.
В соответствии с п. 1.3 Правил организация работ про благоустройству территорий обеспечивается лицами, являющимися владельцами и (или) пользователями соответствующих земельных участков, зданий и сооружений, если иное не установлено законодательством. Российской Федерации, а также положениями указанных Правил. ..
Пунктом 11.2.1 Правил предусмотрено, что организация уборки па закрепленных за физическими и юридическими лицами территорий общего пользования осуществляется за счет средств бюджета Владивостокского городского округа.
Также проверкой установлено, что по результатам проведенных проверочных мероприятий по обращению гражданина Отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Владивостоку <дата> администрации г. Владивостока внесено предписание <номер> об устранении нарушений п. 5.2.4 ГОСТР 50597-2017.
При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по надлежащему техническому содержанию проезжей части участка дорог вдоль дома № <адрес> в г. Владивостоке и но организации работ по уборке территории в районе дома № <адрес> в г. Владивостоке законодательством возложена на администрацию г. Владивостока.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования Прокурора г. Владивостока о признании участка проезжей части дороги от подъезда № 3 до подъезда № 6 по дома № <адрес> в г. Владивостоке – бесхозяйным, принятии мер по постановке бесхозяйного объекта транспортной инфраструктуры - участка проезжей части дороги от подъезда 3 до подъезда № 6 по дома № <адрес> в г. Владивостоке, предназначенной для движения транспортных средств, на учет в качестве бесхозяйных объектов в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в последующем принять вышеуказанные объекты в муниципальную собственность, а также возложении обязанности на управление дорог и благоустройства администрации г. Владивостока организовать выполнение работ но приведению покрытия проезжей дороги от подъезда № 3 до подъезда № 6 по дома № <адрес> в г. Владивостоке в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора г. Владивостока к Администрации г. Владивостока о возложении обязанности –удовлетворить.
Признать участок проезжей части дороги от подъезда № 3 до подъезда № 6 по дома № <адрес> в г. Владивостоке – бесхозяйным.
Обязать Администрацию г. Владивостока принять меры по постановке бесхозяйного объекта транспортной инфраструктуры - участка проезжей части дороги от подъезда 3 до подъезда № 6 по дома № <адрес> в г. Владивостоке, предназначенной для движения транспортных средств, на учет в качестве бесхозяйных объектов в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в последующем принять вышеуказанные объекты в муниципальную собственность.
Обязать управление дорог и благоустройства администрации г. Владивостока организовать выполнение работ но приведению покрытия проезжей дороги от подъезда № 3 до подъезда № 6 по дома № <адрес> в г. Владивостоке в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20.02.2021г.
Судья И.Н. Мошкина