Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-951/2015 ~ М-666/2015 от 04.02.2015

Дело № 2-951/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2015 года                      г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Тураевой Т.Е.,

при секретаре Шерстюковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волковой М.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» о взыскании расходов на проезд к месту лечения,

установил:

Волкова М.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска указала, что после проведения оперативного лечения в ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты> ей был необходим контрольный осмотр в ЦИТО в ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес>а на лечение ею были приобретены билеты на железнодорожный транспорт. При обращении в органы соцзащиты у нее не приняли документы на компенсацию денежных затрат на проезд. Отказ в принятии документов был мотивирован тем, что федеральным законодательством не предусмотрена компенсация самостоятельно приобретенных билетов.

Просит взыскать с ответчика «Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» расходы на проезд к месту лечении и обратно в сумме 4 180 руб., расходы на оплату госпошлины в размере 400 руб.

Истица в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что является инвалидом третьей группы.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором указал, что у Министерства отсутствуют полномочия по предоставлению гражданам бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №537-П «О Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области» (в ред. Постановления Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № 3/47-П), Министерство в области социальной поддержки населения организует и контролирует деятельность по оздоровлению лиц, включенных в региональный регистр льготников.

При этом в соответствии с абз. 5 п. 1.1 Устава Областного государственного казённого учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определённого места жительства и занятий в г. Ульяновске» учреждение является правопреемником прав и обязанностей Министерства труда и социального развития Ульяновской области в части предоставления гражданам путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предоставления путёвок на реабилитацию гражданам пожилого возраста, не являющимся инвалидами.

В соответствии с и. 4 Приложения к постановлению Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № 620-П «О порядке осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно- курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно» (вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ г.) предоставление социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда гражданам на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых Ульяновским областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, с организациями транспортного обслуживания, осуществляющими регулярные междугородные пассажирские перевозки.

Просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Министерства в связи с его участием в другом судебном заседании.

Представитель ответчика Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» в судебном заседании не присутствовал, был извещен о времени и месте слушания гражданского дела. В отзыве на иск указал следующее.

Правовые отношения, связанные с компенсацией проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно ранее регулировались постановлением Правительства Ульяновской области от 18.02.2011 № 61-П «О порядке осуществления переданных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» (далее - Постановление № 61-П).

Данное постановление утратило силу 06.01.2014 в связи с принятием постановления Правительства Ульяновской области от 19 декабря 2013 г. № 620-П «О порядке осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно».

Основанием для отмены Постановления № 61-П в части компенсации проезда к месту лечения и обратно стало экспертное заключение Минюста от 31.07.2013 № 02-2/14105 по результатам проведения правовой экспертизы на Постановление № 61-П.

Согласно указанному заключению, ни Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ни Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», ни Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» не предусматривают обязанность гражданина приобрести проездные билеты к месту лечения и обратно с последующей денежной компенсацией их стоимости.

Таким образом, пункты 8-11 Положения о порядке возмещения расходов на оплату проездных документов до места лечения и обратно, являющееся неотъемлемой частью постановления № 61-П ограничивают права граждан, предоставленные федеральным законодательством.

Полагает, что исковые требования Волковой М.А. по возмещению стоимости билетов по проезду к месту лечения и обратно удовлетворению не подлежат. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Учреждения в связи с его участием в другом судебном заседании.

Представитель третьего лица Управления Министерства труда и социального развития по г.Ульяновску (Заволжский район)в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о месте и времени слушания дела извещался.

Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Заслушав истицу, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со статьей 13 указанного закона оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В статье 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Статьей 6.2 данного закона предусмотрено, что в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.

Однако, вопреки п.4.4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , истице не компенсированы расходы за проезд к месту лечения и обратно.

В судебном заседании установлено, что Волкова М.А. является инвалидом группы с детства, имеет право на получение медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в соответствии с вышеназванными законами, в частности, право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

Установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ истица находилась на консультации в <данные изъяты>.

Как следует из выписного эпикриза <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Волковой М.А. выполнено оперативное лечение – перемонтаж металлоконструкции, рекомендован контрольный осмотр через 3 месяца.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения и социального развития истице выдан талон на получение специального талона на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи в медицинское учреждение <данные изъяты>» <адрес>, маршрут следования: Ульяновск-Москва-Ульяновск.

Стоимость проезда из г.Ульяновск в г. Москва ДД.ММ.ГГГГ составила 2 090 руб. Стоимость проезда из г.Москва в г.Ульяновск ДД.ММ.ГГГГ составила 2 090 руб.

С целью своевременного приезда в медицинское учреждение в г.Москва и получения медицинской помощи истица была вынуждена приобрести указанные билеты.

По возвращении истица обратилась в Министерство труда и социального развития Ульяновской области с просьбой компенсировать затраты на проезд к месту лечения, в чем ей было отказано.

Инвалиды относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан. Такие граждане должны получать квалифицированную медицинскую помощь и необходимые средства реабилитации надлежащего качества в соответствие с рекомендациями врачей. Ущемление их социальных прав является недопустимым.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению.

Рассматривая вопрос о надлежащем ответчике, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 2.6.9-ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Положения о Министерства здравоохранения, социального развития в Ульяновской области в области социальной поддержки населения осуществляет следующие полномочия: организует и контролирует деятельность по предоставлению технических средств реабилитации; - организует и контролирует деятельность по обеспечению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

На основании постановления Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № 620-П был утвержден Порядок предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Согласно п.4 Порядка предоставление социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда граждан не междугороднем транспорте к месту лечения и обратно осуществляется Ульяновским областным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением.

Вышеуказанным постановлением Правительства утвержден также Порядок финансирования части полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, согласно которому главным распорядителем средств областного бюджета Ульяновской области, поступающих из федерального бюджета, является орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган осуществляет расходование средств субвенций из федерального бюджета с лицевого счета, открытого в УФК, в том числе, и на обеспечение бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Распоряжением Министерства труда и социального развития Ульяновской области № ДД.ММ.ГГГГ в целях совершенствования работы по обеспечению граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением были внесены изменения в Устав и произведено переименование ОГКУ СО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске».

Согласно абзацу 5 п.1.1 Устава ОГКУ СО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации…» учреждение является правопреемником прав и обязанностей Министерства труда и социального развития Ульяновской области в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (включая выплату компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР, изделия и (или) оказанную услугу, определение размера и информирования граждан о размере указанной компенсации), предоставления гражданам путевок на санаторно-курортное лечение (далее – СКЛ) и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предоставления путевок на реабилитацию гражданам пожилого возраста, не являющимся инвалидами, бесплатного обеспечения отдельными видами ПОИ и бесплатного осуществления их ремонта лицам, не являющимся инвалидами, но по медицинским показаниям нуждающимися в обеспечении ПОИ.

Целями деятельности учреждения являются обеспечение реализации части полномочий РФ, переданных Ульяновской области по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на СКЛ и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ, Ульяновской области и настоящим Уставом полномочий в сфере социального обслуживания.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является ОГКУ СО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске».

Оснований для привлечения Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, как учредителя ОГКУ СО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» к субсидиарной ответственности на настоящий момент не установлено.

В связи с изложенным следует взыскать с Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» стоимость проезда железнодорожным транспортом Волковой М.А. в размере 4 180 руб.

В иске к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области надлежит отказать.

На основании ст. 94, 98 ГПК РФ с Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» подлежат взысканию в пользу истца расходы на оплату госпошлины в сумме 400 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 180 ░░░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░.

░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░

2-951/2015 ~ М-666/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Волкова М.А.
Ответчики
ОГКУ ЦСО
министерство здравоохранения , социального развития и спорта Ульяновской области
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Тураева Т. Е.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
04.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.02.2015Передача материалов судье
05.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2015Подготовка дела (собеседование)
20.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2015Судебное заседание
16.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее